Религиозное искусство эпохи Хейан
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Хейан, 794-1184г (Ранний Хейан – 794-894г и Эпоха Фудзивара – 894-1184г). Высокий расцвет средневекового искусства, расцвет буддийской и придворной культуры. Оба конца сплетались, не были изолированы. В Нару развиты международные связи, происходило постоянное соперничество с Китаем. Хейан – это период закрытой политики, прекратилась мода на иноземное, интровертные качества. Ярко выработались свои особенности – расцвет собственно японского своеобразия. Изменения и в религиозной жизни – центр переместился в Хейан (Киото), этот город замышлялся как Чан Ань (Танская столица Китая). Горная область, вокруг 5 вершин, на которых 5 буддийских монастырей. Распространилось несколько направлений буддизма, активизировался культ Амиды, так как в 1052г ожидали конец буддийского мира. В обрядном смысле амидаизм крайне прост (просто верь и произнеси: Будда Амида верую в тебя 9р, уже окажешься в раю, его предпочитали придворные). Но вот в художественном смысле шикарное воплощение. Амида часто изображался именно как спаситель души после смерти, композиция обычно строилась по диагонали: Амида с царственными бодхисатвами в золотом сиянии спускаются с неба, внизу их ждали только что усопшая фигурка. С амидаизмом связано распространение учения секты Дзедо (Чистая земля). Еще был эзотерический буддизм сект Тэндай и Сингон. Это буддизм для просвященный, передавался от учителя к ученику, очень сложен обрядово. Мандола – главный объект культа, с санскрита – это круг, символическое изображение устройства мира. Это геометрическая сетка из кругов в квадрате, куда вписываются изображения божеств, многофигурная икона. Были скульптурные, рельефные и алтарные мандолы, маленькие настольные мандолы. В архивах эзотерических монастырей сохранились описания процессов, которые должны были сопровождаться соответствующим положением рук: верхний ряд – божество в антропоморфном образе, в нижнем (прямо один под другим) то, как надо руки держать, вызывая его.

Храм Феникса, 1053г (павильон Хоодо монастыря Бедоин (монастырь равенства)). Близ Удзи, Киото, загородная резиденция вельможи Фудзивара, его сын преобразовал главное здание в павильон храма Феникса и отдал его амидаистскому монастырю (но опоздал к концу света). Хоо - фантастическая птица с головой курицы, шеей змеи, клювом ласточки, спиной черепахи и хвостом рыбы; крылья окрашены в пять цветов (символ высшей буддийской добродетели, веры в Амиду). Эта архитектура стремится распространиться по окружающему пространству в виде галерей. Много дверей, павильон на берегу озера (отражается в воде), вокруг сад. План: квадрат с тремя галереями, одна – в виде летящей птицы (прямой) и две боковые в виде крыльев (в другую сторону заканчиваются тоже выступами-галереями), есть и некий отросток – хвостовая галерея. Галереи прозрачные, открытые. Крыша с сильным выносом, ее поддерживают парные трехъярусные кронштейны, расположенные на квадратных столбах. На коньках крыши два Феникса-Хоо, детали окрашены красным лаком. Представляет собой павильон дворцового типа (можно сказать, что стиль синден). Там замечательная скульптурная композиция, посвященная Амиде. Алтарь состоит из скульптуры Амиды Нерай мастера Дзётё (уже сложилась практика, когда 1 матер возглавлял артель, которая работала вместе). Скульптура деревянная, покрыта золотым лаком (3м, техника ёсэги – собирается по частям), обрамлена деревянным тонким золоченым нимбом. Будда сидит в позе лотоса на роскошном лотосовом троне (разделен на лепестки) – статуя по модели, но лицо уже другое – это чистый японец, пальцы рук соединены (по 2), ладони повернуты вверх, руки свободно лежат на коленях. Будде не положены украшения – он в монашестве, но вот трон и все окружение очень богато украшены. Также есть фигурки небесных музыкантов, как пристенные украшения. Всего 52 деревянных музыканта (это число шагов, которое нужно сделать для спасения). Все музыканты разные. Закреплялись на стенах павильона. Изображаются на летящих облачках (облако цветов пришло из китайской традиции – клубящееся облако на хвостике, такое существует и в природе). Тонкие и изящные фигуры, гибче нарских. Более сложные и менее эротичные позы, несу элемент придворной элегантности. Также были расписаны створки дверей, которыми закрывалось помещение (Дзете). «Сошествие Амиды на землю», он спускается на грешную землю, которая оказалась очень хороша. На фрагменте изображены великолепные лошади. Пейзаж почти идентичен тому, который мы видим, находясь внутри храма. Лошади вечером бродят по мелкой траве и щиплют травку (может фото, а может и реально сепия). Идея, что окружающий нас мир – это и есть рай, не хватает только пришествия Будды Амиды.

Мандола, 899г из храма Кёогококудзи монастыря Тодзи в Киото, двух сторонняя, 18х18м, доска. Стоит на подставке, как экран. Мандола Духа и Мандола Чрева (название двух сторон). Мандола Чрева, сложная центрическая композиция: в роли чрева лотос, он в центре, у лотоса 8 лепестков, они соотносятся со сторонами света и промежуточными направлениями. В центре Будда Бесконечного Света (Дайнити Нерай –Будда Вайрочана). То есть это еще и картина космоса. По сторонам света 4 Будд, Будды созерцания, между ними бодхисатвы Созерцания. Мандола развивается от центра. Дальше несколько прямоугольников называются залами, так как мандола мыслится как придворное помещение, где находятся божества. В залах различные божества, различного ранга. На красном фоне охранители и защитники. Чем дальше от центра, тем ниже ранг, ближе к кайме всякая мелочь. Рамка – переход от мира повседневных верований к миру высокой религии. Оборотная сторона (мандола Духа), еще более отвлеченная, духовная. 9 квадратов 3х3, внутри каждого лотос (4 круга-лепестка), он вписан в круг, круг вписан в квадрат, между 9ю квадратами полоски. Все населено божествами. Правильное созерцание мандолы: правильное произнесение мандолы (заклинания), выполнение правильного жеста (сам должен выполнять определенную мудру), зрительное созерцание того божества, к которому он обращается. Цель эзотерической медитации – божество являлось. В этой религии ничего не просили, все не сравнимо с высшей милостью, когда божество являло себя. Фигуры внутри мандолы превратились в фишки – они обозначают божество, но не раскрывают его. Еще одна важная задача – увидеть мандолу в объеме, так как на самом деле – это проекция на плоскости. На самом деле мандола – это дворец в форме ступенчатой пирамиды, где центр – это самая высокая часть. Мандола – это план или проекция всего мира.

Архитектура тоже стала представляться как мандола, особенно пагоды. В ее центре центральный стул, окружен дощатой загородкой тоже на столбах, она окружена легкой стеной. Все на сочетании круга и квадрата. Под основанием центрального столба зарывалась шкатулка с реликвиями. В Хайанское время в основание пагод стали зарывать еще и послания к Будде Амиды. Распространились изображения многоруких и многоликих божеств, этот принцип пришел из Индии, символизировал универсальность.

Фудо Мео, шелк, монастырь Коя, 10в (красный), бодхисатва, один из небесных царей, устранитель препятствий. Сидит на скале с мечом в руках, экспрессия, малиново-красное тело. Изображался и на свитках. По идее, он должен был устранять препятствия в медитации, но его воспринимали как просто защитника, который всех накажет. Его образ страшен, но прекрасен. Всего было 4 Фудо, соответственно они могли быть 4х цветов, самый мощный – это синий. К нему можно было обращаться и на подготовительной стадии мандолы, чтобы он уничтожил все препятствия на пути медитации.

В скульптуре, как правило, сложное сопоставление объемов, динамизм, нагромождение атрибутов.

Нёирин Каннон, храм Кансидзи в Осаке, н9в. На лотосовом троне (выделяются лепестки, он не монолитный), в канонической позе (сидит с опорой на одно колено). 6 рук (четки, жемчуг, колесо закона, 1 рука касается лица), пухлое тело, мягкая женственность, высокая декоративная корона (края – стилизованные языки пламени).

Алтарь монастыря Тодзи, 823-839г с храмом Кёогококудзи в Киото. Красные столбы в интерьере, сложная символика и асимметрия важнее одухотворенности и красоты. В центре 5 Будд, по сторонам 5 бодхисатв и 5 великих царей (символизируют силу и милосердие). Эти три группы с восточной стороны охраняются Бонтэн (Брахма), с западной Тайсяку (Индра). Замыкали композицию с четырех углов фигуры демонов. Центральные персонажи следуют стилистическим канонам, в изображении второстепенных появляются новые черты. В центре группы великих царей Фудо Мео с мечом и веревкой в руках, с клыками. У Бонтен (3 лика, 4 руки) лотосовый трон, покоится на 3х гусях.

11ликая Каннон из Тодзи (?) (бодхисатва Милосердия). В индийском варианте – это Авалакитешвара. Одна голова на затылке (где ее почти невозможно увидеть), это Ракшас, ужасный, клыкастый смеющийся демон.

Дата: 2019-02-24, просмотров: 267.