Искусство Дальнего Востока (Индия, Китай, Япония)
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Искусство Дальнего Востока (Индия, Китай, Япония).

Древнейшее искусство Индии.

Древнейший период искусства Индии – это брахманизм (3тыс – 4в до н.э.).

· 3-сер2тыс. до н. э. – индское искусство (культура долины Инда),

· Сер 2 тыс. до н.э. – 4 в до н.э. – ведийское искусство (культура долины Ганга).

· 4в до н.э. – 6в н.э. – древнейшая культура (буддизм).

· 7-13в – феодальная эпоха (индуизм).

· 13-17в – мусульманский период.

Расположена на полуострове Индостан, две главные реки – Инд и Ганг. Индия – излучающий тип культуры (самодостаточна, ни с кем не соревновалась). Человек воспринимался не как венец творения, а как органическая часть природного и мифологического мира. Искусство Индии всегда проникнуто идеей жизни, оно всегда масштабно, но всегда есть философская связь.

Индское искусство: в 1895г открыли случайно при строительстве ЖД (теперь находится на территории Пакистана). Большое количество печатей, также еще остатки древних строений из обожженного кирпича. Мохенджо-Даро (лучше сохранился) и Хараппа (древнее). Есть памятники и неолита, и энеолита. Развита письменность, города густо населены, развита торговля.

Города: правильная планировка, сетки улиц, ориентация по сторонам света, обносились стенами. Широта замысла, обозримость, определенный бытовой комфорт. Махенджо-Даро (Инд) и Хараппа (Рави) – самые большие города. Все города относительно однородной планировки, часто отличаются только контуром и расположением служебных построек. Постройки господствующего класса внутри укрепленной крепости на невысоком холме; жилая архитектура отделена от крепости и лежит восточнее, тоже на плоском холме. Дома: есть внутренний двора и бассейн, окружен помещениями, ориентация во внутренний двор, высота до 3эт. Клинообразный кирпич в кладке колодцев. Особенность: нет зданий, однозначно культовых; есть общественные сооружения в крепости (зернохранилище в Махенджо-Даро и Хараппе; док речного порта в Лотхале). Купальни внутри крепости МД могли быть и культовыми, омовение в более позднее время имело культовый характер. Строго выдержаны пропорции и размеры кирпичей. Еще особенность: нет дворцов или других сооружений, которые могли бы быть резиденцией властителя (для цивилизаций Переднего Востока резиденция божества или властителя – существенный признак культуры). Впечатление, что здесь речь идет о больших поселениях примерно равных в материальном и социальном отношении горожан, которые вместе осознают себя как господствующий класс. Подчиненные крестьяне-земледельцы проживали вне стен крепости в бедных и непрочных жилищах; какой-то другой слой (рабы) выполнял всю грязную работу.

Глиптика: изображены чаще всего животные или мифологические создания, клинописное письмо. Фигуры на печатях крайне натуралистичны, но есть и склонность к символизму. Иногда это обобщение естественных форм, иногда – абстрактно-геометрические формы (крест, концентрические окружности и тд). Тысячи печатей квадратной формы с короткой ручкой на оборотной стороне. Это печати-штампеля. Изображение на лицевой стороне обычно сопровождается надписью в верхней части. Чаще всего они из стеатита. Есть целые группы печатей с изображениями животных. Чаще всего это «единорог», потом коротконогий индийский бизон и индийский зебу, буйвол, слон, носорог и тигр. Вообще нет изображений льва, лошади и верблюда. Есть печати, на которых изображены целые сцены, на некоторых в центре тигр или тигроподобное существо.

Пластика: скульптура всегда играет ведущую роль. Наряду с очень выразительными фигурами с тщательной моделированной поверхностью, можно найти абстрагированные схематические изображения. Рядом с самобытными скульптурами находят и почти классические греческие торсы. Сначала говорили, что это из Трои, но в плечах есть выемки для дополнительной пары рук. Бронзовый мужской торс из Хараппы, 3тыс, Нью-Дели, Национальный музей. На плечах отверстия для прикрепления рук, только их две пары. Дальше продолжает развиваться тенденция, указывать на определенные качества и функции, в итоге, происходит преувеличение и преображение естественных форм. Отсюда феномен многоликости и многорукости. По степени разработки скульптуры наравне с греческими, но позы чисто индийские. Например, Торс танцора: трех разворотный поворот (шея, торс, бедра). «Набухающая форма» - основной художественный принцип. Это и элемент движения, развития, чувственность, апелляция к осязательным эмоциям зрителя. Также есть скульптуры, напоминающие архаические скульптуры Африки (Танцовщица из Махенджо-Даро, 3тыс, Нью-Дели, Национальный музей, вся в браслетах, стоит подбоченившись). Пластика не завершена, не замкнута в себе, вызывает потребность контакта.

Керамика: на красном фоне черные росписи: птицы, козы, олени. Сосуд с птицами и оленями, Сосуд с лепестками (геометризовано).

Конец: не известно, почему, потом пришли арии. У них ведийская культура, там ведийский санскрит. Ригведа – древнейший текст, по ней арии были общинно-родовые кочевники-скотоводы, позже путем ассимиляции перешли к оседлому образу жизни.

Ведийское искусство : сер2тыс – мощная миграция, на Индостан пришли арии, к концу освоения и ассимиляции ариями Индии образовался монархический строй. Почти нет материальных памятников, много литературы: Артхашастра (устройство дворцовых и жилых покоев, ювелирное и декоративно-прикладное искусство), Веды, Махабхарата (Пандавы-Гауравы), Рамаяна (о творение человека). Есть следы преемственности от прошлой культуры: в росписях сосудов сочетание круга и квадрата, под горлом трилистники (жреческая практика) или гуси-лебеди (гусь –вмещение человеческой души; три гуся друг за другом – жреческий каламбур: хамс повторить 3р, в середине ахамс – я есть – древнейшее медитативное слово).

Арии принесли кастовую систему, до того были варны (еще и обозначение цвета).  Нет смешения варн, надежда только на далекое будущее, отсюда идея реинкарнации.

· Жрецы (брахманы), любили белый цвет;

· Воины и цари (кшатрии), из среды которых выходили цари-раджи,– красный;

· Трудовые люди, земледельцы, купцы, торговцы (ваишри), их цвета – желтый и зеленый.

· Остальные – шудры (низкий). Там были еще ритуальные меньшинства, которые занимались порицаемыми делами (кожевенники).

Божества: самые ранние – Варна (небо), Агни (огонь), Индра (гром) – стихии. Нет антропоморфного облика, но есть характерные атрибуты (Индра толстый, бородатый, с пальцами).

В Махабхарате появляется Кришна как воплощение Вишны. Здесь формируется вторая брахманическая троица божеств – по функциональности:

· Брахма-творец (создал мир), на гусе-лебеде с лотосом, жена Сарасвати,

· Вишну-охранитель (жизненный процесс, существование), на гаруде (человек-птица) с раковиной, жена Лакшми,

· Шива-разрушитель, на быке Канди, жена Парвати. Шива нужен, так как мир не может вновь родиться, пока не будет уничтожен.

Архитектура (по письменным источникам): в эпоху арийского завоевания строились города-крепости как пункты продвижения с севера на юг.Все деревянное, небольшое круглое поселение окружалось круглым забором. В более крупных комплексах 4 ворот по сторонам света. По периметру ходит стража по часовой стрелке. Отсюда и первый обряд религиозного поклонения – обход по часовой стрелке. Регулярная застройка, прямое пересечение улиц; прямое, бочковидное и килевидное перекрытия. В сер1тыс до н.э. появились более крупные города, разделенные по варновому признаку. Дворцовая архитектура деревянная, с плетеными стенами, балкончики с хорами у богатых. Храмовая из камня, подобна колеснице, шикхары башенной формы.

Важнейшие графические символы: мандала – круг в квадрате (устройство мира), квадрат – пространство, круг – время, чакра, свастика – добро, солнце.

Искусство 3-1в до н.э.

6-5в – активные духовно-философские поиски. В 4в Ашока выбирает буддизм. Представление о 4 прибежищах = 4 возрастах = 4 жизненных этапах. Йогин (ученик), домовладелец (семья, профессиональный, религиозный и семейный долг), саньяси (старость, когда рождается первый внук мальчик, нужно уйти из дома на поиски, но не все так делали), вана прасха (лесное отшельничество).

В момент просветления Будда вспомнил свои перерождения, стал умудренным (Брахдисахму). Сформулировал идею выхода из колеса Сансары в Нирвану (первая проповедь в оленьем парка в Сарнатхе). 4 благородные истины: жизнь - страдание; она же причина страданий; их можно прекратить; есть практический путь к прекращению страданий. Восьмиричный путь. Правильная, правдивая речь, непричинение вреда другим существам, правильныйобраз жизни (пропитание только честным путем), правильные усилия (самоконтроль), отсутствие нечистых помыслов, правильное направление мыслей (нельзя думать, это я и это мое), правильное сосредоточение (избавиться от желаний).

После провала Александра Македонского в 321г до н.э., возникает государство Маурьев. 4-2в до н.э. – период Маурьев. Сами деяния АМ не оставили следов, но вот укрепленные поселения долго играли важную роль (как и греко-персидское население). Чандрагупта Маурья основатель династии (322-300), из столицы Паталипутры в Магадхе отвоевал все земли и дошел до Афганистана. Дальше Биидусар, третий представитель – Ашока (273-232г). При нем наивысший расцвет, еще больше территорий. Первый властитель, от которого дошли надписи, из них следует, что после кровавого разгрома Калинги, Ашока прекратил военную экспансию и посвятил себя миру. При этом, он следует учению Будды. Грек Мегасфен оставил описание «Индика», Паталипутра огромна, прекрасно защищена, дворец деревянный. В более поздний период Маурьев здесь впервые использовался камень.

Ашока принимает буддизм (вроде в форме Хинаяны – спасение и просветление только для отшельников), при нем строятся храмы ( до этого буддизм существовал без ритуала).

Группа Якш (Якша из Паркхама). Каменные скульптуры, древние племенные божества, включенные в пантеон буддизма. Найдены в районе Матхуры и Магадхи. Монументальность, компактность, крепкое сложение, глыбоподобная форма (недостаточное владение новым материалом).

В Кумрахаре обнаружили остатки дворцовой колоннады, колонны сделаны из полированного гранита. Техника обработки камня (полировка) характерна и для знаменитых колонн, на которых высечены эдикты Ашоки. Следы полировки есть и на стенах скальных пещер (в Гайе). Львиная капитель из Сарнатха.

Развивается аиконическое искусство (Проповедь Будды), (История жизни и смерти матери Будды Майи), (Поклонение Будде), (Оплакивание Будды).

Ситхара Гаутама – основатель буддизма, Будда – «просветленный». Жизнь Будды переплетается с легендами. Зачатие Будды произошло, когда его мать спала, вынашивала 10 месяцев, родила во время поездки в Непал (север), из бока. Младенец сразу сделал 7 шагов. Его отцу предсказали, что сын станет царем или отшельником. Воспитывали в радости, женился на царевне. Во время охоты увидел обратную сторону жизни, стал замышлять уход от мира (символ – белый конь, размотанный тюрбан). Он ушел в горы в 29 лет, вел аскетическую жизнь (спуск с Гималаев). Созерцание под деревом «бодхи» - где произошло просветление. Первая проповедь Будды – к священным оленям (2 оленя). Будда запустил своей проповедью колесо закона – дхарма чакра (символ учения в целом). У Будды возникает монашеская община, ученики, но были и отступники.

Буддизм позаимствовал идеи брахманизма (выражена в ступе): схема мира = плоская земля + полусфера неба + посох мира (реликварий).

Суть учения – вся жизнь – страдание, не удовлетворяет желания. Желания – это энергия, которая движет колесо жизни, колесо перерождения. Отсутствие желаний – нирвана («Угасание») – угасание страстей. Нирвану можно достичь через монашество (хинаяна)

Первые символы буддийского искусства: Белый слон – чудесное зачатие, 11 месяцев; белый конь –удаление от земной жизни; пара оленей – проповеди; колесо учения – дхарма; Непал – просветление.

Одни из первых произведений скульптуры – стамбхи Ашоки. Техника обработки камня, прекрасная полировка, на них высечены эдикты Ашоки. Каменные колонны более 10 метров высотой завершаются капителями, верхняя часть обычно представляет собой изображение животного (лев, бык, слон или лошадь).

Стамбхи. На местах, связанных с жизнью Будды поставлены памятные столбы, из метеоритного железа и каменные. Назначение – мемориальное, увековечить события из жизни Будды и царя Ашоку. На столбах колонн иногда высекались тексты, написанные самими Ашшокой. На верху колонны - священные животные буддизма, чаще всего лев (символизирует царственное происхождение Будды и царственную роль буддизма, в системе сторон света Будда символизирует север, а Будда как раз родился на севере в Непале и в Гималаях отшельничал), капитель имеет форму цветка лотоса, обращенного вниз, круглую подушку и скульптурное завершение. Скульптура, поскольку на высоте должна хорошо восприниматься разработанность силуэта, графичность, читаемость черт.

Львиная капитель в Сарнатхе. Львиная капитель из Калькутты.

Ступа №1 в Санчи, ее ограда. Ограда ступы в Бхархуте.

Чайтьи в Карли. Чайтья в Бхадже.

Старые боги стали соотносится с буддисткой иконографией. Произошла мирная ассимиляция добуддисткой иконографии. Львиная капитель – государственный герб Индии (графичность и законченный силуэт), а колесо закона на средней полосе флага.

Искусство 6-8в н.э.

2п 6в-7в – постгуптское искусство. Дальше с 7-12(18)в Средневековье. При Гуптах произошел расцвет рафинированной городской культуры, а 6-8в – расцвет новобрахманской религии (индуизм), «Hindu revival». В сущности, это несколько реформированный старый брахманизм (тоже веды, тексты, но со средневековой трактовкой). Городская и придворная культура сменяется культурой, правителей, опирающихся на религию. Главную роль играют священнослужители. Развитие раннесредневековой храмовой архитектуры можно проследить в Декане и южной Индии, о храмах северной Индии известно очень мало. Произведения искусств крупных масштабов, целые города-памятники. Развитие буддизма перемещается из Индии в другие страны востока (сейчас там только 4% буддистов). Простому народу многого не хватало: непосредственного контакта с Божеством, яркости и тд. Буддизм – высоко интеллектуальное философское учение, а народу хотелось чего-то более эмоционального и яркого. Внутри буддистского пантеона жили и функционировали старые божества, поэтому их не забыли. Буддийская троица: Брахма (созидатель) –Вишну (охранитель) –Шива (разрушитель). В 7-8в процветают государства центральной и южной Индии, это индийское Средневековье. В это время сооружаются 100летние скальные и пещерные комплексы (но это не монастыри, в индуизме нет монашества, там отшельники). В 6в началась эволюция храма-башни (храмовый город в Айхоле, столица западной династии Чалукьев).

Айхола: Лад Кхан, 5в (предположительно самый ранний). Основная часть почти квадратная, окружает целлу, которая поддерживается 4 столбами, там находится статуя Нанди. Целлу окружает колоннада из 12к, вокруг которой еще одна (3я) ограда, открытая со стороны колонн. Перед основным зданием вестибюль (12к, по 4 в ряду) – уже заложена мысль о храме-башне. Слегка скошенные крыши друг над другом. Храм Дурги 6 в: сложение типа отдельно стоящего индуистского храма : куб с башней над алтарем-апсидой, есть сходство с чайтьей (апсидальная форма основного плана). Основные части: святилище (вимана) с целлой (гарбхагриха, с алтарем линга-йони внутри), притвор и помещение для молящихся (мандапа). Наружная часть напоминает открытую галерею на столбах. К вестибюлю с 2х сторон ведут лестницы.

Комплекс в Эллоре: место скопления индуистских скальных храмов, часто используется эффект нависающей скалы как средство выразительности. Храм Рамешвара (пещера № 1): усиление иллюзионистических эффектов скульптурного декора. Использует естественный рельеф местности, посвящен Шиве, обширный интерьер. Храм Кайласанатха 8в: вырублен из скалы вместе с декором. Не пещерный, но его обычно называют №16 среди пещерных храмов Эллоры. Строился очень долго. Находится посреди вырубленного из скалы двора 58х51м, на 33м уходит вглубь скалы. В плане большой прямоугольник 55х36м. Уже новые черты: скульптурный декор – монументальные сцены индуистской мифологии большой силы художественного совершенства. При входе – омовение богини Лакшми слонами. Она на лотосовом троне, рельеф освещается боковым светом, обход по часовой стрелке, тоже эффект нависающей скалы. Храм воспроизводит древние деревянные формы. Цоколь – слоны с приветственными гирляндами, контрастность. Верх – летящие небожители. Есть ассоциация с погибшими воинами, силен эффект хореографии. Дальше более печальные сюжеты. Подвиги Шивы: Шива с женой присели пообедать, пришел демон с 20руками и 10головами, залез в пещеру, начал раскачивать гору. Шива пальцем левой ноги зажал гору, демона засыпало. Рельеф Разрушение Трипуры: боги обратились к астрологам, нужно было в определенный момент попасть стрелой, позвали Шиву. Возничий на колеснице – Брахма, самый мудрый, 4х ликий, 4 коня-4 веды. Кони под углом, чтобы сгладить, выбирается фон и угол изымается. Колонный зал, там главная святыня – фаллос Шивы в алтаре (алтарь венчает башня – напоминание о внутреннем содержимом). Остальные храмы не так показательны для развития архитектуры, но важны как завершающий этап древнеиндийских традиций строительства скальных храмов. В другом храме Шива и кто-то женится. Рельеф с танцующим Шивой. На перпендикулярной стенке — 7 богинь индуизма. Еще есть богиня смерти. Еще один храм, еще один танцующий Шива. Перегружена деталями. Есть еще танец, связанный с разрушением мира. Джайнизм. Джайнская скульптура – широкие бёдра. В Эллоре соседствуют с другими религиями. Статуя Индры.

Пещерный комплекс на о. Элефанта: архитектура – слабый оттенок прежних времен, наскальная рельефная пластика великолепна. Весь комплекс посвящен Шиве, здесь разводили священных змей. Акценты на контрасте несомой и несущих частей, монолитная конструкция (разрушение одного столба ничему не грозит). Двери фланкируют дварапалы (божества), они же кариатиды. Никто не пытается преодолеть ощутимую тяжесть потолка. Восприятие 5м массивного бюста Шивы наступает внезапно, он двуполый. Здесь концепция шарти – женская энергия любого божества. Одна часть женская, вторая (правая) мужская, так как изображен в танце, то не уродец. (?): комплекс состоит из 7 пещер, самая значительная – Махесамурти. Три лика Шивы характеризуют его как создателя, спасителя и разрушителя. 

Макабалипурам (Мамалопурам), близ Чинная (Мадрас). Длинная скальная гряда вдоль Бенгальского залива. По приданию Вишну гулял, ногами раскидывал камушки-гиганты, там создан комплекс. Виден процесс «hindu revival» - масштабные сопоставления очень большого с очень маленьким (вообще страсть к масштабу). От Паллавав (7,8в) лучшие произведения. Рельеф «Нисхождение Ганга»: на ограде площади, мягкий желтый песчаник, из-за бликов иллюзионизм (кажется, что фигуры движутся), 27х9м, закончен не полностью. Рельеф как бы разделен на две части, в центре расщелина, куда пускали воду, та лилась в бассейн, где купались люди (обряд), получалось, что люди оказывались сопричастны действу (все вместе: люди, слоны, небожители). В центре основное событие – все туда направляются. Сохраняется тенденция изображения живых существ парами, они еще более радостные и ликующие, чем в буддизме. Сюжет: гнев богов, задержан Ганг, Арджуна не смогу его отпереть, отшельник Бхагиратха попросил Шиву, тот открыл (поэтому в его волосах морские чудовища). Слева гении, Шива, Арджуна и отшельник; в центре расщелина, Наг, Нагиня, нагеныш (священный змей, подводный царь, туловище человека); справа люди и животные приветствуют богиню Ганги (большие слоны, маленькие люди, внизу на уровне человека слоненок – апелляция к чувствам). Апогей смешения зоо- и антропоморфных форм и мотивов. Наверху небожители (гандхарны и абсеры в буддизме прославляли Будду). Ратхи: модели храмов, вырублены из цельной скалы, 5 по именам эпических героев (Арджуны, Бхимы, Драупади (жена Пандавов), Сахадевы и Дхармараджа), из той же скалы и животные (лев, бык, слон – культ Шивы). Самая маленькая – ратха Арджуны (или Драупади): цельное массивное здание, квадрат в плане, покрытие в виде скошенного с 4х сторон купола. Похожее здание изображено на большом наскальном рельефе в качестве жилища аскета. Ратха Бхимы: ярусное строение с «бочкообразным» сводом, прямоугольник в плане, дверь на узкой стороне, напоминает древне буддийское окно чайтьи. Ратха Сахадевы: «бочкообразный» свод, но уже многоярусная постройка. Ратха Дхармараджи: квадрат в плане, завершается надстройкой пирамидальной формы. У всех ратх имитированы этажи (многоступенчатое построение) и многие декоративные архитектурные детали повторяются. Скульптура рядом с ратхами: разнообразится характер персонажей (возраст, диапазон существ расширяется, востребована «детская» тема). Скульптура никогда не отрывается от рельефа, скульптора не волнует проблема баланса, арматуры и то, как будет стоять скульптура. Один из редких примеров круглой скульптуры – семейство обезьян. Почему-то, в круглой скульптуре сделаны только животные (может они прочнее стоят на земле). Это трогательные банальности: они расположены друг за другом, мама кормит грудью детеныша, папа вычесывает у мамы блох. Прибрежный храм в Мамалопураме, 8в: отдельно стоящий, квадратная целла, вестибюль, зал для собраний на колоннах. Над целлой и залом шикхары (многоярусные, с круглой подушкой), храм обнесен каменной оградой, на которой восседали быки Нанди (Шиве), есть борьба Шивы со львом. Пещерные храмы: вырублены в скале, вестибюль (в форме веранды) поддерживается колоннами, много открытых фасадов. Храмы посвящены Вишну и Шиве (их воплощениям и семьям), внутри много рельефов. В рельефах продолжаются гуптские традиции (вытянутость, линеарное совершенство). Пещера 5 братьев Пандавов: крупный рельеф Вишну. Храм Тримурти (один из триады): крупные фигуры, посвящен Шиве. Где то есть рельефы аватара Вишну.

Большой храм Кайласанатхи в Канчипураме (старая столица Паллавов): памятник за пределами Мамалопурама. Соотношение различных частей напоминает соразмерностью Прибрежный храм. Главное здание тоже имеет пирамидальное завершение (горизонтальные ярусы заканчиваются куполом).

Пирамидообразные и «бочкообразные» покрытия отличают южноиндийские храмы от северных. Для северных характерна устремленная вертикально вверх башня-шикхара, храм имеет сравнительно небольшие масштабы. На юге, наоборот, стремятся ко все более грандиозным храмовым комплексам (переходят от отдельных храмов к храмовым городам, обнесенным колоссальными каменными оградами).

Бронзовая пластика 11-13в.

Начиная с 10-11в расцветает бронзовая скульптура (в 12-13 пик расцвета) в технике литья по восковой модели. Бронзовая скульптура транспортабельна, что открывало новые обрядовые возможности, такую скульптуру можно было размещать не только в храме, но и дома. В храмах с такой скульптурой устраивали целые представления: ее кормили, одевали, укладывали спать и тд. Бронзовая скульптура наследует иконографию каменной, поэтому она сохраняет предпочтительную плоскостность.

Шива Нила Кантха (черная шея). Много дополнительных атрибутов, 4 руки (в правой нижней держал кувшин, там напиток бессмертия). Кажется, что две руки, потом из двух 4 получается (так что не 4 отверстия, а два). Боги стали взбивать океан, держа за разные концы огромную змею, чтобы достичь дна океана. Сначала появился сосуд с ядом, который стал отравлять все живое, тогда Шива выпил этот яд, у него посинела шея, спутники наги (змеи) облепили его и охладили, поэтому он выжил. Выступает здесь как спаситель человечества через жертвование собой. В другой руке у него антилопа: Шива как то мылся в реке, туда случайно попало его семя, все жены брахманов, что купались ниже по течению, понесли детей. Брахманы были недовольны, подослали Шиве заколдованную антилопу, которая должна была бы убить его ударом копыт. Шива поймал ее двумя пальцами за задние ноги, чары пали. Высота где-то от 12см до 1м с небольшим.

Шива Натараджи (царь танца), 12в. В этом танце он уничтожает мир, чтобы тот снова родился. Фигуру окружает ореол пламени, волосы развиваются, там морские существа (в память о нисхождении Ганга), 4 руки. В 2х руках символы – разрушительного пламени и маленькая штука – символ созидания. Он подпирает фигуру карлика зла и невидимости. Также, он выступает как покровитель танцоров. Такая скульптура допускала дополнение атрибутов, которые нельзя было приделать при изначальном литье, там еще много чего приваривали. Главные персонажи – Шива с семьей и Вишну с семьей (супруга, дети, подвиги и воплощения).

Танцующий Шива, период Чолов, 11-12в, Цюрих. 2 пары рук, он в кольце, танцующая поза, на голове какой-то убор, расходящийся в три стороны. Все они отличаются грациозными позами, композиционной законченностью, высоким совершенством объемного изображения.

Искусство 5-3в до н.э.

После периода Шан (Инь) начинается период Чжоу (12-3в до н.э.). В Чжоу в изображениях начинает что-то происходить, появляются действия, многофигурные композиции. В это время сосуды еще могут делиться на вертикальные и горизонтальные зоны. Часто используется свастика, ее вращение обеспечивает соединение круга и квадрата. Чжоу делится на западное (1027-771г) и восточное, которое делится на Чунь тю, весна-осень (771-481г) и Чжаньго, Воюющие государства (481-221г). Наилучшие памятники оставил период Чжаньго.

В это время закладывается фундамент последующей культуры, развиваются принципы каркасного градостроительства и регулярного градостроительства. В это время развилась пышная придворная жизнь, соответственно, происходит расцвет прикладных искусств. В 5в до н.э. появились две философские системы: конфуцианство (обосновывало социальную иерархию, государство – одна семья) и даосизм (теория о дао – изменчивости мира, интерес к натурфилософии, Ян (мужское начало) и Инь (женское), более многоплановый подход к природным явлениям и поэтическое осмысление).

В сосудах изменился стиль, утратился магический смысл, формы стали обтекаемыми, орнамент сменился тонкой инкрустацией. Ярусов больше 3, между ними нет четкого деления. Орнаменты проще, нет мифологических нагромождений. Пространство делится на ленты со сценами, круг сюжетов расширился, все стилизовано и нереалистично.

Зеркала: бронзовые, круглые, без ручки. Есть дырочка для шнура, в центре квадрат, вокруг орнамент.

Лаки из Чанша (погребение), провинция Хунань: деревянные изделия, часто коробочки, покрыты лаковой росписью. В изображениях появляется архитектура, пространство конкретизируется, тонкий орнамент. Как правило лаки красные, черные и белые.

Фигурка зверя Тао Тэ (из Французского музея), выполнен из лака на деревянной основе (роспись лаком), на голове реальные оленьи глаза. Он пожирает змею, лаком выписаны чешуйки, усы и другие мелкие детали. Но он уже не мощный мифологический символ, а милый зверек.

Коробочка для белил: стоит на трех ножках, воспроизводит формы древнего ритуального треножника. Она расписана лаком. Здесь уже лентовидная композиция с изображением людей. Люди уже приобретают признаки: пол, чин, возможно даже возраст, уточняется их местонахождение (открытое пространство или интерьер). То есть происходит конкретизация образа человека. То есть происходит эволюция представлений и образа человека.

Живопись: выделилась в самостоятельный вид, впервые используется шелк. Рисунок наносится тонкими штрихами туши, это схематичная картина, но уже заложены последующие принципы.

Есть надписи на гадательных костях. Иероглифическое письмо имеет идеографическое происхождение. Почти все иероглифы изначально имели функциональное назначение: посчитать количество голов быков в стаде, показать рисовое поле и тд. Иероглифы – это как бы вид сверху на предмет.

Культура Кофун и ханива.

В первых веках нашей эры происходят серьезные социальные сдвиги: создается первое централизованное государство из союза племен, по месту расположения – Ямато (центральный регион, Хонсю). Кофун – завершающий период культуры Яей, 300-600г н.э. В это время сооружаются многочисленные гробницы-курганы (иногда колоссальные размеры) князей Ямато. Курганы напоминали замок для ключей, состояли из круга (небо) и трапеции (земля). Ханива (глиняный круг) – система надземной погребальной керамики, ставилась по периметру кургана. Особенно интенсивны контакты Ямато с Китаем и Кореей. Верхушка японского общества начинает пользоваться иероглифической письменностью (это открыло доступ к китайской философской и политической литературе).

Гробница императора Нинтоку, н5в. По площади превосходит пирамиду Хеопса, 480м в длину, 36м в высоту. Имеет форму замочной скважины (увидеть это можно только с большой высоты). Окружена она подковообразным водоемом, видно стремление к слиянию с природой (в Египте торжество над природой).

Ханива: располагалась на поверхности кургана (в Китае она пряталась внутрь), выполняла функцию магической ограды, вместе с цилиндрическим постаментом размеры не превышали 1м; много трогательных узнаваемых сюжетов. Скульптура развивалась из полых столбиков-цилиндров, располагавшихся вокруг кургана. Сюжеты многообразны – от магических воинских щитов и мечей (щит из раскопок в Ивами), архитектурных сооружений (в Сара и Сайтобару), оседланных боевых коней до многочисленных типов человеческих фигур: жрецы, музыканты, придворные (раскопки в Окумамура, Хариман-бара). В пластическом языке ханива сочетается обобщенность в трактовке лиц, поз и жестов фигур с большой точностью в передаче характерных деталей, указывающих на конкретные особенности персонажа (доспехи воина, головной убор и одежда жреца). Масштабная деформация, пропорциональные несоответствия – мастеру важно зафиксировать, в первую очередь, общий силуэт фигуры, смысл ее действий (жрец воздевает руки к небу). Многообразие и выразительность лиц. Живости мастера добивались варьированием простейших приемов вырезания ножом из глины (глаза, рот) и вылепливания в мягком рельефе (брови), при этом допускалась легкая асимметрия. Нет детализации – обобщенность.

Итог: древнейший период – формирование широких мировоззренческих концепций, которые сохраняли свои значения в будущем. Среди множества явлений три наиболее важны: обобщение законов мироздания в пластической форме ритуального сосуда (Дземон), рождение архитектурных форм и пространственного мышления (синтоизм), сложение пластического языка и первое непосредственное отражение с его помощью жизненных явлений (ханива).

Камакурская скульптура.

Камакура, 1184-1333г. К концу Хейан сформировался тип помещика, живущего при дворе, управляющие все контролировали, окружили себя самураями, которые в итоге взяли императора и двор в плен. Со 2п 12в – войны между двумя крупнейшими феодальными домами Минамото и Тайра, в результате победы Минамото Еритомо провозгласил себя сегуном, основал «Правительство в палатке» (бакуфу в Камакуре), этот период господства военного дворянства (буси или самураи) сохранялся до революции Мэйдзи в 1868г, императору сохранены жреческие функции и титул. В Хейян сфера культуры – столица, в Камакуру культура распространяется по всей стране среди широких слоев населения. Создались новые этические представления (оформился кодекс чести бусидо (путь воина) – преданность господину, презрение смерти, культ мужества). В Хейян взгляд внутрь, здесь – вдаль. Период породил двух культовых героев: монаха и воина. Весь большой период господства буси делится на три подпериода по правящим родам: Минамото-Ходзе (1184-1333г), Асикага (1335-1572г), Токугава (1615-1868г). С 13в большое влияние приобрела секта Дзен. Учение: природа в любом проявлении – космическое тело Будды, все явления слиты в один поток бытия, который становится синонимом Будды. В Дзен-буддизме нет учения о рае-нирване, оно заменено учением о прижизненном спасении или просветлении (сатори). Грубым воинам был близок Дзен, там была доктрина, говорившая о бесполезности чтения священных книг, которая видела основу в индивидуальной тренировке духа через тренировку тела. Некоторые элементы бусидо были выработаны на основе доктрины Дзен (скрывать чувства, преодолевать страх).

Камакурская культура началась с противопоставления рафинированной Хейянской, для утверждения идеалов мужественности и брутальности необходимы иные художественные формы. Но скульптура вся нервная, экзальтированная, получает инкрустацию глаз (смальта). Появилась новая техника – сухой лак. На первых порах самураи не были способны создать собственные эстетические концепции, поэтому вернулись к нарским идеалам (мощные памятники, воплощение силы и упорядоченности государства). В к12в восстанавливаются разрушенные во время войны Тодайдзи и Кофукудзи.

Великие южные ворота Нандаймон монастыря Тодайдзи, классические нарские традиции, колоссальные статуи стражей-охранителей Нио. Нио мощные, брутальные и экспрессивные, один с открытым ртом, второй с закрытым (противостоят скрытому и открытому злу). Особенность камакурской архитектуры – смешение различных стилевых элементов (традиционные японские и сунские китайские).

Дзенский монастырь, главное новшество периода – сложение типа монастыря. Подсобным и жилым помещениям придавался столь же важный смысл, как и культовым.

Реликварий-сяридэн монастыря Энгакудзи, Камакура, 2п 13в. Пример дзенского храма, высокая кровля (2 яруса), есть элементы китайской архитектуры (закругленные окна), в целом, традиционный вид, но более суровый.

При восстановлении нарских монастырей Тодайдзи и Кофукидзи в них были созданы большие скульптурные мастерские, возглавляли их три прославленных скульптора – Кокэй, Ункэй, Кайкэй. Задачи воссоздания прошлых святынь способствовала возвращению к формам нарской пластики, что выразилось в появлении черт суровости и лаконизма, в отказе от живописной декоративности.

Фигуры апостолов Будды, Кайкэй, храм Дайхоондзи, Киото, 13в. Сочетается суровая простота в трактовке одежд и экспрессия проработанных лиц, активная мимика, инкрустация зубов и глаз (почти натурно). В целом, в камакурской пластике нет единого большого стиля.

Самое яркое проявление в камакурской скульптуре – портрет. Можно сказать, что черты портретного жанра с его тягой к индивидуализации образов, подчеркиванию характерности стали особенностью всей японской пластики периода Камакура.

Статуи проповедников Сейсин и Мутяку, Ункэй. Проповедники жили в 6в до н.э., их статуи часто называют портретами, этнически своеобразные лица, живость создается натуралистической инкрустацией глаз и активной моделировкой лиц, подчеркивается строение скул, надбровий, морщин. В натуральную величину, длинная монашеская одежда, нет ореола отвлеченного совершенства и недвижимости, фигуры стоят на небольших пьедесталах, обращаются непосредственно к человеку.

С еще большей полнотой новые качества выразились в скульптурных портретах патриархов, которые по сути стали основной святыней в интерьере дзенского храма. Статуи помещались в нише, на деревянном кресле, пространственно принадлежали повседневному миру, становились воплощением духовной крепости и самодисциплины. Изображение близко к натуралистичному, образ нарочито приземленный, приближался ко всякому, заставлял ощутить достижимость идеала (статуя священника Сюндзе из Тодайдзи, Нара).

Буддийский патриарх Мутяту. Скульптура без всяких указаний, что он индус и ученик Будды, выглядит как японский старец, который несет ступу (он один из 8 любимых учеников, которые получили 8 шариков с шкатулке в форме ступы). Натуроподобный вид, обладает возрастными характеристиками. Пожилой, изможденный вид (пережил аскезу, послушание). Скульптуры ставились на низкие постаменты. Инкрустированные глаза, настоящие атрибуты в руках. Рост у подобных фигур – среднестатистический верующий, они ведут себя агрессивно по отношению к зрителю. Завершающая стадия развития японской скульптуры, дальше идти по пути натуроподобия некуда. Все это рассчитано на народ, которого надо быстро обратить, образовать и привлечь.

Потом в культуру ворвалась фольклорная стихия, принесла с собой черты демократизации, в пантеоне изменения, в храмах появились статуи бродячих, юродивых, убогих.

Статуя проповедника Куя, и13в, Киото. Натуралистичная религиозная скульптура. Фигура снабжена настоящим гонгом, посохом и настоящей деревянной колотушкой, чтобы бить по гонгу. Видны ключицы, инкрустированные смальтой глаза, прикрытые в экстазе, белые зубы, красные губы. У него ко рту прикреплена проволока, из которой вырастают 6  Будд (метафора –  из его проповеди рождаются множество Будд).

Наряду с божествами в храмах помещаются статуи реальных людей.

Статуя Уэсуги Сигэфуса, дерево, храм Мейгэцуин, Камакура, 13в. В лице надменность и сила, легкая асимметрия черт (так задумано), характерен разрез глаз и рта. Церемониальные одежды расчленяют фигуру, одновременно подчеркивают ее застылую неподвижность. Такая же схема повторяется в портретах военачальников Минамото Еритомо и Ходзе Токиери. При характерности облика портрет подчеркивает не индивидуальность с неповторимыми особенностями, а человека как представителя определенного сословия, значительного в своих родовых признаках.

Эстетика чайной церемонии.

История чайной церемонии началась с Бодхидхармы, который по традиционной буддийской версии явился в Китай около 520г и основал учение чань (дзэн). По легенде он, сидя в медитации, почувствовал, что засыпает, рассердился и вырвал себе ресницы-веки, отбросил их, из них вырос чайный куст. Дзенские монахи пили зеленый чай как средство против сонливости.

Родоначальником чайной церемонии следует считать Лао-цзы, а временем ее рождения – 5в до н.э., когда Лао-цзы изобрел некий ритуал с чашкой некого "золотого эликсира". Чайный ритуал в Японии завели позднее, в начале периода Камакура (1185-1333г, Эйсай).

Ключевая фигура в истории чайной церемонии — Сэн-но Рикю (1522-1591). Именно при нем фактически появилась чайная церемония как светское действие.

Церемония проходила в небольшом чайном павильоне, расположенном в глубине сада, к которому вела каменная дорожка (родзи), выглядит она как каменная тропинка в горах. Архитектура павильонов становится обособленной, выделяются канонические правила. Внимание уделяется столбам и балкам, ценится неправильность, естественность и искривленность. Всего для церемонии нужно 24 предмета (коробочки для чая, сосуды для холодной и горячей воды, черпак из бамбука и тд).

К 16в чайная церемония из коллективного чаепития превратилась в мини-спектакль (игра в ритуал для взрослых), который рассматривался как одна из форм духовной практики, где каждая деталь имела символический смысл. Церемония давала иллюзию некого некогда духовного церемониала. Три запретные темы: деньги, болезни, политика. Приглашалось не более 5 человек, близких по духу (среди них не должно быть врагов).

Архитектура: павильон нарочито маленький, чтобы зайти, нужно нагнуться – несколько смыслов: это смирение, все равны (так как все кланяются, не зависимо от положения), нельзя зайти с оружием. Окна нужны, чтобы поступал свет, но они все расположены высоко, чтобы внимание не отвлекалось от церемонии. Используются понятия ваби и саби (они употребляются всегда вместе – бедность и заброшенность). Ваби – прелесть тихой, безнятежной жизни, строгая и простая красота; саби – прелесть старины, покоя и одиночества.

Керамика: должна составлять единый художественный ансамбль, но не аналогична. Отличается природностью, делалась от руки, важны тактильные ощущения, роспись сугубо спонтанна – послевкусие дзенских традиций. Распространились различные виды керамики (около 30-40), особенно выделается тип Раку. Чаши должны выглядеть нерукотворными, они грубые и толстые (чтобы сохранять тепло). Раку делилось по цветам, нарочито бедная и непритязательная керамика. Донышко по размеру ладони, высота такая, чтобы чаша поместилась в одной руке, ее поворачивали, чтобы осмотреть со всех сторон. Особое внимание уделялось верхней кромке – к ней прикасались губами.

Чай: очень густой, это зеленый суп-пюре со взбитыми пузырьками. Чашу берет один, рассматривает ее, трогает, передает другому. Так она проходит через руки всех, последний ее выпивает. Потом достают другую чашу, дают ее другому человеку, опять же все смотрят, последний выпивает. Каждый просматривает и ощупывает пять чаш, но пьет только из одной.

Пейзаж в японской гравюре.

С 1п 19в распространяется пейзаж (это период Эдо, 1614-1868г; потом период Мейдзи, 1868-1926г).

Кацисико Хокусай, 1760-1849г – знаменитый пейзажист. У него около 30тыс рисунков и гравюг, иллюстрации к 5тыс книгам. 36 видов Фундзи. Самая известная серия гравюр, на самом деле их 46. Изображает Фудзи с разных точек зрения, с суши, с моря, в разное время года, в разное время суток. Фудзияма остается лейтмотивом во всех листах. В ней выражается тема родины. Получается, что в 19в в искусстве впервые возникает тема родины. Красный Фудзи (настоящее название, «Южный ветер, хорошая погода»). Здесь Фудзи – колоссальная вершина, на средней высоте которой деревья превращаются в мох. Древесные волокна расположены по горизонтали. Волны в Кана Гава (Волна). Волна, хищной лапой нависает над всеми. Серо-желтое грозовое небо. Напечатано оно с помощью теснения, на фоне тоже есть Фудзи. Пильщики в горах Тотоми. Распиливают дерево на высоких козлах. Фудзияма расположена ниже козел. Но тоже есть пафос, открывается красота простейших трудовых действий. Серия Мосты: «Мост в Эдо», изображен висячий мост. Серия Путешествие по водопадам страны: «Водопад Оно» на дороге. Также у него замечательны серия Водопадов и серия манга (10000 картинок, страницы из алюбомов (сцена в баре, ветер (эскизно))), картинки этюдно-аналитического свойства, показывают различные формы движения и фазы одного и того же процесса. Изображал людей в их активной деятельности, природа – естественная среда существования людей. Он искал необычные эффектные виды. Становится родоначальником индустриального пейзажа.

Андо Хиросиге, 1797-1858г – младший современник Хоку Сая. Он тоже по-своему воспел природу. Работал сериями. Главная называется 53 станции Токайдо (дорога между Киото и Токио, между старой и новой столицей). Здесь не было железных дорог! Были только 53 постоялых двора (Станция Камбара – снег). Нашел лирику и очарование в природе провинции. Серия 9 видов Канадзава: Вечерний дождь Коэдзуми. Также выполнял серии водопадов, мостов и другие подражания Хоку Саю. Развитие гравюры достигает философских глубин, но много обобщений. Снова открывается мир природы (древний пантеизм), но все более лирично, природа камерная, нет грандиозности.

Искусство Дальнего Востока (Индия, Китай, Япония).

Древнейшее искусство Индии.

Древнейший период искусства Индии – это брахманизм (3тыс – 4в до н.э.).

· 3-сер2тыс. до н. э. – индское искусство (культура долины Инда),

· Сер 2 тыс. до н.э. – 4 в до н.э. – ведийское искусство (культура долины Ганга).

· 4в до н.э. – 6в н.э. – древнейшая культура (буддизм).

· 7-13в – феодальная эпоха (индуизм).

· 13-17в – мусульманский период.

Расположена на полуострове Индостан, две главные реки – Инд и Ганг. Индия – излучающий тип культуры (самодостаточна, ни с кем не соревновалась). Человек воспринимался не как венец творения, а как органическая часть природного и мифологического мира. Искусство Индии всегда проникнуто идеей жизни, оно всегда масштабно, но всегда есть философская связь.

Индское искусство: в 1895г открыли случайно при строительстве ЖД (теперь находится на территории Пакистана). Большое количество печатей, также еще остатки древних строений из обожженного кирпича. Мохенджо-Даро (лучше сохранился) и Хараппа (древнее). Есть памятники и неолита, и энеолита. Развита письменность, города густо населены, развита торговля.

Города: правильная планировка, сетки улиц, ориентация по сторонам света, обносились стенами. Широта замысла, обозримость, определенный бытовой комфорт. Махенджо-Даро (Инд) и Хараппа (Рави) – самые большие города. Все города относительно однородной планировки, часто отличаются только контуром и расположением служебных построек. Постройки господствующего класса внутри укрепленной крепости на невысоком холме; жилая архитектура отделена от крепости и лежит восточнее, тоже на плоском холме. Дома: есть внутренний двора и бассейн, окружен помещениями, ориентация во внутренний двор, высота до 3эт. Клинообразный кирпич в кладке колодцев. Особенность: нет зданий, однозначно культовых; есть общественные сооружения в крепости (зернохранилище в Махенджо-Даро и Хараппе; док речного порта в Лотхале). Купальни внутри крепости МД могли быть и культовыми, омовение в более позднее время имело культовый характер. Строго выдержаны пропорции и размеры кирпичей. Еще особенность: нет дворцов или других сооружений, которые могли бы быть резиденцией властителя (для цивилизаций Переднего Востока резиденция божества или властителя – существенный признак культуры). Впечатление, что здесь речь идет о больших поселениях примерно равных в материальном и социальном отношении горожан, которые вместе осознают себя как господствующий класс. Подчиненные крестьяне-земледельцы проживали вне стен крепости в бедных и непрочных жилищах; какой-то другой слой (рабы) выполнял всю грязную работу.

Глиптика: изображены чаще всего животные или мифологические создания, клинописное письмо. Фигуры на печатях крайне натуралистичны, но есть и склонность к символизму. Иногда это обобщение естественных форм, иногда – абстрактно-геометрические формы (крест, концентрические окружности и тд). Тысячи печатей квадратной формы с короткой ручкой на оборотной стороне. Это печати-штампеля. Изображение на лицевой стороне обычно сопровождается надписью в верхней части. Чаще всего они из стеатита. Есть целые группы печатей с изображениями животных. Чаще всего это «единорог», потом коротконогий индийский бизон и индийский зебу, буйвол, слон, носорог и тигр. Вообще нет изображений льва, лошади и верблюда. Есть печати, на которых изображены целые сцены, на некоторых в центре тигр или тигроподобное существо.

Пластика: скульптура всегда играет ведущую роль. Наряду с очень выразительными фигурами с тщательной моделированной поверхностью, можно найти абстрагированные схематические изображения. Рядом с самобытными скульптурами находят и почти классические греческие торсы. Сначала говорили, что это из Трои, но в плечах есть выемки для дополнительной пары рук. Бронзовый мужской торс из Хараппы, 3тыс, Нью-Дели, Национальный музей. На плечах отверстия для прикрепления рук, только их две пары. Дальше продолжает развиваться тенденция, указывать на определенные качества и функции, в итоге, происходит преувеличение и преображение естественных форм. Отсюда феномен многоликости и многорукости. По степени разработки скульптуры наравне с греческими, но позы чисто индийские. Например, Торс танцора: трех разворотный поворот (шея, торс, бедра). «Набухающая форма» - основной художественный принцип. Это и элемент движения, развития, чувственность, апелляция к осязательным эмоциям зрителя. Также есть скульптуры, напоминающие архаические скульптуры Африки (Танцовщица из Махенджо-Даро, 3тыс, Нью-Дели, Национальный музей, вся в браслетах, стоит подбоченившись). Пластика не завершена, не замкнута в себе, вызывает потребность контакта.

Керамика: на красном фоне черные росписи: птицы, козы, олени. Сосуд с птицами и оленями, Сосуд с лепестками (геометризовано).

Конец: не известно, почему, потом пришли арии. У них ведийская культура, там ведийский санскрит. Ригведа – древнейший текст, по ней арии были общинно-родовые кочевники-скотоводы, позже путем ассимиляции перешли к оседлому образу жизни.

Ведийское искусство : сер2тыс – мощная миграция, на Индостан пришли арии, к концу освоения и ассимиляции ариями Индии образовался монархический строй. Почти нет материальных памятников, много литературы: Артхашастра (устройство дворцовых и жилых покоев, ювелирное и декоративно-прикладное искусство), Веды, Махабхарата (Пандавы-Гауравы), Рамаяна (о творение человека). Есть следы преемственности от прошлой культуры: в росписях сосудов сочетание круга и квадрата, под горлом трилистники (жреческая практика) или гуси-лебеди (гусь –вмещение человеческой души; три гуся друг за другом – жреческий каламбур: хамс повторить 3р, в середине ахамс – я есть – древнейшее медитативное слово).

Арии принесли кастовую систему, до того были варны (еще и обозначение цвета).  Нет смешения варн, надежда только на далекое будущее, отсюда идея реинкарнации.

· Жрецы (брахманы), любили белый цвет;

· Воины и цари (кшатрии), из среды которых выходили цари-раджи,– красный;

· Трудовые люди, земледельцы, купцы, торговцы (ваишри), их цвета – желтый и зеленый.

· Остальные – шудры (низкий). Там были еще ритуальные меньшинства, которые занимались порицаемыми делами (кожевенники).

Божества: самые ранние – Варна (небо), Агни (огонь), Индра (гром) – стихии. Нет антропоморфного облика, но есть характерные атрибуты (Индра толстый, бородатый, с пальцами).

В Махабхарате появляется Кришна как воплощение Вишны. Здесь формируется вторая брахманическая троица божеств – по функциональности:

· Брахма-творец (создал мир), на гусе-лебеде с лотосом, жена Сарасвати,

· Вишну-охранитель (жизненный процесс, существование), на гаруде (человек-птица) с раковиной, жена Лакшми,

· Шива-разрушитель, на быке Канди, жена Парвати. Шива нужен, так как мир не может вновь родиться, пока не будет уничтожен.

Архитектура (по письменным источникам): в эпоху арийского завоевания строились города-крепости как пункты продвижения с севера на юг.Все деревянное, небольшое круглое поселение окружалось круглым забором. В более крупных комплексах 4 ворот по сторонам света. По периметру ходит стража по часовой стрелке. Отсюда и первый обряд религиозного поклонения – обход по часовой стрелке. Регулярная застройка, прямое пересечение улиц; прямое, бочковидное и килевидное перекрытия. В сер1тыс до н.э. появились более крупные города, разделенные по варновому признаку. Дворцовая архитектура деревянная, с плетеными стенами, балкончики с хорами у богатых. Храмовая из камня, подобна колеснице, шикхары башенной формы.

Важнейшие графические символы: мандала – круг в квадрате (устройство мира), квадрат – пространство, круг – время, чакра, свастика – добро, солнце.

Дата: 2019-02-24, просмотров: 277.