Формирование антропоморфной иконографии будд и бодхисатв в Кушанское время
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В раннем буддизме нет антропоморфных изображений Будды, к тому же, до буддийского собора (70го г) он не был обожествлен.

Будда заменялся цветком лотоса, деревом бодхи, колесом со спицами, ступой, что соответствовало священному пути Будды (рождение, первые шаги по распространению учения, проповеди в Сарнатхе, вхождение в нирвану).

После того, как буддийское учение получило значительное распространение в народе, священный путь Будды стал известен каждому, его начали изображать фигуративно. При этом отдельные этапы его пути передавались через мудры (особые положения ладоней рук и пальцев).

С 1в н.э. во всех крупных школах начинают появляться изображения Будды в человеческом образе. Нет единого мнения, относительно того, где впервые возникло фигуративное изображение Будды. Кто-то считал, что в Гандхаре (северо-западный район), которая испытывала греко-эллинистические влияния. Обоснованно считают, что образ Будды, в первую очередь Будды стоящего, сформировался не без влияния греческого Аполлона. Индийские искусствоведы говорят, что намного вероятнее, что образ Будды сидящего и стоящего сформировался под влиянием изображений Матхурских якш (которые намного древнее). То есть они говорят, что антропоморфный образ сложился в сердце Индии, на севере. Изображение Будды лежащего в нирване появляется гораздо позже. Еще надо принимать в расчет, что со времен Ашоки на Цейлоне процветал буддизм. Там существовала очень старая школа, изображавшая Будду в человеческом облике. Там была строгая ортодоксальная атмосфера буддизма в форме тхеравады, если судить по буддийским хроникам, там фигуративное изображение Будды существовало с первых шагов буддизма.

В Кушан сложились три основные школы:

Гандхара. Испытывала греко-эллинистические влияния, здесь образ Будды сформировался с участием Аполлона. Утонченные фигуры, сглаженные формы, выше техника обработки. Более утонченные, но холодные. У статуй вьющиеся волосы со стилизованными локонами. В большинстве случаев одежда на два плеча.

Матхура. На севере, в сердце страны. Только местные традиции, фигура очень массивная и крепкая. Со временем и здесь появляются гандхарские локоны. Одежда на одно плечо.

Амаравати. Здесь Будда стоящий с поднятой правой рукой ладонью к зрителям (абхаямудра, защита и покровительство). То, что одеяния богаты складками, сближает школу с двумя предыдущими, но складки не такие облегающие. Лицо ближе к овалу и более одухотворенное. Одежда на одно плечо.

7. Искусство эпохи Гуптов (320-485г).

Завершающий период развития буддийского искусства, центры Магадха и Паталипутра (бывшая столица), северная часть. Длительный период относительного мира -> развитие городов и придворной культуры. Классический период. Много династий, наиболее известны Гупты (индуисты, терпимо относились к другим), при них сформировался стиль, который продолжил существовать после династии. 4-6в – расцвет Шелкового Пути (это паутина путей). Растет городская культура, расцветают монастыри. Пантеон увеличивается, ритуалы приобретают пышность, танцевальное и музыкальное оформление. В городах распространяются древние верования (Махабхарата и Рамаяна). Городская культура не дошла, тк все деревянное. В буддизм приходят добуддийские персонажи, Будда признан воплощением Вишну (то есть слияние религий). Искусство изысканнее, для утонченных кругов, а не для масс (буддизм). Много трактатов (Атха Шастра – искусство политики; Кама Сутра; учение о Чакравартене – идеальный правитель; Шипа Шастра – о ремесле, говорится не только о пропорция и материалах, но и об изображении душевного движения). Для скульптуры модуль – толщина большого пальца, пропорции вытягиваются, буддийское искусство созрело и ушло от наивности кушанского периода, большое внимание символике и жестам (их много, они сложные, их надо знать). Были «дома живописи» - что-то вроде картинных галерей. Буддизму уже 1000л, уже в 5в возрождаются индуистские матера и эстетика.

Скульптура: складывается новая традиция, другой возрастной тип (юный, но зрелый царственный муж), вытягивается (фигура как цветок). Большие нимбы активно украшены, распространены мотивы лотоса и вьющихся растений. Скульптура канонична (раньше канон могли и не соблюсти), эффект полушага (у греков хиазм), костюмы с закрытыми плечами (царские, а не монашеские). Скульптура дистанцирована от зрителя, стль совершенна, что живет в своем мире. Круглой скульптуры нет (только несколько исключений). Степень канонизации приводит к однообразности. Эта скульптура – итог развития скульптурной пластики.

Будда из Калькутты, 5в, Сарнатх. Некоторое время вывозилась из Индии, эффект обнаженной фигуры (прием мокрых одежд), иногда на «мокрых» одеждах возникают складки. Одеяние, как и фигура, трактовано обобщенно, в районе щиколотки обозначен подол (как 2 створки раковины). Стоит. Пропорции вытянутые.

Будда из Матхуры, 4-5в, Калькутта. Стоит, полупрозрачный плащ на оба плеча, массивная и крепкая фигура, на середине икры конец плаща (2 валика), равномерный рисунок складок (как параболы спускаются вниз). Образ изменяется и приобретает отпечаток отрешенной придворной утонченности.

Будда из Сарнатха, 4-5в, Сарнатх. В позе лотоса, руки в мудре, глаза прикрыты, прозрачная одежда без складок на оба плеча, большой круглый нимб (центр, где голова, кончается, где грудь). Волосы в пучке из мелких завитков.

Будда из Диджанкара, 5в. Совершенное, канонизированное лицо, огромный нимб (много цветочных мотивов). Плащ на оба плеча. Эффект мокрых одежд с 2мя створками раковины, есть стилизованные складки драпировки. Эффект растворения скульптуры в фоне.

Пещерные монастыри: Аджанта, некоторые ее части были созданы в раннее время (100г), там также есть образцы ранне буддийской живописи, но сохранились они фрагментарно. Комплекс состоит из около 30 пещерных залов. Самые значительные – вихары №1,5,6,16,17 и чатья №19 – здесь живопись 5-7в, богатый репертуар из современной жизни. Росписи посвящены эпизодам из жизни Будды и джатакам (его прошлые перерождения), много изображений простого народа, горожан и придворной жизни (подробнее в билете №8). Здесь складывается алтарная триада. В скульптуре эффект мокрых одежд, тонкая проработка, разработана иконография( прическа из мокрых прядей, пучок на макушке), система жестов (12 хаст и мудр), величие образа, неполированная поверхность.

Архитектура: городская –деревянная (не дошла). В храмовой продолжение буддийских типологий – ступа и скальные храмы, также эволюция наземного индуистского храма. Первоначально, это храм кубической формы с плоским покрытием, к которому добавляется башенная надстройка. Форма целлы индуистского храма восходит к ранне буддийским сооружениям, прямоугольным в плане, расширенным за счет примыкающей к целле мандапы (зал для собраний), выступающего портика ардхамандапы и промежуточного помещения антаралы. В этом типе есть тенденция выделения целлы с помощью башнеподобного возвышения над ней. Все одноярусно (хотя кажется наоборот).

Наиболее ранние храмы-башни Гуптов – храм Дашаватары в Деогархе и храм-башня в Бхитаргаоне (кирпичный, хуже сохранился, рельефы чрезмерно выпуклые). Храм в Деогархе, ок 500г –вытесанные каменные плиты, на квадратной платформе, с 4х сторон ведут лестницы (3 ложных входа, там рельефы из жизни Вишну, 1 настоящий вход в целлу). Первоначально в храме еще находились вестибюли с 4мя колоннами (соответствует лестницам), превращал квадратный план в крестообразный. Башня сохранилась частично.

В 6в началась эволюция храма-башни (пост Гуптское искусство). Пример – храмовый город в Айхоле, столица западной династии Чалукьев.

Дата: 2019-02-24, просмотров: 250.