Основные виды буддийских сооружений в Индии и их семантика
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

4-2в до н.э. – искусство Маурьев. 261 г – Ашока принял буддизм, стали строить каменные сооружения, 5в прошел без искусства, так как ранний буддизм в них не нуждался.

Основные виды:

1) Стамбха – колонна, на месте важных событий жизни Будды, столб врыт в землю без базы, капитель – перевернутый лотос, круглая подушка и фигура животного (чаще всего лев – царственное происхождение Будды), иногда с эдиктами. Метеоритное железо или камень. Мемориальное назначение. 

Львиная капитель из Калькутты, ок242гдо н.э. Внизу цветок лотоса (символ чистоты – прорастает сквозь грязь и не запятнан; еще трон Будды). На подушке рельефные гуси (хамса) идут друг за другом, геометрическая форма. Наверху лев, есть персидские приемы (дедушка Ашоки с персами воевал; это время после Македонского, то есть много греков и персов, при Маурьях персидские приемы используются, потом уходят): шкура трактована рельефными ромбами, как в Шумере, шкура отполирована до блеска. Изображение довольно условно, это не животное, а символ власти.

Львиная капитель из Санатха, ок250-232г. В городе была первая проповедь. Мрамор, 2,14 м, 4 сросшиеся льва смотрят по сторонам света (мысль об экспансии буддизма). Стилизованные морды, полированная шкура. При стилизации доскональные анатомические пропорции. Львы, подушка, лотос. На подушке под каждым львом колесо закона, между колесами 4 священных животных буддизма: слон (восток, чудесное зачатие, верховое животное Индры); бык (запад, Будда родился под созвездием быка, животное Шивы); конь (юг, уход из двора, животное Сури); лев (север, царское происхождение, животное то ли Парвати, то ли Вишну).

2) Ступа – культовое сооружение, воплощающее структуру вселенной (Будду кремировали, прах спекся в 8 шариков смальты – первые реликвии). Нет внутреннего пространства, в подушке камера для реликвий. Снаружи облицован камнем, внутри проходит столб – юпа – как ось Вселенной. Вверху шест с несколькими зонтиками – это небесные сферы. Ступу обходя по часовой стрелке – обряд поклонения, к ней ведут 4 ворот – стороны света, устройство Вселенной, символ нирваны.

Большая ступа в Санчи № 1, 250 г. до н.э. Диаметр цоколя – 31м, 4м ограда воспроизводит конструкцию деревянного плетня, высота ворот -11 м. Ворота – тораны – стоечно-балочная конструкция, там весь декор. Ступа – полусфера со стержнем внутри, облицована блоками песчаника, всего 3 обхода (прадакшаны). В зените каменной сферы – куб с оградой и стержень с 3 зонтами. Ворота были красными, а облицовка ступы белой. В ансамбле много ступ.

Ограда ступы в Бхархуте, 180-150 г до н.э. Ограда из песчаника, на балках ограды плоский рельеф, на столбах ворот рельеф объемнее: Лакшми, Якша – мужской бог плодородия – страж ограды. Иконография раннего буддизма: аиконические изображения Будды, на осях цветочные гирлянды. Поклоняющиеся идут парами (митхуны), на ездовых животных (ваханы). В медальонах ограды джатаки (притча о благородном олене, поклонение дереву Будды).

Восточные ворота Ступы в Санчи № 1, 1 в до н.э. 2 столба несут 3 перекладины. На перекладине рельеф: поклонение ступе, дереву бодхи – фигуры слонов похожи на резьбу по слоновой кости, колесо закона и фигуры гениев венчают ворота вверху, на концах балки спирали – годовые кольца деревьев, слоны с цветами и плодами, птицы, танцовщицы- якшини (духи плодородия), фигуры более объемны, чем на ступе в Бхархуте.

3) Шикхара – башня буддийского или индуистского храма. Применялась в средневековой архитектуре, строго вертикальна, но имела подчеркнуто горизонтальные членения (на севере, наоборот, вертикали подчеркивались).

4) Скальные и пещерные монастыри: храмовые помещения – чайтьи со ступой и кельи – вихары.

Культура отшельничества издревле распространена в Индии. Монахам разрешалось только в сезон дождей пользоваться укрытиями. На высоких берегах рек обычно вымываются пещеры. При Маурьях появляется 2 типа помещений: Чайтьи (храмовые помещения) – монолитная, высекалась из скалы, в ней – ступа для поклонения, план похож на базилику, завершается полукруглым сводом и конхой. Вихары (кельи монахов).

Чайтьи в Бхадже , Махараштра, 2 в до н.э. На фасаде ниши имитируют архитектуру, вихары по ярусам, внутри – колоннада с 2 обходом (подобие 3 нефов), чтобы можно было обойти ступу, завершающую чайтью. Колонны без баз и капителей, солнечное окно (от деревянной конструкций), ложные стропила – гнутые балки на своде.

Чайтьи в Карли, 1в до н.э.: перед храмом – стамбха. 6 солнечных окон, ранее были и решетки на них. Настоящие деревянные стропила – гнутые балки на своде, колонны 8-гранные, базы напоминают глиняные горшки (из деревянной архитектуры), капители – лотосы, на них митхуны на слонах. Маленький интерколумний, узкие боковые нефы. Большая ступа с высоким зонтом. Есть изображения донаторов в виде митхун (супружеская чета), между ними триада: Будда с Авалокитешварами. Где-то женщина стоит справа от мужчины (не женаты). Все направлено на дематериализацию камня, важна роль света. Исчезает полировка (наследие персов), теперь кожа губчатая.

Пещеры Аджанты.

Дата: 2019-02-24, просмотров: 296.