Искусство 1-3в н.э. Династия Кушан
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Искусство Кушан развивалось, когда буддизм распространялся по новым территориям и социальным слоям. В 78г н.э., 4й буддийский собор при Канишке, сформулировано и закреплено новое направление – Махаяна (широкий путь спасения, большая колесница). Центр на территории современного Афганистана, много подконтрольных территорий, торговых и культурных связей с эллинистическим миром и Китаем. Население – юэ-джи.

4й собор: Махаяна – возможность просветления и спасения и для тех, кто оставался в миру. До этого Хинаяма (спасения только для отшельников). Буддизм шел мирным путем сверху. Будда обожествлен (Ситхарта Гаутама из рода Шакиев – одно из воплощений Будды). Появились антропоморфные изображения Будды, до этого только символы (поклоняются Гаутаме и Будде Шакья Муни, в основном). Сформированы подробные представления о признаках Будды (32 признака Будды и 82 сверхчеловеческого совершенства). Сформировался пантеон «бодхисатв» (наделен просвещением, помнит все перерождения, воплощение Будды, когда-нибудь перейдет в Нирвану, но сначала поклялся спасти все живое). Появление бодхисатв приблизило буддизм к верующим, тк Будда уже в нирване и не поможет. Их образы напоминали образы царевичей (идеальная красота, пышность, допускалась асимметрия, легкая свобода, допускалось изображение украшений и причесок). Главные бодхисатвы – Майтрея – будущего и надежды; Авала-Кетешвара – милосердие и сострадание; Манджушри (меч и книга) – пожалуй, самый главный. Сложилось представление о 5 Буддах созерцания, с ними можно слиться в медитации. Еще представление о 3 сущности Будды: Майтрейя – Будда Будущего; Авалокитешвара – милосердия; Манджушри – охранитель учения. Махаяна признала иллюзорность реального бытия и единство Сансары (круговорот рождения и смерти) и Нирваны.

Два типа изображения Будды – аиконическое и антропоморфное.

Внешние признаки. Будда: между бровями знак – урна (скрученный по часовой стрелке в спираль длинный серебряный волос); длинные мочки ушей (признак мудрости); на голове был ушниша – вырост, покрытый волосами. Считался, что он образовался еще до рождения по причине великой мудрости; монашеский плащ на одно плечо; обязателен нимб; сидящий или стоящий (лежащий появился значительно позже). Также сформировались мудры – позы рук и асаны – позы. Изображается в образе монаха, без украшений, зато богато украшался нимб за ним.

Внешние признаки. Бодхисатвы: использовались различные костюмы (чаще царские), атрибуты, украшения, прически; это идеал правителя; часто изображаются со щегольскими усиками.

Будда – самая высшая стадия развития живого существа. Прическа и ушниша – прототипом служила прическа отшельника. Голову не мыли и не стриглись, делали дреды, собирали их в пучок и перевязывали четками.

Бодхисатва задумчивый (связан с образом Авала Кетешвары) – асимметрия, легкий наклон головы, роскошно, думает о том, как спасти не только людей, но и все живое.

Две основные школы – Гандхара и Матхура, еще Амаравати.

Школа Гандхара (Афганистан) – на ранних этапах допускались смешения в изображениях Будды и Бодхисатв. Характерна некоторая наивность и отношение, будто это детское, формы укорочены. Выше техника обработки, утонченные фигуры, эллинистическое влияние, манерно изысканные складки. Искусство индийское по содержанию и концепции, эллинистическое и индийское по форме. Здесь начали изображаться стилизованные локоны-спирали. Одежда обычно на двух плечах.

«Гений с цветами» - близок к античным антропоморфным образом. Рука, придерживающая плащ сделана плохо, тк спрос большой мастер делал головы, остальное – ученики. Похож на античный бюст, голова наклонена в сторону и вниз; он задумчив. Внизу по линии кругления плаща как будто цветы рассыпаны.

Гандхарские головы. Классика кушанского времени, раньше – полные скульптуры. Тонкий, светящийся мрамор, инкрустация, некоторые раскрашивались.

Будда Тахт-и-Бадхи. Сидит на троне в позе лотоса, волосы в пучке, плащ на 1 плечо.

Будда(ы) из Гандхары, 2в, Калькутта. Выше по технике обработки, впечатление более утонченное, но и более холодное и отстраненное. Формы сглажены (иногда это влияние провинциального греческого эллинистического искусства). Кубера (бог богатства, из подземного царства), Гандхарская школа. Ноги уже рудиментарные, характерно для провинциальной кушанской скульптуры. Вообще фигура чем-то похожа на античного атлета.

Школа Матхура (центр Индии). Нет эллинистических влияний. Традиционная, местная трактовка. Допускались негроидные драведийские (юг) черты: пухлые губы, широкие крылья носа, крепкая фигура, одежда облипает тело, ширококостность. Прическа канонична, спираль локонов по часовой стрелке, длинные и полые мочки ушей. Скульптуры только из местных пород: песчаник – желтый и красный с желтыми вкраплениями, никакого мрамора. Позже от Гандхары переняла изображение стилизованных вьющихся волос. Одеяние на левом плече.

Будда «Капардин»,1в, Мюнхен. Красный песчаник, поясной, ладонь вверх. Массивная крепкая фигура, мало связана с последующими изысканно одухотворенными.

Бодхисатва Майтрейя. Красный песчаник, стоящая, ладонь вверх. 

Здесь также много джайнских скульптур, рельефов, ступ (не сохранились).

Рельеф из Матхуры, главный герой – опьяненная красавица (Вакханалия). Не буддический сюжет. Буддийская скульптура не допускает прикосновения к себе, а это скульптура индуизма, она позволяет контакт. Здесь грудь женщины другого цвета – часто прикасались.

Танцовщица, канон трибханга – три наклона. Части тела тяготеют к идеальным геометрическим формам: руки к цилиндру, ноги к конусу. Но идеальные формы не воспринимаются отвлеченными.

Школа Амаравати. Одежда не так облегает, всегда толькона левом плече (у Будды). Одухотворенное овальное лицо.

Будда из Амаравати. Другой тип, здесь Будда стоит с поднятой правой рукой, ладонь обращена к зрителю (абхаямудра – жест защиты и покровительства). Одеяние богато складками, что сближает со школами Гандхары и Матхуры, но оно не так облегает, и складки не отличаются манерной изысканностью. Форма лица ближе к овалу, оно более одухотворено.

Ступа из Арамавати. Не сохранилась. Корпус диаметром 45м на платформе, которая была отделена обходом от окружающей ступу каменной ограды с 4 воротами. Сложена из кирпича; на каменной ограде не было украшений. Входы тоже имели другой вид: у каждого стояло по 5 столбов. Облицовывали рельефные плиты, причем их было 2 ряда (отличие). Там многофигурные композиции – рождение Будды, его удаление в Гималаи, Оплакивание Будды учениками, сон Майи, искушение Будды войском Мары – объемно, живо, натуралистично, фигуры разных масштабов.

«Ника» из Таксилы (тоже центр скульптуры), от античности заимствованы костюмы и приемы трактовки драпировки. Но другое качество: скульптура не отрывается от каменного фона.

В Китайском Туркестане мы находим стуковые, а не мраморные головы, раскрашенные, идеалы внешности другие.

Читра Лакша – ремесленный трактат с метрикой и пропорциями, описания для скульпторов и художников. Шея должна напоминать раковину, на ней обязательно три складки кожи.

Дата: 2019-02-24, просмотров: 212.