В 7-8в живопись заняла центральное место, выросла до выражения глубоких мыслей и чувств. Выразились поиски обобщения закономерностей вселенной, духовного единения человека с миром. Были уже теоретические осмысления задач живописи , но сумма накопленных представлений смогла получить освещение только в Тан и Сун. Танская живопись проникнута пафосом активной жизни больших цветущих городов, ярка, красочна и празднична.
Монументальные буддийские росписи: меняют свой облик, обогащение сюжетов, разнообразие тематики, внимание к земному миру. Росписи Дуньхуана (Цяньфодуна), 7-8в. Монастырь на пересечении путей с Индией и ЦА, местные традиции взаимодействуют с комплексом восточных, но ясно видны новые черты. Раньше северная Вей: фризообразное построение, легенды из жизни Шакьямуни (аскетизм и подвиги), сумрачные и условные. Теперь: большая широта охвата жизненных явлений, красота и свежесть колорита, более свободные композиционные построения, многогранней трактуются образы людей и божеств. Росписи занимают обширные пространства (а не узкие фризы), эпизоды приобретают жанровый оттенок, в поле зрения повседневные дела людей. «Утренняя молитва рыбаков». Есть система планов (кулисы суша-вода), не фризы, а панно, перспективное сокращение, точка зрения сверху, молитвенное сосредоточение рыбаков. Усложняется композиционный строй, линия поднимается ввысь по плоскости (высокий горизонт), отсюда иллюзия больших просторов. Каллиграфичное письмо (структурный метод пользования кистью). Пейзаж со скалой и рекой (водопад). Философия дао, пейзаж – самостоятельное произведение.
Живопись на шелке: усиливается интерес к природе, формируются жанры, быт и природа отделяются. Жанры: животные, цветы и птицы, люди (портрет), пейзаж (шань-шуй), священные изображения. Жанры разделяются на высокие и низкие. Теоретики заостряют внимание на способах передачи в живописи духовной сути. Появляются произведения, суммирующие накопленный опыт (Чжань Янь-юань, «Записки о знаменитых картинах разных династий», 9в). Янь Ли-бэнь, 7в и Чжоу Фан, 8в, «жэньу» (люди и предметы, быт), Хань Гань, 8в (анималист), Бянь Луань и Дяо Гуань-инь, 8-9в (цветы и птицы).
Жанр портрет: Янь Ли-бэнь, «Властелины разных династий», 7в (Бостон). Свиток повествует о 13 правителях Хань и Суй, и парадно-портретная эпопея, и историческая композиция. Стиль и размещение на плоскости – неразрывна связь с прошлым. Нейтральный фон, группы идущих или восседающих правителей не связаны единым действием (каждая – замкнутая композиция), фигуры правителей возвышаются над слугами. Бесстрашные, торжественные лица, отвлеченный идеал мудрости. У каждого атрибуты и символические детали одежды, характеризующие качества, приписываемые традицией. Не столько индивидуальная, сколько социальная оценка. Стремление к повествовательности, к передаче конкретных деталей. Сложные цвета (сиреневый), плотный колорит, широкая цветовая гамма. Линия сохраняется доминирующее значение. Черты лица уподобляются элементам пейзажа (нос пригорок, глаза озера). «Портрет Фу Чэня», неизвестный автор. Неформальный портрет духовного лица, более интимный, но он мемориальный, заказан последователем. Развивается физиогномика (добрый старичок в монашеском плаще с чернильницей). «Портрет монарха (буддийского патриарха), задремавшего с тигром». Мазок моделирует поверхность, шерсть пушистая.
Жанр люди: Чжоу Фан, 780-810г. Еще более яркое стремление к пристальному и детальному описанию. Сюжеты взяты уже из современной жизни (придворной), житвопись как способ фиксации повседневности, хотя композиции и строятся по принципам Янь Ли-бэня, но ритмический строй разнообразнее, ситуации обрисованы конкретнее и живее. «Знатные дамы с шелковыми веерами». Развертываются и как бы читаются, подобно книге с иллюстрациями, показываются отдельные бытовые сценки, объединенные единой темой. Подмечены особенности жестикуляции и специфика движений, в образах женщин танский идеал красоты (более земной и полнокровный), многоцветные одежды, сложные прически. Это уже следующий этап развития повествовательного жанра. «Шахматистки» - две пожилые дамы играют в шахматы (толстая и тонкая – контраст), красный фон, 2 молодые служанки перешептываются за спиной, мальчик слева несет кувшин с водой, был и второй мальчик (вдвоем тащили сосуд), сюжет усложняется. «Красавицы прошлого» - по легендам, красавицы в сопровождении собачек и аистов. «Глаженые шелка» - гладили ковшами с раскаленными углями, богатый колорит. Гу Хуань Чжунь. «Ночная пирушка Хань Си-Цая» - скандальная хроника, посвящена похождениям секретаря государственной канцелярии, эпизоды разделены ширмами, он в халате, играет в барабан. Тонкое идеальное лицо. То есть, в контексте строгого портрета возникают темы увеселений.
Жанр животные: Хань Гань «Конь императора. Звезда ночи». Толстенький, пляшет на привязи, конкретный конь. Это мемориальный портрет (трагическая кончина императорского коня). Это бумага, альбомный лист. Есть каллиграфические надписи и печати (квадратные – содержит имя и девиз владельца, круглые или овальные – цензорские).
Жанр пейзаж: мажорный, позитивный, самый высокий жанр, в горизонтальных свитках сопровождает другие сцены, в вертикальных самостоятелен. Ли Сы-сюнь (2п 7в), Ли Чжао-дао (7-8в), Ван Вей (1п 8в) – дошли только в копиях. «Путники в горах» и «Дворец Цзючэнгун» приписываются обоим Ли. Бытописательные тенденции, полнокровное и активное отношение к жизни, праздничны, наполнены фигурами людей, изображениями дворцов. Здесь природа осознана в собственной красоте, но представляет ценность как сфера деятельности человека. Для передачи радостного эмоционального образа используются ярко окрашенные кулисы гор, облаков, которые становятся основой пространственной композиции. Линии обводятся золотым контуром. В осознании целостности мира природа доминирует декоративный подход. «Путешествие императора Мин Хуана, н8в. Масштабный, высокая точка зрения, используются драгоценные краски (лазурит, малахит, золотой контур), на переднем плане процессия (то появляется, то исчезает за горами), кони радостно валяются. Ван Вей, 699-759г. Чаньский монах, перешел к монохромному пейзажу, использует только туш и белила, предпочитает зимние темы, связанные с одиночеством, холодом и дискомфортом. Маленький человек противопоставляется самоценной природе. Плавные переходы планов. «Просвет после снегопада». Мир природы уже более един, способствует размытая черная туш (тональное единство – впечатление целостности), гораздо свободнее построение, скрадывается кулисность (на 1пгладь замерзшей реки, сзади холмы). Природа впервые безлюдна. Трактат «Тайны живописи», в стихах, надо соблюдать сезонность пейзажа, красота природы и способы ее раскрытия (далекие фигуры без ртов, деревья без ветвей, вершины без камней, течения без волн и тд). Нужно соблюдать принцип кулисности (далекие горы снижать – перспектива), образ важнее воплощения, сначала замысел – потом кисть.
Падение могущественной империи – потрясение, углубились чувства, усложнилось философское суждение о жизни. Природа – гарант стабильности, родная природа – чувство героизма. Пейзаж «шань-шуй» – выразитель самых возвышенных идей.
Дата: 2019-02-24, просмотров: 268.