Архитектурный ансамбль Пекина периода Мин
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Период позднего феодализма охватывает две династии: Мин (1368-1644г) и Цин (1644-1911г). 15-16в – торжественное освобождение Китая, расцвет экономики и культуры, но обнажились внутренние проблемы. Китай минского времени – блестящая страна, но раздираемая социальными конфликтами, хотя был целый ряд новшеств (в тч и технических), это не вызвало перемен в феодальных институтах. В 1644г войска восставших крестьян захватили столицу, и феодальная верхушка обратилась за помощью к маньчжурам, признав себя их вассалами, начался период Цин и длительная полоса феодальной реакции (Китай надолго приостановлен в развитии, самоизоляция с сер18в). официальная культура характеризуется ориентацией на прошлое, в ДПИ обнаруживаются ростки нового, так как оно ориентируется на запросы времени. В архитектуре сосредоточились творческие проявления времени, там же могут себя проявить и керамисты, и резчики.

После изгнания монголов началась полоса восстановлений и интенсивного строительства. Облицована камнем и достроена Великая стена (3000км), расширены и укреплены города. В планировке и строительстве традиционные приемы и методы, основной материал – дерево, но начинает активно использоваться кирпич и камень (дворцы и храмы). В структурном облике перемены: уменьшились в размерах доугуны, колонны стали стройнее (в основном покрываются особым красным лаком, защита и декорация), увеличился масштаб городских стен и площадей, в архитектуре интенсификация цвета («пять цветов»).

Пекин (Бэйцзин), постоянная столица с 1421г. По образцу прежних столиц, стройный ансамбль, основан на единой планировочной системе. Пространство объединено в ритмических сочетаниях, иерархических соотношениях (сословное поселение). Пекин возводился как парадный дворцовый комплекс; дворцы, храмы, пагоды, усадьбы от одноэтажных жилых построек отделяются и стенами, и выделяются масштабом и цветом (регулярный центр – хаотичные окраины). Производство цветных глазурей – акцентированы и по-новому объединены в комплексы разные части города. Крыши покрывались золотой, синей, зеленой черепицей. Город обнесен стенами, серый кирпич, есть зубцы, через ритмические промежутки сторожевые деревянные башни (стоячно-баллочные, многоярусные крыши, защищал лак, трапециевидные (там много окошек)), все фасады обращены на юг. Прямоугольник, внутри сетка улиц, главная у северных ворот заканчивается башнями Колокола и Барабана. В окрестностях ряд загородных комплексов – они перекликались с городом. Сложная структура: внутренний и внешний город. Центр – Запретный город-Гугун (это ядро, дворец императора, состоит из анфилад залов и площадей, мостов, каналов и тд), он часть императорского города, который часть внутреннего города (внутренний город становится своеобразной окраиной грандиозного центра), дальше уже идет внешний город. Постройки довольно просты и однотипны: 1эт, парадные деревянные павильоны и ворота, возносились над мощеными площадями на белокаменных ступенчатых террасах. Решающую роль в создании монументального облика играло укрупнение всех пространственных масштабных соотношений, мощность силы ритмических и цветовых повторов. Много мощеных белым гранитом площадей.

«Запретный город» (Гугун). Площадь начинается с искусственно вырытого рва, дальше дорога. Канал напоминает форму лука – символ защиты. Возрождается традиционная даосская философия – нумерология (в дао 5 первоэлементов), 5 объектов могут соотносится с огнем, водой, землей, деревом и воздухом, или с 4 сторонами света и с центром. Ко дворцу императора через ров 5 мостов (означали власть китайского императора над миром), все они приподняты на арках (кривизна мостиков повторяется в легкой кривизне самой площади). Соответственно, 5 цветов: красный, черный (вода), зеленый, желтый (земля), белый.

Тайхэдянь (Зал высшей гармонии), 15-17в. Располагается на главной площади Тянаньмынь, главный парадный павильон, для государственных церемоний. Особую мощь придавало сращение павильона в единый комплекс с двумя другими залами – Баохэдянь и Чжунхэдянь (на платформе они вознесены вместе). Здесь все характерные особенности минского зодчества: торжественность, звучность продуманных цветовых сочетаний (резной многоступенчатый (4х) белокаменный цоколь (соответствует понятию земли), лакированные красные колонны, массивные золотые черепичные крыши). Пройти к нему можно по 5 пандусам, крыша 2х ярусная, максимальный вынос благодаря кронштейнам. Постройка легкая деревянная, стоично-баллочная, у стен нет несущей функции. Столбы поддерживают 5цветный фриз, система консолей – крышу. Внутри подвесной потолок до уровня крыши. Росписи: дракон (дом), феникс(императрица), растительные и геометрические узоры. Концентрация цвета внутри объяснялась его рассеянию снаружи.

Ансамбль Храма Неба, 1420-1530 (перестроен в 18-19в). Наиболее крупный храмовый ансамбль, предстоять там мог только император перед своими предками-Богами, прося за народ. Располагается в северной части Пекина (по малой, в южной части внешнего города). Здесь возвращаются традиционные даосизм и конфуцианство. Состоит из трех построек. Обнесен стенами, в плане квадрат (символизирует землю), сами постройки, 2 храма и беломраморный резной алтарь, имеют форму круга (солнце или небо). Остроконечные синие крыши (небо). Пространство ритмически расчленено, находится в согласовании с природой. «Алтарь Неба» - круглый, беломраморный, 4х ярусный подиум с 4мя лестницами по сторонам света (у каждой свой пандус). Там по мрамору вырезаны плывущие сверху вниз драконы – нисходит вода и императорская милость. Алтарь сочетает круг и квадрат. Внутри одноярусное пространство, где совершаются жертвоприношения. Храм Хуаньцюнюй, 1420 (Благодарения, перестроен после пожара в 18-19в). Это храм молитвы за годовую жатву. Одноярусный, подиум с 4мя пандусами, там вырезаны фигуры-аллегории плодородия и божественной милости. Деревянные стены, расписные фризы, принцип оформления интерьеров – пятицветка. Для общения императора с его предками, тут ритуал преподнесения вина и сжигания бумажных денег. Внутреннее пространство не предназначено для широкой публики, используются 5 основных цветов. Храм Небесного величия Циньаньдянь. 3х ярусная крыша, синяя черепица.

Ансамбль 13 царских погребений минской династии, 15-17в. В окрестностях Пекина, почти километровая аллея духов (состоит из 24 животных, 12 воинов и чиновников-охранителей). Погребения включают могильный курган, комплекс храмов, крепостных башен, подземных залов (там драгоценная утварь). Располагались у подножия горы, в архитектурный замысел включали и природу.

Возможно, все это не надо. Цинская архитектура 18-19в продолжала развивать минские традиции, но в отличие от величественности и простоты возрастает пышность и декоративность. В 17-18вуинские правители проводят восстановительные работы (сооружения пострадали от подара), монументальность форм не пострадала, но зато дробность форм и превосходство орнаментации.

Садовое искусство: с 15в сады начинают привлекать внимание, наполняются камнями с гор, сочетаются с водоемами, мостиками и беседками. Используются не цветущие растения (банан, бамбук, сосна), на фоне оштукатуренной стены. сохранились сады 18-19в в Су Чжоу.

Живопись. Наиболее полно отразила всю противоречивость. Ретроспективизм, копирование старых мастеров, индивидуальность художника стирается, желание вновь восстановить Академию (в живописи главное – знакомое). Новые особенности – декоративность, камерность, переход к рационалистическому восприятию мира. Пейзажная живопись теряет жизненную наполненность, арена новых идей – повествовательный жанр. Он связан с минской прозой (там расцвет), пробуждается интерес к личности человека, его деятельности и окружающей среде.

Тан Инь (1470-1523г) и Чоу Ин (1п 16в). Бытовой жанр, хотя творчество и ориентированно на прошлое, они создали новый тип жанровых сцен (лирические чувства, тонкий колористический строй). «Поэма о покинутой жене», «Поэма о красном листе», «Рыбаки на осенней реке», 1523г – яркие краски, нарядная декоративная композиция, нет философской глубины. Рыбак – символ человеческих желаний (но утрачена семантика, это просто жанровая сцена).

Интересен «портретный» жанр. Самые ранние относятся к древности, они связаны с погребальным культом. Средневековые портреты связаны с физиогномикой (связь черт лица с нравственными качествами и судьбой). Фигуры неподвижны, фронтальны, пустой взгляд вдаль, человек бесстрастен. Портреты лишены конкретности, но индивидуализированы, пристальное внимание к предметной среде (Ци Бай-Ши, 19в, «Портрет чиновника», «Портрет жены сановника со служанкой»). 

Дата: 2019-02-24, просмотров: 272.