Буддийское искусство эпохи Тан, 618-907г
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Воссоединение Китая началось с периода Суй (589-618г), что создало предпосылки для дальнейшего объединения страны в могущественную Танскую империю (681-907г). Территориальное единство, новые земли, подъем экономики и культуры, интернациональные связи («взгляд вширь», интерес к внешнему миру). Централизованное государство, сложная иерархическая система. К 8в новая фаза, частное землевладение сменило надельную государственную систему. Расцвет городской культуры, в 10в при дворе основали Академию живописи (общественная значимость искусства), обязательная система государственных экзаменов для чиновников, ксилографическое книгопечатание и печать при помощи передвижного металлического шрифта (расцвет искусства книги и расширение круга читателей). Потом падение династии, время «Пяти династий» (907-960г), разобщенность, потом империя Сун (960-1279г). В архитектуре впервые природа становится компонентом ансамбля, дух праздничности, монументальная ясность форм, 7-8в размах строительных работ.

Чанъань. Столица Танской империи (еще одна столица Лоян). Большой прямоугольник (периметр 36км), регулярная застройка, массивные глинобитные стены, ориентация по оси север-юг (в соответствии с «фен-шуй» (ветер-воды)). Ядро – на севере дворцовый комплекс, обнесенный стенами (Запретный город (покои императора) и императорский город (административные здания)), в центе храмы, на юге жилые постройки. Строгая регламентация размеров зданий (жилые дома 1эт, скромны по цвету, не более 3х пролетов между столбами на фасаде; дворцовые и монастырские здания монументальны, на высоких каменных платформах). Кварталы по профессиям. Все из дерева, каждое здание (комплекс) – система замкнутых дворов, в основе построек – каркасная ячейка (все разрушалось – главное – быстрый строительный метод): столбы и система балок и перекрытий. Сложились типы: дянь (1эт, 1зальный парадный павильон); лоу (многоэтажный павильон с обходными галереями); тай (надвратные беседки на каменных цоколях); тин (парковые беседки); лан (галереи). Стены не несущие, прячутся в тени обходных галерей, могли заменяться решетками или отсутствовать; крыши варьируются благодаря системе подкровельных кронштейнов – доугунов. Единое внутренне пространство расчленяется столбами на нефы. Светское зодчество не сохранилось, но по раскопкам видна тяга к монументальности.

Буддизм с 7-8в играет важную роль, становится официальной идеологией. Сооружаются скальные монастыри, строятся пагоды («красивая башня», многоярусные, квадратные или прямоугольные в плане), которые утрачивают сходство с индийской ступой.

Павильон Дасюнбаодадянь монастыря Фогуансы, провинция Шаньси, 857г. В отличие от большинства построек, сохранился, так как в горах. Аллея, ворота, площадь, храм: 1эт, прямоугольный, широкие дверные проемы, серо-голубая черепица, каменная платформа. Торжественность и энергичность.

Пагода Даяньта (Большая пагода диких гусей), 652-704, Чанъань. Пагоды играли важную роль при монастырях, крупный и светлый кирпич, утверждали идею вечности. В отличие от ранних образцов, геометрическая уравновешенность, ясность членений, отсутствие украшений, математическая логика роста. Расположена в центральной части столицы. 64м, 7 ярусов равномерно сужаются кверху, усилено перспективное сокращение, квадрат в сечении. Каждый фасад воспроизводит стоечно-балочную конструкцию в виде тяг (отсылка к китайским добуддийским конструкциям). Окна полуциркульные (отсылка на тему пещеры), широкий многоярусный карниз из кирпича. Наверху маленькая ступа, под каждым карнизом колокольцы.

Пагода Сяояньта (Малая пагода диких гусей), 707-709г, Чанъань. Расположена в южной части столицы (обе пагоды были главными вертикальными вехами). 45м, 5 ярусов. Опять же обе пагоды строгость. Очертаний напоминают крепостные сооружения, основа – ритм прямых линий и повторяющиеся в уменьшенном виде объемы.

Скальные монастыри: к6-8в интенсивное строительство, вырубаются Майцзишань, Лунмэнь, Цяньфодун (Дуньхуан), Таньлуншань. В обрывах рек, по принципу ласточкиных гнезд (где удобно), в пещерах-гротах скульптура (передние стенки осыпались – скульптуру видно).

Скульптура: Тан – наивысший расцвет, этап классики. Синтезировались идеи времени, идеалы торжествующей государственности. Охватывает широкий круг проблем, новые темы и образы. Непременный компонент буддийского ансамбля (многофигурный алтарь), связана и с погребальным культом (разницы в иконографии почти нет). Соразмерные пропорции, ясность и величавость образов – так донесли гуманистические идеалы эпохи. Также расширился пантеон. Хинаяна окончательно вытиснилась махаяной, а абстрактная нирвана была заменена на райский сад Будды, владыки Запада Амитабхи (вейские культы Шакьямуни и Майтреи отошли на 2й план), большая роль у Будды Вайрочаны (Локана, «Великого солнца) и у бодхисатв (особенно у Авалокитешвары). Образ последнего утратил черты юношеской незрелости, получил разные воплощения, принял женский облик – Гуаньинь. Махаяна – отказ от аскетических образов, уже в Суй плавные и округлые формы, грубоватые земные образы (а не вейские хрупкие и лишенные плоти). С Суй (в Таньлуншань) еще сохраняется фронтальность, но чуть отделяется от стен. Исполнена крепости, интерес к пластической лепке лица, к проработке многослойных и многоцветных одежд, украшений. В Лунмэне, Майцзишане и Цяньфодуне скульптура 7-8в получает еще большую независимость, становится 3х мерной, приобретает объем и наполняется земной красотой. Ряд новых иконографий.

Лунмэн: квадратные или скругленные в плане пещеры, скульптура размещается свободно; соблюдаются каноны, сложившиеся за пределами Китая, но китайский этнический тип. Новый тип красоты: чувство зрелого достоинства, завершенность движений и форм, исчезает улыбка, складки теряют линейную дробность и жесткость, мягко облегают пышные тела, 3 складки на шее, нимбы – мотив небесного огня. Алтарь: Будда Лочана (Вайрочана) с предстоящими, 672-675г. Колоссальный, 25м, нет улыбки, трактовка свободнее, этнический тип китайца (а не индуса как раньше), тонкая моделировка лица (чувственные губы, выступающие скулы), разное выражение с разных точек зрения, руки не сохранились, некая надменность (тема власти), закрытые плечи, вьющиеся волосы. Бодхисатвы: юные, милосердные, большее физическое совершенство, большая независимость от главного божества и свобода движений. Удлиненные тела, сглаженные формы, плавный изгиб, полуобнаженные, много украшений (но у танских божеств на самом деле нет обнаженного тела, ожерелья составляют своего рода одеяние, ткань обозначена ниспадающими складками шарфов, которые свободным узлом завязываются вокруг бедер (прикрывают ноги)). Локапалы (держатели направлений, охранители стран света), обычно парные, по краям алтаря, большая роль у традиционных поз хореографии и военного искусства. Глина на каркасе, раскраска, многослойная одежда. Лица и жесты экспрессивные (выпученные глаза, раскрытый рот), мускулы напряжены, подчеркивается необузданная ярость. Особенная свобода у периферийных персонажей (дворопалы – держатели дверей). Статуям Лунменя близки статуи Тяньлуншаня.

Монастырь Цяньфодун (Дуньхуан или Могао). Скульптура близка скульптуре Майцзишаня. Другая техника – скульптура из мягкой податливой глины, нанесенной на каркас при помощи гипсовых отжимочных матриц. Еще больше пластики и выражения в движении. Многослойные изысканные одежды (пышная мода времени), нежные светлые тона (доминируют голубой и зеленый), драгоценности, сложно перевитые прически, часто тяготеют к жанровой повествовательности (это усиливается настенными росписями). Триада: Будда с Гуаньинь и Милофо. Глина на каркасе, раскраска, многослойная одежда. Тот же принцип – спокойный и величественный Будда, расслабленные и свободные бодхисатвы, экспрессивные дваропалы и локапалы. В росписях пейзаж принимает самостоятельных характер, шань-шуй (горы-воды), Инь и Ян (женское, вода и твердое, активное мужское), путь их взаимодействия – Дао.

Погребальная пластика: еще большая наблюдательность и жанровость. Богатая погребальная традиция. Гробница принцессы Юнь Тай, н8в, близ Чанъани. На стенах сцены придворной жизни, строгий иерархический распорядок, входы охраняли стражи (заимствованы их буддийского пантеона), люди, как и боги, разграничиваются по рангам (что соответствует размерам), но в трактовке больше свободы. В лицах вельмож (достойны) подчеркиваются следы возраста, сквозит умудренность, равнодушие к суете. Танцовщицы и слуги изображены в движении, позы естественны. Особое внимание уделяется реальным и мифическим животным (кони несутся, павлины распускают пышные хвосты и тд). Гробница Тайцзуна, 637г, близ Чанъани. Вход оформляют 6 рельефных каменных плит, они фиксируют важнейшие состояния боевых коней (шаг, галоп, отдых, рана стрелой). Большое внимание уделено именно коням: «Скачущий конь», «Воин, вынимающий стрелу из груди раненного коня» - сложная эмоциональная ситуация, конь терпит (раньше такие эмоциональные повороты искусству были недоступны, теперь оно мощнее в передачи чувств). «Девушка с подушечкой для белил на табуретке». Маленькая фигурка придворной дамы, в руке держит эту подушечку, 2х цветная зелено-желтая глазурь (техника майолики приходит из Ирана), третий цвет – терракота. От Наташи: вместе с техникой приходят и материалы: 2х цветная («яичница с луком») и 3х цветная (привет из Персии).

Зеркала: персидско-сасанидские мотивы – львы, грифоны, 8лепестковый цветок (связь с лотосом), сочетание серебра и золота.

Нефритовая головка Будды из Сяньцзы. Пухлые щеки, высокие бровы, характерный тип лица. Нефрит (особенно белый) – магический камень, непременный атрибут императорских захоронений еще добуддийского времени (то етсь сращение традиций). 

Дата: 2019-02-24, просмотров: 334.