Архитектура Южной Индии 9-15в
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Период Чолов – расцвет средневековой южной Индии. Здесь контроль у ортодоксального брахманизма, храмы превращаются в храмовые города (разработана система дворов, территория огораживается, изнутри – это галереи). В 11 и 12в Чолы были самой могущественной династией в Индии. Архитектурный стиль продолжает стиль Паллавов, просто приобретает большие масштабы и распространение. К храмам добавляются дворы и большие ограды, строятся особые залы и мощные ворота с башней (гопуры). Гопура – отличительный признак южной архитектуры. Храмы в плане прямоугольные, ярусы громоздятся друг над другом, слегка сужающаяся к верху башня заканчивается «бочкообразным» сводом. Большинство южноиндийских храмов посвящено Шиве. Первоначально фигурные украшения на храмах были относительно скупы, но отличались тщательным художественным выполнением. С усилением власти Чолов наблюдается тяготение к расширению объемов, большей пышности и помпезности (чрезмерное обилие фигурного декора храма).

 «Большой храм» храм Шивы в Танджоре, 11в (1012г). Обнесен стеной, шикхара теряет выраженную башнеобразность, эта функция переходит к надвратной гопуре (это скорее прямоугольник в плане, чем квадрат, широкие части обращены внутрь и наружу, а не по бокам). Скульптура здесь ведет себя скованно и играет подчиненную роль. Гопура доминирует по высоте над храмом и городом, покрыта скульптурой. Южные храмы приобретают монастырский уклад, неясные.

Шива Натараджи (царь танца)в Чидамбараме, 12в. Надвратная башня гопурам – сплющенная пирамида, покрыта скульптурой. Вокруг храма прямоугольный двор с галереями, там также есть и дополнительные постройки – беседки на столбах. Есть и бассейн – ступенчатый водоем, он подобен перевернутой гопуре. Все стены храма покрыты скульптурой танцующих персонажей.

Храм Шивы Натараджи в Брихадешваре, 985-1009г. Самый большой храм Шиве в Индии (самый величественный и богатый). Когда-то был храмом крепостью, обнесен двойной стеной со рвом. Построен в династию Чолов. Большая надвратная гопурама. Множество изображений как танцовщиц, так и танцующего Шивы.

Храм Дурги в Айхоле, ранний тип храма. Те же две части, к алтарной части примыкает зальная (храм подобен чайтье, тоже абсидальное завершение). Декор выносится на поверхность храма, в 4х гранной шикхаре есть многофигурные композиции (в отличие от севера), но в основном, геометрические формы, большинство изображений божеств находятся на цоколе. Помещение 1 уровневое, как внутри, так и снаружи, над алтарной частью возвышается шикхара (но немного), храм обнесен галереей. Дурга – супруга Шивы. Храм прозрачнее северных. В Айхоле около 30 храмов, все они обнесены единой стеной, строились с 9 по 12в.

Храм (Хойсалесвара) в Халебиде, 12в. В Халебиде сохранилось два храма Хойсалесвара (шиваистский культ индуизма) и Кедарешвара. Они стоят на постаменте, который имеет звездчатую форму. На юге важную роль приобретает планировка, развиваются закрытые огороженные дворы, по периметру они обнесены галереями на столбах и колоннах. Есть общественный при храмовый водоем для омовений (высыхает в сухой сезон). Цоколь: внизу изображены слоны, вверху фризы с танцорами. Скульптура измельченная, ювелирная, орнаментализированная, сплошное нагромождение. Храм Хойсалевара – 1 из 3 уникальных храмов, принадлежащих к стилю хойсала (еще в Белуре и Сомнатхапуре). Характерно для стиля использование кладки без раствора (некоторые камни скреплены скобами), потолки внутри мандап в виде ступенчатых сводов, но это не видно снаружи, внутри еще круглые колонны «пухлой» формы; для скульптур использовали стеатит (мыльный камень), при окислении он твердеет и дает гладко отполированную поверхность. На каждой стороне многоугольника Божество, вверху сюжеты из Махабхараты, ниже птицы и узоры, потом всадники, потом львы, потом слоны. Всего 4 входа, над ними резные панели. Над фризами в стенах отверстия в виде окон с решетками. Напротив 2х боковых входов мандапы с черными монолитными фигурами Нанди.

Храм Вишну ансамбля Шрирангам в Мадураи, 15в. На юге культура индуизма сохраняется дольше. Почти ничего нового, только воспроизводятся найденные формы, это уже остановка развития. На стороне внутреннего двора изображения всадников (кони на дыбах), всадники опираются на фигуру львов-грифонов, а те на меньшие фигуры. Эти всадники сами еще являются кронштейнами. Скульптура сухая и графичная, затейливая и атектоничная, довлеет над архитектурой.

Бронза: билет №13.

Бронзовая пластика 11-13в.

Начиная с 10-11в расцветает бронзовая скульптура (в 12-13 пик расцвета) в технике литья по восковой модели. Бронзовая скульптура транспортабельна, что открывало новые обрядовые возможности, такую скульптуру можно было размещать не только в храме, но и дома. В храмах с такой скульптурой устраивали целые представления: ее кормили, одевали, укладывали спать и тд. Бронзовая скульптура наследует иконографию каменной, поэтому она сохраняет предпочтительную плоскостность.

Шива Нила Кантха (черная шея). Много дополнительных атрибутов, 4 руки (в правой нижней держал кувшин, там напиток бессмертия). Кажется, что две руки, потом из двух 4 получается (так что не 4 отверстия, а два). Боги стали взбивать океан, держа за разные концы огромную змею, чтобы достичь дна океана. Сначала появился сосуд с ядом, который стал отравлять все живое, тогда Шива выпил этот яд, у него посинела шея, спутники наги (змеи) облепили его и охладили, поэтому он выжил. Выступает здесь как спаситель человечества через жертвование собой. В другой руке у него антилопа: Шива как то мылся в реке, туда случайно попало его семя, все жены брахманов, что купались ниже по течению, понесли детей. Брахманы были недовольны, подослали Шиве заколдованную антилопу, которая должна была бы убить его ударом копыт. Шива поймал ее двумя пальцами за задние ноги, чары пали. Высота где-то от 12см до 1м с небольшим.

Шива Натараджи (царь танца), 12в. В этом танце он уничтожает мир, чтобы тот снова родился. Фигуру окружает ореол пламени, волосы развиваются, там морские существа (в память о нисхождении Ганга), 4 руки. В 2х руках символы – разрушительного пламени и маленькая штука – символ созидания. Он подпирает фигуру карлика зла и невидимости. Также, он выступает как покровитель танцоров. Такая скульптура допускала дополнение атрибутов, которые нельзя было приделать при изначальном литье, там еще много чего приваривали. Главные персонажи – Шива с семьей и Вишну с семьей (супруга, дети, подвиги и воплощения).

Танцующий Шива, период Чолов, 11-12в, Цюрих. 2 пары рук, он в кольце, танцующая поза, на голове какой-то убор, расходящийся в три стороны. Все они отличаются грациозными позами, композиционной законченностью, высоким совершенством объемного изображения.

Дата: 2019-02-24, просмотров: 230.