Аиконическое искусство раннего буддизма
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В раннем буддийском искусстве не встречается изображение самого Будды, и он ее не обожествлен, это мы видим вплоть до 1в н.э. (даже до Кушан). В зависимости от содержания его изображение заменено цветком лотоса, деревом Бодхи, колесом учения (закона), ступой. Эти символы обозначают священный путь Будды, его рождение, первые шаги по распространению учения, проповеди в Сарнатхе, вхождение в нирвану. Часто говорят, что его изображение было запрещено в буддизме круга хинаяны и, что его стали изображать в человеческом облике только после принятия махаяны (стоящим, сидящим и лежащим). Однако, скорее, изображение Будды символами новообращенным буддистам было намного понятнее. Простая человеческая фигура не говорила, на каком этапе священного пути находился Будда. Без сомнения, что в эпоху раннего буддизма наглядно показанные рассказы о жизни Будды были рассчитаны на простой народ (монахи заинтересованы в привлечении людей). Изображение Будды в человеческом облике было большей абстракцией и предполагало у зрителя обширные знания. Позже, когда Будду стали изображать в образе человека, определенные этапы его жизни выражались через мудры (поучающий с руками перед грудью, как бы приводил в движение колесо закона). С 1в н.э. фигуративные изображения Будды возникают во всех крупных школах.

(Возможно это не нужно, тк оно относится к Кушан, но я не знаю, что еще засунуть с аиконическое искусство).

Проповедь Будды, сам Будда и его проповедь представлены в виде колеса законов. Колесо закона помещено на трон, у подножия которого адоранты (по костюму можем сказать, что это иные народности), над троном балдахин, украшенный кистями и гирляндами. Все это в интерьере. Рядом фигуры поклоняющихся или донаторов. Еще рядом супружеская пара на быках, приветствующая Будду. Сверху спускаются старые небожители. В качестве архитектуры видим деревянное сооружение, составить о них представление можно только по рельефам и литературе.

История жизни и смерти матери Будды Майи. В нирвану она не попала, но оказалась в одном из миров. Будда ее искал, так как очень волновался, что с ней случилось после смерти. Нашел ее в одном из божественных миров, где она продвигается к совершенству. Будда спускается с неба по лестнице (фланкируют два дерева Ботхе); но нет его, а есть отпечатки его ног, им поклоняются паломники.

В одном из рельефов в аиконического искусства показан поток воздуха от фигуры.

Поклонение Будде. Будда в виде трона, осененного деревом (но это не ботхе). Будда в виде солнечного диска, обрамленного лучами (чем то похож на подсолнух). Здесь возрождаются старые солярные символы. У предстоящих детские пропорции: голова и руки крупные, все остальное не важно, поэтому пропорции тела искажены.

Оплакивание Будды. В языках пламени ларец, по бокам предстоящие поливают огонь маслом. В индийской традиции погребальная традиция – веселый сюжет, так как связан с освобождением от тягот этого мира. Угасание пламени после окончание кремации называется нирваной.

Искусство 3-1в до н.э.

6-5в – активные духовно-философские поиски. В 4в Ашока выбирает буддизм. Представление о 4 прибежищах = 4 возрастах = 4 жизненных этапах. Йогин (ученик), домовладелец (семья, профессиональный, религиозный и семейный долг), саньяси (старость, когда рождается первый внук мальчик, нужно уйти из дома на поиски, но не все так делали), вана прасха (лесное отшельничество).

В момент просветления Будда вспомнил свои перерождения, стал умудренным (Брахдисахму). Сформулировал идею выхода из колеса Сансары в Нирвану (первая проповедь в оленьем парка в Сарнатхе). 4 благородные истины: жизнь - страдание; она же причина страданий; их можно прекратить; есть практический путь к прекращению страданий. Восьмиричный путь. Правильная, правдивая речь, непричинение вреда другим существам, правильныйобраз жизни (пропитание только честным путем), правильные усилия (самоконтроль), отсутствие нечистых помыслов, правильное направление мыслей (нельзя думать, это я и это мое), правильное сосредоточение (избавиться от желаний).

После провала Александра Македонского в 321г до н.э., возникает государство Маурьев. 4-2в до н.э. – период Маурьев. Сами деяния АМ не оставили следов, но вот укрепленные поселения долго играли важную роль (как и греко-персидское население). Чандрагупта Маурья основатель династии (322-300), из столицы Паталипутры в Магадхе отвоевал все земли и дошел до Афганистана. Дальше Биидусар, третий представитель – Ашока (273-232г). При нем наивысший расцвет, еще больше территорий. Первый властитель, от которого дошли надписи, из них следует, что после кровавого разгрома Калинги, Ашока прекратил военную экспансию и посвятил себя миру. При этом, он следует учению Будды. Грек Мегасфен оставил описание «Индика», Паталипутра огромна, прекрасно защищена, дворец деревянный. В более поздний период Маурьев здесь впервые использовался камень.

Ашока принимает буддизм (вроде в форме Хинаяны – спасение и просветление только для отшельников), при нем строятся храмы ( до этого буддизм существовал без ритуала).

Группа Якш (Якша из Паркхама). Каменные скульптуры, древние племенные божества, включенные в пантеон буддизма. Найдены в районе Матхуры и Магадхи. Монументальность, компактность, крепкое сложение, глыбоподобная форма (недостаточное владение новым материалом).

В Кумрахаре обнаружили остатки дворцовой колоннады, колонны сделаны из полированного гранита. Техника обработки камня (полировка) характерна и для знаменитых колонн, на которых высечены эдикты Ашоки. Следы полировки есть и на стенах скальных пещер (в Гайе). Львиная капитель из Сарнатха.

Развивается аиконическое искусство (Проповедь Будды), (История жизни и смерти матери Будды Майи), (Поклонение Будде), (Оплакивание Будды).

Ситхара Гаутама – основатель буддизма, Будда – «просветленный». Жизнь Будды переплетается с легендами. Зачатие Будды произошло, когда его мать спала, вынашивала 10 месяцев, родила во время поездки в Непал (север), из бока. Младенец сразу сделал 7 шагов. Его отцу предсказали, что сын станет царем или отшельником. Воспитывали в радости, женился на царевне. Во время охоты увидел обратную сторону жизни, стал замышлять уход от мира (символ – белый конь, размотанный тюрбан). Он ушел в горы в 29 лет, вел аскетическую жизнь (спуск с Гималаев). Созерцание под деревом «бодхи» - где произошло просветление. Первая проповедь Будды – к священным оленям (2 оленя). Будда запустил своей проповедью колесо закона – дхарма чакра (символ учения в целом). У Будды возникает монашеская община, ученики, но были и отступники.

Буддизм позаимствовал идеи брахманизма (выражена в ступе): схема мира = плоская земля + полусфера неба + посох мира (реликварий).

Суть учения – вся жизнь – страдание, не удовлетворяет желания. Желания – это энергия, которая движет колесо жизни, колесо перерождения. Отсутствие желаний – нирвана («Угасание») – угасание страстей. Нирвану можно достичь через монашество (хинаяна)

Первые символы буддийского искусства: Белый слон – чудесное зачатие, 11 месяцев; белый конь –удаление от земной жизни; пара оленей – проповеди; колесо учения – дхарма; Непал – просветление.

Одни из первых произведений скульптуры – стамбхи Ашоки. Техника обработки камня, прекрасная полировка, на них высечены эдикты Ашоки. Каменные колонны более 10 метров высотой завершаются капителями, верхняя часть обычно представляет собой изображение животного (лев, бык, слон или лошадь).

Стамбхи. На местах, связанных с жизнью Будды поставлены памятные столбы, из метеоритного железа и каменные. Назначение – мемориальное, увековечить события из жизни Будды и царя Ашоку. На столбах колонн иногда высекались тексты, написанные самими Ашшокой. На верху колонны - священные животные буддизма, чаще всего лев (символизирует царственное происхождение Будды и царственную роль буддизма, в системе сторон света Будда символизирует север, а Будда как раз родился на севере в Непале и в Гималаях отшельничал), капитель имеет форму цветка лотоса, обращенного вниз, круглую подушку и скульптурное завершение. Скульптура, поскольку на высоте должна хорошо восприниматься разработанность силуэта, графичность, читаемость черт.

Львиная капитель в Сарнатхе. Львиная капитель из Калькутты.

Ступа №1 в Санчи, ее ограда. Ограда ступы в Бхархуте.

Чайтьи в Карли. Чайтья в Бхадже.

Старые боги стали соотносится с буддисткой иконографией. Произошла мирная ассимиляция добуддисткой иконографии. Львиная капитель – государственный герб Индии (графичность и законченный силуэт), а колесо закона на средней полосе флага.

Дата: 2019-02-24, просмотров: 246.