СУЛТАН МАХМУД И ШЕЙХ ХУСАЙН ЗАНГАНИ (1200)
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Передают, что Султан Махмуд отправился в паломничество к Шейху Зангани, который был из шейхов, совершавших путь мистического познания (тарикат) и великих людей своего времени. Когда взгляд шейха упал на справедливого султана, шейх опустил голову и стал бить поклоны, совершая молитву.

Когда шейх поднял голову, визирь султана Такиййат ал-мулк Тахир бен ÔАли спросил у шейха: «О, шейх! Что это были за поклоны?».

Ответил: «Они — в знак благодарности богу за то, что он привел Махмуда [74] к Хусайну, а Хусайна свел с Махмудом 87, что приход его к дервишам — это поклонение богу (ибадат), а приход к нему дервишей — заведенный обычай (адат). Я поблагодарил бога за то, что он держит Махмуда в состоянии поклонения к себе (ибадат), а для меня не сделал привычкой (адат) посещать султана. За смирение, которое проявил султан, преславный и всевышний Создатель сделал бесспорной (мусаллам) 88 степень величия султана в этом и загробном мире!»

(Suppl. Pers. 95, л. 151б)

СУЛТАН ИБРАХИМ И ПОДАТЬ С ЖИТЕЛЕЙ САКАВАНДА (1230)

Передают, что у Султана Рази Ибрахима, да помилует его Аллах, был заведен такой обычай. Каждый год он призывал к себе пира и имама Машакани Йунуса Саджаванди, чтобы тот произнес речь на собрании и наставлял султана, его войско и слуг мудрым словом. А этот благочестивый имам говорил прямо, без лицемерия. Как-то, когда султан вспомнил об этом и [собирался позвать имама], Ходжа МасÔуд Рахджи (?), который был султанским визирем, сказал [имаму]: «Султан подобен огню и морю. Его можно взволновать неосторожной мыслью. Если его беспокойство обратится на тебя, тебе не спастись!».

Имам Йунус на следующий день взошел на минбар и, невзирая на сделанное предупреждение, сказал, повернувшись к визирю: «Эй, беспечный старик! Вчера ты мне сказал: ÔНе говори правды и проявляй лесть, для того чтобы все вы вместе с притеснителями отправились в ад! Но я не последую тебе и скажу вам правду, чтобы пойти вместе со мной в рай. Подать, которую наложили на Сакаванд 89, — несправедлива! Если ты, [султан], это знаешь и взимаешь, то перестань это делать. Если все-таки считаешь, что у тебя есть на это право, то считай, что твоей вере пришел конец!».

Султан Рази простил эти резкие слова. А подать перестали взимать вплоть до конца правления Султана Хусрава Малика. Все это было следствием учтивости и кротости падишаха Рази, принявшего добрый совет и назидание бесподобного имама. Поэтому память об этом имаме и доброе имя того великого султана не забыты.

(Suppl. Pers. 95, л. 155б) [75]

СУЛТАН МАХМУД И ГОРОД РЕЙ (1286)

Передают, что когда Султан Махмуд твердо решил отправиться в поход на Рей, чтобы завоевать [Персидский] Ирак, Ахмад бен Махмуд, который у него был на месте главного визиря, не одобрил этого и не видел ничего хорошего в этом походе. Однажды, находясь при особе султана, он сказал: «Отныне весь Хорасан, Мавераннахр, города Хиндустана и прилегающие области находятся в руках твоих рабов. При таком множестве владений нет нужды увеличивать их еще более, потому что тогда придется рисковать, полагаясь на исход битвы. А в Рее находится [большое] войско».

Султан Махмуд соизволил сказать: «Ничего, если то, что у нас есть, уменьшится. Ведь мы держим в руках меч владычества над миром. Если те, кто хочет большего, будут нас в этом стеснять и из равнодушия не окажут нам содействия, то от этого наши друзья не достигнут желаемого, а страх перед нами врагов не только не возрастет, а, наоборот, у них появится желание отнять у нас владения. Мы не можем мириться с такой беспечностью».

Несомненно, благодаря таким высоким помыслам Султан Махмуд завоевал в короткий срок все эти владения, и знамя его державы достигло всех климатов мира.

(Suppl. Pers. 95, л. 160б-161а)

САБУКТЕГИН И ГАЗЕЛЬ (1319)

Передают, что в начале времени правления Газневидов 90 Насир ад-давла Сабуктегин был рабом и имел лишь одного коня. Он жил в Нишапуре и ежедневно выезжал поохотиться в степь. Однажды, кружа по степи, он увидел газеленка. Пришпорив коня, он погнался за ним, поймал его, и, связав ему передние и задние копыта, положил на коня перед собой. Проехав некоторое расстояние, он увидел, что за ним следует матка газеленка, и понял, что она идет за своим детенышем. Тогда он подумал, что ему следует удовлетворить ее желание. Он отпустил газеленка, и тот ускакал к матке. А она все смотрела Сабуктегину вслед.

Когда он вернулся в город, ночью ему явился во сне пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Эй, Сабуктегин! Милость и сострадание, которые ты выказал к несчастному детенышу, и жалость, которую ты проявил, приблизили тебя к могущественному Создателю. Ты станешь властелином. Ты должен и к рабам божьим проявлять такую же жалость и сострадание, дабы твое царство и власть укрепились!». [76] С тех пор его дела пошли в гору, и он стал совершать великие поступки. И одно это сострадание стала причиною его великого счастья. А Аллах знает лучше.

(Suppl. Pers. 95, л. 164б)

Дата: 2019-02-24, просмотров: 224.