Бронзовые сосуды эпохи Шан (Инь)
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Для Китая характерно ретроспективное искусство (в языке даже нет будущего времени). Большое значение отводилось учению (высшие слои общества назывались учеными). Образованность была высока. Сначала заселили Хуанхе.

Периодизация:

· Древность (4тыс – 3в н.э.);

· Средние века (4-18в).

Переход между периодами весьма условен. Культурная традиция не прерывалась. История плавная, расплывчатые рубежи, так как не было смен формы собственность. Китайская система периодизации (древнего периода) основана на смене династий. Мы используем эту систему.

Древность:

· Древнейшее искусство – 4тыс -3тыс до н.э. (керамические археологические культуры, Яншао, Луншань);

· Шан (Инь) – 3тыс – 12в до н.э.;

· Чжоу – 12в -3в до н.э. (Чжань Го – 5-3в до н.э. – период сражающихся государств);

· Цинь – 221г до н.э. – 206г н.э.;

· Хань – 206г – 220г н.э.

Первые памятники китайской культуры – продукты археологических раскопок. Культура Яншао и родственные. Искусство не расчленено от ремесла. Космогонические орнаменты: видны представления о структуре мира, который состоял из двух (потом трех) частей. Нижняя часть (обозначается параллельными и волнистыми линиями) находится под морем (корни, черви). Треугольники, спирали (солнце, ветер) – это обозначение всего, что над землей (горы, солнце). В росписи красные, черные и белые минеральные краски. В Луншань сосуды черные, блестящие, без росписи.

Далее бронзовый век, период Шан (Инь), расцвет бронзы. Это изделия ритуального характера. Обряды связаны с почитанием предков и богов, предками императора считаются боги (император – сын неба), предками простых людей – мелкие духи. В виде жертвы употреблялось мясо, вино или бумажные деньги (искусственные).

Сложилось рабовладельческое государство, система иероглифической письменности, изобретена техника бронзового литья, усложнились и конкретизировались религиозно-мифологические представления о мире (Фу Си и Нюй Ва – прародители китайцев, Шанди – главный бог), города в долине Хуанхе (регулярный план, дворцы на глиняной платформе, стоечно-балочная конструкция).

Бронзовые сосуды исполнялись в технике утраченной восковой модели, от которой  остались швы, делящие сосуд на 4 чести (можно было удалить после отливки, но их стали использовать со смыслом – сосуд – мир, ориентация по 4 сторонам света). Могли быть более 1м. Сосуд – модель мира, делится на 3 горизонтальные зоны: нижняя – вертикальные завитки – подземные мир. В срединной зоне господствует скрытое чудовище Тао Тэ Пожирающий (это мир животных, людей и растений), в нем царствует не человек, а зверь. Тао Тэ изображен не на одной грани, а на двух, центр его морды расположен на углу. По центральной оси зверь разворачивается в две стороны (у него две спины, два хвоста), по центру огромная морда. Принцип охватывания масок. В верхней части изображения высших сфер: треугольники гор, птицы (позже изображения древесных крон). Изображаются чаще вороны, которые связаны с культом. Все зоны отделены друг от друга поясками. Фоном во всех сосудах является узор грома – спираль, вписанная в квадрат (ее связывают с небесными стихиями). Здесь же характерная практика сочетания круга и квадрата. Круг – это небо, квадрат – это земля с ее 4мя сторонами света. Если посмотреть сверху, видно, что к кругу горолвины примыкают 4 ребра.

Типы: Тя –на 3х ногах, Лэй – круглая низкая приплюснутая ваза, Гу – кубок для вина (круглый сужающийся внизу, узкая часть, резкое расширение – чем-то похож на лотос), Цзюэ – высокий кувшин с горлом на 3х ногах. Важнейшими стали узоры, воплощающие стихии неба и воды (птица, дракон),урожай (цикада), благополучие (бак, баран. Часто изображения обобщаются и приобретают собирательный образ. Сова соединяет небо и землю, интересна цикада (часть жизни под землей, часть в воздухе), под землей ее изображают лежащей на боку.

Среди жертвенных сосудов есть зооморфные, в которых сочетались различные птицы, гады, кролики и тд. Например, сосед в форме совы, здесь ее крылья заканчиваются головой барана (овна) – зодиакальный символ. В поздней бронзе Шан (Инь) – сер 2тыс, появляется образ человека, но он ни в коем случае не играет главную роль структуре мира. Также в это время в мифологии начинает действовать дракон. После ухода бронзы уходит и мощная мифология.

Потом Чжоу: появляются действия и многофигурные композиции. В Чжаньго развивается придворная жизнь и прикладные искусства.

Искусство 5-3в до н.э.

После периода Шан (Инь) начинается период Чжоу (12-3в до н.э.). В Чжоу в изображениях начинает что-то происходить, появляются действия, многофигурные композиции. В это время сосуды еще могут делиться на вертикальные и горизонтальные зоны. Часто используется свастика, ее вращение обеспечивает соединение круга и квадрата. Чжоу делится на западное (1027-771г) и восточное, которое делится на Чунь тю, весна-осень (771-481г) и Чжаньго, Воюющие государства (481-221г). Наилучшие памятники оставил период Чжаньго.

В это время закладывается фундамент последующей культуры, развиваются принципы каркасного градостроительства и регулярного градостроительства. В это время развилась пышная придворная жизнь, соответственно, происходит расцвет прикладных искусств. В 5в до н.э. появились две философские системы: конфуцианство (обосновывало социальную иерархию, государство – одна семья) и даосизм (теория о дао – изменчивости мира, интерес к натурфилософии, Ян (мужское начало) и Инь (женское), более многоплановый подход к природным явлениям и поэтическое осмысление).

В сосудах изменился стиль, утратился магический смысл, формы стали обтекаемыми, орнамент сменился тонкой инкрустацией. Ярусов больше 3, между ними нет четкого деления. Орнаменты проще, нет мифологических нагромождений. Пространство делится на ленты со сценами, круг сюжетов расширился, все стилизовано и нереалистично.

Зеркала: бронзовые, круглые, без ручки. Есть дырочка для шнура, в центре квадрат, вокруг орнамент.

Лаки из Чанша (погребение), провинция Хунань: деревянные изделия, часто коробочки, покрыты лаковой росписью. В изображениях появляется архитектура, пространство конкретизируется, тонкий орнамент. Как правило лаки красные, черные и белые.

Фигурка зверя Тао Тэ (из Французского музея), выполнен из лака на деревянной основе (роспись лаком), на голове реальные оленьи глаза. Он пожирает змею, лаком выписаны чешуйки, усы и другие мелкие детали. Но он уже не мощный мифологический символ, а милый зверек.

Коробочка для белил: стоит на трех ножках, воспроизводит формы древнего ритуального треножника. Она расписана лаком. Здесь уже лентовидная композиция с изображением людей. Люди уже приобретают признаки: пол, чин, возможно даже возраст, уточняется их местонахождение (открытое пространство или интерьер). То есть происходит конкретизация образа человека. То есть происходит эволюция представлений и образа человека.

Живопись: выделилась в самостоятельный вид, впервые используется шелк. Рисунок наносится тонкими штрихами туши, это схематичная картина, но уже заложены последующие принципы.

Есть надписи на гадательных костях. Иероглифическое письмо имеет идеографическое происхождение. Почти все иероглифы изначально имели функциональное назначение: посчитать количество голов быков в стаде, показать рисовое поле и тд. Иероглифы – это как бы вид сверху на предмет.

Дата: 2019-02-24, просмотров: 299.