Древнейшая культура Японии (3тыс-3в н.э.)
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Древность: 3тыс-6в н.э.,

Средние века: 6-17в (делятся по названиям столиц и правящих династий),

Новое время: 17-19в,

Современность: с 19в.

Индия все время на всех влияла (кроме мусульман), сама же она мало подвергалась влиянию. Китай тоже мало подвержен влиянию и спокойно относится к таковым, если они есть. Вопрос о влияниях для Японии намного острее. Япония – самая дальняя страна Дальнего Востока. Тут заканчиваются волны всех самых важных исторических процесс: влияние пришло, а передавать его дальше уже не кому. Все воздействия приходят к Японии в последнюю очередь. Здесь ощутим дух соперничества, желание подтвердить сопричастность культуре, доказать, что культура Японии больше, значимее и лучше тех культур, которые на нее влияют.

Периодизация строится на основе смены династий, но называются они по столицам, так как каждая новая династия считала своим долгом отстроить новую столицу. Внутри периодов периодизация по годам правления императора.

Здесь идет речь о династиях реально правящих, так как в Японии считается, что императорский род непрерывен и идет от богов. Меняются династии канцлеров и регентов (которые зачастую, реально правят страной), императоры вне смены.

Собственно художественные произведения появились в эпоху Дземон (след веревки)– сер3-к2 тыс. до н.э. Культура рыболовов, родовой строй, сосуды от руки, органическая форма, ассиметричные. В Китае в это время великолепная Шан.

 Японские сосуды тоже дают представления об устройстве мира. Как правило, здесь тоже две части (подземно-подводная и надземная). Тоже есть деление на 4 стороны света – они обозначены седловидными выступами (горы 4х сторон света) и налепленными валиками. Такие сосуды часто большие (до 1м), очень тяжелые и непригодные для практического использования, ритуальные. Украшены налепными или продавленными жгутами, активная светотень. Фигуры Догу – глиняные причудливые скульптуры идолы, приземистые, толстые, внутрь закладывались останки (про них написано много чепухи, типа они пришельцы из космоса, в скафандрах и солнечных очках). На самом деле это пришельцы из мира мертвых. Глаза зажмурены, потому что фигурка изображает мертвеца (археологи называют такие фигурки жмуриками). Бронзовые колокола дотаку (4-3в до н.э.): ритуальные функции перешли от сосудов к колоколам. Колокола без языка, стучали снаружи. Покрыты магическим орнаментом жатвы, первых зернохранилищ и тд.

Яей, 5в до н.э.- 4в н.э. (Кофун, 300-600г н.э. – этим периодом завершилась культура, начали строить курганы). В центральном регионе Японии образовывается государство Ямато (4-6в, о. Хонсю). Кофуны – курганы князей Ямато, ханива (глиняный круг)– их система надземной погребальной керамики, ставилась по периметру кургана (гробница Нинтоку, длина 480м, высота 36м). Ханива – источник сведений о древней архитектуре (так же изображения построек есть и на бронзовых ритуальных зеркалах 4-5в). Курганы напоминали замок для ключей, состояли из круга (небо) и трапеции (земля), окружены рвом с водой. Снабжены уникальным видом искусства – надземной погребальной керамикой, не было традиции разграбления курганов. Ханива – глиняная скульптура (в одон большом кургане их было около 20тыс), размеры вместе с цилиндрическим постаментом не превышали 1 метра. Много узнаваемых, трогательных сюжетов, но в основном все очень обобщено и нет детализации. Формировались выкладыванием по кругу глиняной колбаски, получался цилиндр (на нем певцы, воины, обезьянка, модели домов (ставились на вершины курганов). Модели домов – легкая стоечно-балочная конструкция, крыша соломенная, конек удлинен, седловидная (чтобы не сдувало солому). Сосуды на гончарном круге, отражают бытовую жизнь земледельцев, бытовые формы, скромный орнамент. Родоначальники всего сущего – божественные супруги Идзанаги и Идзанами, от них триада великий богов – Аматэрасу (солнце), Цукиеми (луна), Сусаноо (вода, буря). Образ божества не получил антропоморфного изображения (его символ – сама природа, практически обожествлялся весь мир). 

Складывается пантеисическая религия Синто (Путь богов). Культ пространства, развивающегося в горизонтальной плоскости, культ камня, культ чистоты и целостности (неоскверненная природа), у божества нет антропоморфности. Синтоистское святилище в Исе (3-5в) с ансамблями внутреннего святилища Найку (ок3в, посвящено Аматэрасу) и внешнего святилища Гэку (сер6в, посвящено богине злаков Тоеукэ).

Культура Кофун и ханива.

В первых веках нашей эры происходят серьезные социальные сдвиги: создается первое централизованное государство из союза племен, по месту расположения – Ямато (центральный регион, Хонсю). Кофун – завершающий период культуры Яей, 300-600г н.э. В это время сооружаются многочисленные гробницы-курганы (иногда колоссальные размеры) князей Ямато. Курганы напоминали замок для ключей, состояли из круга (небо) и трапеции (земля). Ханива (глиняный круг) – система надземной погребальной керамики, ставилась по периметру кургана. Особенно интенсивны контакты Ямато с Китаем и Кореей. Верхушка японского общества начинает пользоваться иероглифической письменностью (это открыло доступ к китайской философской и политической литературе).

Гробница императора Нинтоку, н5в. По площади превосходит пирамиду Хеопса, 480м в длину, 36м в высоту. Имеет форму замочной скважины (увидеть это можно только с большой высоты). Окружена она подковообразным водоемом, видно стремление к слиянию с природой (в Египте торжество над природой).

Ханива: располагалась на поверхности кургана (в Китае она пряталась внутрь), выполняла функцию магической ограды, вместе с цилиндрическим постаментом размеры не превышали 1м; много трогательных узнаваемых сюжетов. Скульптура развивалась из полых столбиков-цилиндров, располагавшихся вокруг кургана. Сюжеты многообразны – от магических воинских щитов и мечей (щит из раскопок в Ивами), архитектурных сооружений (в Сара и Сайтобару), оседланных боевых коней до многочисленных типов человеческих фигур: жрецы, музыканты, придворные (раскопки в Окумамура, Хариман-бара). В пластическом языке ханива сочетается обобщенность в трактовке лиц, поз и жестов фигур с большой точностью в передаче характерных деталей, указывающих на конкретные особенности персонажа (доспехи воина, головной убор и одежда жреца). Масштабная деформация, пропорциональные несоответствия – мастеру важно зафиксировать, в первую очередь, общий силуэт фигуры, смысл ее действий (жрец воздевает руки к небу). Многообразие и выразительность лиц. Живости мастера добивались варьированием простейших приемов вырезания ножом из глины (глаза, рот) и вылепливания в мягком рельефе (брови), при этом допускалась легкая асимметрия. Нет детализации – обобщенность.

Итог: древнейший период – формирование широких мировоззренческих концепций, которые сохраняли свои значения в будущем. Среди множества явлений три наиболее важны: обобщение законов мироздания в пластической форме ритуального сосуда (Дземон), рождение архитектурных форм и пространственного мышления (синтоизм), сложение пластического языка и первое непосредственное отражение с его помощью жизненных явлений (ханива).

Дата: 2019-02-24, просмотров: 226.