Аджанта – преимущественно буддийский, монастырский комплекс пещерных храмов на юге Индии (во время Кушан про пещеры забыли). Это утес в виде подковы с 29 пещерами. Резкий склон, берег реки. Река обмелела, индуизм процветал, монахов мало, Аджанту покинули (10в). В 19в храм нашли нетронутым. Расцвет Аджанты связан с Гуптами, но есть раннебуддийские часть – чатьи №9,10 (ок100г). Там фрагментарная ранняя живопись. Этот комплекс от более ранних (Карли) отличает то, что весь декор (живопись, пластика и архитектура) – это художественное единство.
Архитектура: несколько ярусов комплекса, в каждый храм вела своя тропинка или лестница. В конструкции используются монолитные столбы, предохраняющие от падения. Потолки плоские. Два основных типа: чатья (храм, продолговатые базиликальные молельные залы, 3х нефное апсидальное сооружение, завершающееся ступой) и вихара (келья, квадратные в плане залы, окруженные кельями монахов или святилищами со статуями Будды, при входе есть портик-терраса). Число келий возрастает по отношению к храмам, также они увеличиваются по размеру. В структуре чатий сохраняется солнечное окно, его очертания более подковообразные.
Скульптура: в трактовке каменного декора – напоминает ткани, которыми всё задрапировано. Впечатление скорее живописное, нежели скульптурное. Внутри – меньше скульптуры. Снаружи – много скульптуры, особенно вокруг портиков и входов. В вихарах мало скульптур, в основном, там живопись. Используется эффект мокрых одежд, тонкая проработка, иконография (прическа из мокрых прядей с пучком на макушке), неполированная поверхность, система жестов (12 хаст и мудр). Ступа превращается в трон с балдахином, где сидит Будда; скульптура портика раскрашивается. здесь складывается алтарная триада.
Живопись: располагалась, в основном, в викхарах; делалась только по сухой штукатурке, связующие вещества – растительные волокна (конский волос, рубленая солома). Два слоя штукатурки (грубый и нежный). Преобладает охристый колорит. Верхний слой штукатурка – тоньше измельченные порошки, тоже со связующими элементами (мед, яичный желток и тд). Верхний слой грунта полировали, делали подмалевок красной охрой (в Аджанте есть несколько незаконченных росписей). Красок не так много, но они роскошные (белила, сажа, минеральные красители). В основном, каждый цвет оставался в своих пределах, просто был в разной степени разбелены (цвета не смешивались). Объемы выполнены за счет растушевки контурных линий, чем ближе к зрителю поверхность, тем она светлее. Так как все вырублено в пещере, было ощущение давления потолков, чтобы его скрыть средствами живописи потолки облегчали (рисовали кассетрирование, легкие деревянные балки, дающие прорыв в небо (где цветы и птицы), балки могли раскрашиваться, украшаться меандром или свастикой). Основная тематика – жизнь Будды и джатаки (его прошлые перерождения), часто трактованы как сцены придворной жизни. В отличие от Бхархуты и Санчи здесь есть изображения не только народа, но и горожан, и придворных. Сцены не только в интерьере (нежащиеся принцы), но и на природе (охота, война, гости), благодаря чему можем реконструировать современную деревянную архитектуру. Множество изображений людей, иногда фигуры перекрывают друг друга, из-за чего создается ощущение глубины пространства, но изображения не отвечают требованиям прямой перспективы. Сцены не отделены друг от друга, переходят одна в другую, занимая всю стену. Для всех изображений характерны полузакрытые веки, оставляющие узкую щель глазного яблока, часто эта узкая щель нарочито продолжена и подчеркнута красиво изогнутыми бровями. Наиболее значительные росписи в вихарах №1,5,6,16,17 и в чатье №19 – живопись 5-7в, репертуар сцен из современной жизни. Есть единичные и многофигурные сюжеты (посвящены джатакам). Существует 547 канонических джаток, где рассказывается о долгом пути Будды. Первые – на палийском языке, в большинстве они зооморфны. В Аджанте темы джаток переработаны, это придворные вкусы и изощренная мудрость. В литературе распространяется стиль кавья (украшенный). Росписи воспринимались с пояснениям, часто сопровождаемыми подсветкой. Так как единственный источник света в помещении – дверь, а пространство большое. Скорее всего, освещали маленькими масляными огоньками и приемом с зеркалами (кто-то садился на пороге с зеркалом, ловил солнечный зайчик (он уже большой), размер зайца позволял выделить одну группу, о которой рассказывалось). Это проливает свет на отсутствие логики в расположении. Авалакитешвара (милосердие). Парчовое тхоти с жемчужными и иными украшениями, сложный и богатый головной убор. Свита придворных, где различные существа: небесные танцовщицы, ган и ганиты (небесные воинственные карлики), кинары (музыканты), лебеди и нечто вроде обезьяны. Также есть пара счастливых демонов (их тоже надо спасать), от всех отличаются парой клычков, тоже радуются будущему спасению. Сцена, где принц Гаутама объявляет супруге и окружающем женщинам, о желании уйти в скитания; в углу сцены видна часть белого коня. Из джаток выбраны темы, связанные с дворцовой жизнью. Сохраняется традиция использования мудр (символические жесты). Ладони окрашиваются в другие цвета – взято из танца, там ладони окрашивались, чтобы зрителям было легче прочесть жест. Будда в виде царя посещает отшельника (проповедника). На открытом светлом фоне, базируется на теплых, охристых оттенках.
Помимо джатак используются и другие источники: Авадан –сказание (придание) о путешествующем купце Симхаре, который попадает на остров к «сиренам» (днем прекрасные, ночью ужасные; полурусалки), те их соблазняют, купцы пытаются спастись.
Вихара №1: на фасаде – веранда с 6 колоннами разной отделки, квадратный зал, напротив входа – алтарь. там росписи: Будда на коне в окружении страж сторон света, которые несут копыта коня; джатака о Вишвантаре (выходит из дворца, становится отшельником, находит хижину – царевич изображен 4 раза); джатака о царе нагов-змей и джатака о царевиче Шибе (спас голубя). Алтарь: каменный горельеф Будды во время 1й проповеди (у ног – 2 оленя), примыкают 2 изображения: Шакья Муни (царевич с короной) и Авалокитешвара (получается философское прочтение: по бокам от учения царственность и милосердие). Свита Шакья Муни – монахи-брахманы и царевич с лотосом (если головка лотоса выше плеча, то это прославление Будды). Свита Авалокитешвары – митхуны и небесная музыкантша. В рельефе чувственность, эмоциональность, одухотворенность.
Чатья №19: вход оформлен портиком, солнечным окном и рельефами Будд, внутри –колонны, над ними – ниши с Буддами, ступа вытянулась: трон с балдахином, на нем стоит Будда.
Чатья №26: архитектурный декор подобен парчовыми тканям или драпировкам. Постамент ступы увеличивается –> богатый декор (там фигуративные изображения). На троне сидит Будда.
Искусство 6-8в н.э.
2п 6в-7в – постгуптское искусство. Дальше с 7-12(18)в Средневековье. При Гуптах произошел расцвет рафинированной городской культуры, а 6-8в – расцвет новобрахманской религии (индуизм), «Hindu revival». В сущности, это несколько реформированный старый брахманизм (тоже веды, тексты, но со средневековой трактовкой). Городская и придворная культура сменяется культурой, правителей, опирающихся на религию. Главную роль играют священнослужители. Развитие раннесредневековой храмовой архитектуры можно проследить в Декане и южной Индии, о храмах северной Индии известно очень мало. Произведения искусств крупных масштабов, целые города-памятники. Развитие буддизма перемещается из Индии в другие страны востока (сейчас там только 4% буддистов). Простому народу многого не хватало: непосредственного контакта с Божеством, яркости и тд. Буддизм – высоко интеллектуальное философское учение, а народу хотелось чего-то более эмоционального и яркого. Внутри буддистского пантеона жили и функционировали старые божества, поэтому их не забыли. Буддийская троица: Брахма (созидатель) –Вишну (охранитель) –Шива (разрушитель). В 7-8в процветают государства центральной и южной Индии, это индийское Средневековье. В это время сооружаются 100летние скальные и пещерные комплексы (но это не монастыри, в индуизме нет монашества, там отшельники). В 6в началась эволюция храма-башни (храмовый город в Айхоле, столица западной династии Чалукьев).
Айхола: Лад Кхан, 5в (предположительно самый ранний). Основная часть почти квадратная, окружает целлу, которая поддерживается 4 столбами, там находится статуя Нанди. Целлу окружает колоннада из 12к, вокруг которой еще одна (3я) ограда, открытая со стороны колонн. Перед основным зданием вестибюль (12к, по 4 в ряду) – уже заложена мысль о храме-башне. Слегка скошенные крыши друг над другом. Храм Дурги 6 в: сложение типа отдельно стоящего индуистского храма : куб с башней над алтарем-апсидой, есть сходство с чайтьей (апсидальная форма основного плана). Основные части: святилище (вимана) с целлой (гарбхагриха, с алтарем линга-йони внутри), притвор и помещение для молящихся (мандапа). Наружная часть напоминает открытую галерею на столбах. К вестибюлю с 2х сторон ведут лестницы.
Комплекс в Эллоре: место скопления индуистских скальных храмов, часто используется эффект нависающей скалы как средство выразительности. Храм Рамешвара (пещера № 1): усиление иллюзионистических эффектов скульптурного декора. Использует естественный рельеф местности, посвящен Шиве, обширный интерьер. Храм Кайласанатха 8в: вырублен из скалы вместе с декором. Не пещерный, но его обычно называют №16 среди пещерных храмов Эллоры. Строился очень долго. Находится посреди вырубленного из скалы двора 58х51м, на 33м уходит вглубь скалы. В плане большой прямоугольник 55х36м. Уже новые черты: скульптурный декор – монументальные сцены индуистской мифологии большой силы художественного совершенства. При входе – омовение богини Лакшми слонами. Она на лотосовом троне, рельеф освещается боковым светом, обход по часовой стрелке, тоже эффект нависающей скалы. Храм воспроизводит древние деревянные формы. Цоколь – слоны с приветственными гирляндами, контрастность. Верх – летящие небожители. Есть ассоциация с погибшими воинами, силен эффект хореографии. Дальше более печальные сюжеты. Подвиги Шивы: Шива с женой присели пообедать, пришел демон с 20руками и 10головами, залез в пещеру, начал раскачивать гору. Шива пальцем левой ноги зажал гору, демона засыпало. Рельеф Разрушение Трипуры: боги обратились к астрологам, нужно было в определенный момент попасть стрелой, позвали Шиву. Возничий на колеснице – Брахма, самый мудрый, 4х ликий, 4 коня-4 веды. Кони под углом, чтобы сгладить, выбирается фон и угол изымается. Колонный зал, там главная святыня – фаллос Шивы в алтаре (алтарь венчает башня – напоминание о внутреннем содержимом). Остальные храмы не так показательны для развития архитектуры, но важны как завершающий этап древнеиндийских традиций строительства скальных храмов. В другом храме Шива и кто-то женится. Рельеф с танцующим Шивой. На перпендикулярной стенке — 7 богинь индуизма. Еще есть богиня смерти. Еще один храм, еще один танцующий Шива. Перегружена деталями. Есть еще танец, связанный с разрушением мира. Джайнизм. Джайнская скульптура – широкие бёдра. В Эллоре соседствуют с другими религиями. Статуя Индры.
Пещерный комплекс на о. Элефанта: архитектура – слабый оттенок прежних времен, наскальная рельефная пластика великолепна. Весь комплекс посвящен Шиве, здесь разводили священных змей. Акценты на контрасте несомой и несущих частей, монолитная конструкция (разрушение одного столба ничему не грозит). Двери фланкируют дварапалы (божества), они же кариатиды. Никто не пытается преодолеть ощутимую тяжесть потолка. Восприятие 5м массивного бюста Шивы наступает внезапно, он двуполый. Здесь концепция шарти – женская энергия любого божества. Одна часть женская, вторая (правая) мужская, так как изображен в танце, то не уродец. (?): комплекс состоит из 7 пещер, самая значительная – Махесамурти. Три лика Шивы характеризуют его как создателя, спасителя и разрушителя.
Макабалипурам (Мамалопурам), близ Чинная (Мадрас). Длинная скальная гряда вдоль Бенгальского залива. По приданию Вишну гулял, ногами раскидывал камушки-гиганты, там создан комплекс. Виден процесс «hindu revival» - масштабные сопоставления очень большого с очень маленьким (вообще страсть к масштабу). От Паллавав (7,8в) лучшие произведения. Рельеф «Нисхождение Ганга»: на ограде площади, мягкий желтый песчаник, из-за бликов иллюзионизм (кажется, что фигуры движутся), 27х9м, закончен не полностью. Рельеф как бы разделен на две части, в центре расщелина, куда пускали воду, та лилась в бассейн, где купались люди (обряд), получалось, что люди оказывались сопричастны действу (все вместе: люди, слоны, небожители). В центре основное событие – все туда направляются. Сохраняется тенденция изображения живых существ парами, они еще более радостные и ликующие, чем в буддизме. Сюжет: гнев богов, задержан Ганг, Арджуна не смогу его отпереть, отшельник Бхагиратха попросил Шиву, тот открыл (поэтому в его волосах морские чудовища). Слева гении, Шива, Арджуна и отшельник; в центре расщелина, Наг, Нагиня, нагеныш (священный змей, подводный царь, туловище человека); справа люди и животные приветствуют богиню Ганги (большие слоны, маленькие люди, внизу на уровне человека слоненок – апелляция к чувствам). Апогей смешения зоо- и антропоморфных форм и мотивов. Наверху небожители (гандхарны и абсеры в буддизме прославляли Будду). Ратхи: модели храмов, вырублены из цельной скалы, 5 по именам эпических героев (Арджуны, Бхимы, Драупади (жена Пандавов), Сахадевы и Дхармараджа), из той же скалы и животные (лев, бык, слон – культ Шивы). Самая маленькая – ратха Арджуны (или Драупади): цельное массивное здание, квадрат в плане, покрытие в виде скошенного с 4х сторон купола. Похожее здание изображено на большом наскальном рельефе в качестве жилища аскета. Ратха Бхимы: ярусное строение с «бочкообразным» сводом, прямоугольник в плане, дверь на узкой стороне, напоминает древне буддийское окно чайтьи. Ратха Сахадевы: «бочкообразный» свод, но уже многоярусная постройка. Ратха Дхармараджи: квадрат в плане, завершается надстройкой пирамидальной формы. У всех ратх имитированы этажи (многоступенчатое построение) и многие декоративные архитектурные детали повторяются. Скульптура рядом с ратхами: разнообразится характер персонажей (возраст, диапазон существ расширяется, востребована «детская» тема). Скульптура никогда не отрывается от рельефа, скульптора не волнует проблема баланса, арматуры и то, как будет стоять скульптура. Один из редких примеров круглой скульптуры – семейство обезьян. Почему-то, в круглой скульптуре сделаны только животные (может они прочнее стоят на земле). Это трогательные банальности: они расположены друг за другом, мама кормит грудью детеныша, папа вычесывает у мамы блох. Прибрежный храм в Мамалопураме, 8в: отдельно стоящий, квадратная целла, вестибюль, зал для собраний на колоннах. Над целлой и залом шикхары (многоярусные, с круглой подушкой), храм обнесен каменной оградой, на которой восседали быки Нанди (Шиве), есть борьба Шивы со львом. Пещерные храмы: вырублены в скале, вестибюль (в форме веранды) поддерживается колоннами, много открытых фасадов. Храмы посвящены Вишну и Шиве (их воплощениям и семьям), внутри много рельефов. В рельефах продолжаются гуптские традиции (вытянутость, линеарное совершенство). Пещера 5 братьев Пандавов: крупный рельеф Вишну. Храм Тримурти (один из триады): крупные фигуры, посвящен Шиве. Где то есть рельефы аватара Вишну.
Большой храм Кайласанатхи в Канчипураме (старая столица Паллавов): памятник за пределами Мамалопурама. Соотношение различных частей напоминает соразмерностью Прибрежный храм. Главное здание тоже имеет пирамидальное завершение (горизонтальные ярусы заканчиваются куполом).
Пирамидообразные и «бочкообразные» покрытия отличают южноиндийские храмы от северных. Для северных характерна устремленная вертикально вверх башня-шикхара, храм имеет сравнительно небольшие масштабы. На юге, наоборот, стремятся ко все более грандиозным храмовым комплексам (переходят от отдельных храмов к храмовым городам, обнесенным колоссальными каменными оградами).
Дата: 2019-02-24, просмотров: 263.