Архитектура и скульптура Северной Индии в 9-12вв
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

К 9в на территории Индии существовало несколько мощных автономных государств и княжеств. Идет дальнейшая разработка обрядов (складываются трактаты по архитектуре и скульптуре), увеличение пантеона. В это время искусство еще более канонизируется, в конечном счете, все строительство – обрядовый ряд (есть опасность догматической застылости). Совершился переход от скальной архитектуры к отдельно стоящим сооружениям, большое внимание к башенным формам ,которые символизируют мифологическую гору Меру – центр вселенной, священное дерево (соединяет землю и небо), вызывала ассоциации с горой, священной колесницей, фаллические ассоциации. В 13в в Индии образовалось мусульманское государство и начинается этап развития исламского искусства.

Крупнейшие центры – Орисса, С-В (комплекс Бхубанешвара и храм Сурьи в Конараке) и Кхаджухаро, Центр.

Храм Сурьи в Конараке, 1/3 13в. Бог солнца на колеснице из 7 коней, ориентация на восток, расположение на морском берегу. Сооружение связано с драматическими событиями, правитель области болел проказой (считается, что целителем проказы является солнце), он дал обет построить большой храм. Тот же архитектурный тип: шикхара (упала, уже нарушены пределы, которые может выдержать конструкция) и мандаку (пирамидальное покрытие). Этот храм часто называют черной пагодой, это вообще не правильно. По цоколю украшен 24 огромными колесами – уподоблен колеснице. Также были каменные фигуры коней, впряженные в колесницу и направленные на восток. Слишком буквальная идея воплощения обета. Колеса наиболее запоминающиеся, больше роста человека, сплошь покрыты орнаментом и много сюжетными сценами (воспроизводят колеса боевой колесницы). Количество осей (спиц) соответствует делению времени, выступают в роли стрелок, которые делят на части время. Вообще, колесо – это время. Год делился на сезоны, месяц на недели, день на стражи. Почти посередине каждой спицы расположен медальон, там показано, что происходит во время стражи (утро, закат, ночь и тд). В каждом медальоне эротическая сцена – подношение Сурье как божеству плодородия. Есть огромные изображения боевых слонов божества, которые борются с демонами тьмы. На ярусах установлены скульптуры музыкантов и музыкантш, они не предполагают близкого рассмотрения (рассчитаны на восприятие снизу, с большого расстояния), поэтому обобщенные силуэты, они несколько толще (эффект контражура – когда смотришь на свет, контр сужается). Это не круглая скульптура, они не оторвались от рельефа, поучается, что это просто очень высокий рельеф. Однако лица проработаны очень тонко и нежно. Музицирующая красавица – тоже часть эротической тематики. Храм – прежде всего, подношение божеству.

Комплекс Бхубанешвара, 8-12в: сохранилось около 600 храмов. В основном один тип – у постройки две части: мандапа (зальная часть, для верующих) и алтарь, над которым возвышается шикхара. Все храмы их красного песчаника. Изобилие фигур, но они не подавляют тектонику здания, а расчленяют его. От 8 к 11в пропорции вытягиваются, шикхара уподобляется кукурузному початку, мандапа пирамиде. Муктешвары, 9-10в: наиболее ранний, у башни слегка наклонные грани, венчает ее подушка – амалака. Декор только снаружи (растительный). Парашурамешвар, ок650г: рама-божество, 1 из аватаров Вишну. Двухчастная структура, мандапа кажется перекрытой 2яр крышей, на самом деле своды не использовались, здесь плоские каменные балки, которые с напуском находят друг на друга. 1ярусное пространство. Шикхара 4гранная, ориентирована по сторонам света, ее венчает амалака и трезубец (атрибут Шивы). Поверхность имеет раскреповку на отдельные вертикальные блоки. Декор сосредоточен на фасадах, внизу антропоморфный (единичный и многофигурный), наверху растительный. Раджарани, 11в (царь и царица): органичная форма (шикхара как початок), по углам 4 малые башни (у початка тоже есть отростки, их добавили позже). Каменные плиты наезжают друг на друга – получается ложный свод. Шикхару делят все более мелкие ярусы, там растительный и геометрический декор; внизу фигуративный декор: митхуны и Наика красит ступни. Колонны при входе обвиты священными змеями. В 11в скульптура становится манерной, сильный спиральный изгиб, прием трипханга (тройной поворот). У богов есть ваханы (животные, закрепленные за божеством). Происходит расцвет эротической темы (эротикой считается все, начиная со взгляда). Лингараджи, 8-9в: посвящен Шиве как царю фаллосов. Самый большой. Характерный для Ориссы тип храма с несколькими помещениями на одной оси и башней над целлой. Апогей вертикализма, мандака тоже приобретает башенную форму, но внутри 1 ярус, у шикхары максимальное число ярусов. Храм действует (к 3зубцу присоединены красные флаги). Вокруг дочерние храмы, их расположение кажется хаотичным, но оно определялось обрядом, а не геометрией. У дочерних храмов тот же тип. У башен раскреповка вертикальными линиями кукуруза). Все подчинено магической нумерологии.

Кхаджухаро, 9-11в: храмы меньше и компактнее, тоже подчеркнуты вертикали, но башни скошены меньше и в большей степени расчленены горизонталями. Отдельные части – целла, антарала, мандапа, вход – плотнее примыкают друг к другу и объединяются в комплекс, каждая из них частей снабжена обособленной башенной надстройкой, самая высокая – башня целлы, остальные ступенчато понижаются по направлению к входу. Максимельно выражен эротизм и культ Камы. Высокая связь с тантрическим учением (по сути это центр, а не север). Храм Брахмы: другая трактовка привычного типа: башня и зальная часть смыкаются, контур храма уподобляется человеку, сидящему на земли и обхватившему свои колени. Храм Кандарья Махадео, н11в: высокий подиум, потом открытые галереи, дальнейшее объединение шикхары и мандаки, много дополнительных башен, архитектурная форма более дробная (многократные усложнения, ступени сами становятся ступенчатыми). В плане форма двойного латинского креста, место между перекладинами – самое затемненное, там наиболее эротические скульптуры. Скульптура мельчает, съедает архитектуру. Над целлой, антаралой, мандапой и входом самостоятельные шикхары. Преобладает высокий рельеф, фигуративных всего 2 яруса, скульптура маньеристичная, ласковая, нежная. Паршванатх, 9в: общее оформление у первого яруса шикхары и мандапы. Шикхара приобретает геометризированных вид (вертикальная раскреповка изощренная, горизонтальная превращается в сотни ярусов, число которых определяется нумерологией). Шикхара 4гранная, дополнительные башенки, пирамида зала скашивается и пирмыкает к шикхаре (как человек на корточках). Вверху геометрические рельефы с математической символикой. Внизу 3яр рельефы, разделены горизонтальным кружевом (2 ряда богов внизу и ряд митхун сверху). Интересен зверь макара, он изображен на флаге бога любви Камы (одна из малых аватар Вишну, то есть в пантеоне он где-то на периферии, здесь же он выходит на первый план). Макара – у него древняя история, голова как у дракона (иногда с клювом), извивается кольцами, хвост у него как у растения (то есть это зоо-фитоморф). На блоках изображены боги с супругами или красавицы. Бог смерти – бороденка, толстенький, пальцы с черепом, вакхан буйвол. Видна трансформация техники мокрых одежд. Формально все одеты (так как бог не может быть раздет), но по сути тело абсолютно обнажено, одежда обозначается только наложенной декорацией. Божества 4рукие, все мужчины в дхоти (обозначается валиком чуть ниже колен), а женщины в сари, у фигур сложные изгибы. Один из ярусов отдан парным изображениям богов с богинями. Здесь возникает и развивается эффект глазного контакта. Типичные черты: выпуклые миндалевидные глаза, губы сердечком, нос с небольшой горбинкой. Отдельно стоящие красавицы, занятые эротическими занятиями (уход за собой, косметика и тд), разбавляют композицию. Узкие фризы (в нижней части) посвящены сидящим фигуративным композициям.

Особую группу представляют джайнские постройки. В некоторых областях (западный Гуджарат и восточный Раджастхан) в 11 и 12в возникли большие комплексы. Здесь в северо-западной Индии материалом для скульптуры всегда был мрамор. Джайнский храм в горах Абу неподалеку от Дильвара. Еще древнее – святилища из Шравана Белголы. Там находится монументальная статуя Гомматешвары 983г.

Дата: 2019-02-24, просмотров: 223.