ИЗВЕСТИЯ «ДЖАВАМИ ʻ АЛ-ХИКАЙАТ» АЛ- ʻ АУФИ О ГАЗНЕВИДАХ
Империя Газневидов под управлением первой крупной династии тюркского происхождения на мусульманском Востоке оставила глубокий след в истории Средней и Центральной Азии, а также Среднего Востока и Индии в X-XII веках. Основатели этой династии происходили из кочевий, расположенных в Прииссыккулье, и смежных районов современного юго-восточного Казахстана. Особенностью империи Газневидов было то, что ее центр в Газне сформировался на новых, неосвоенных еще исламом территориях Среднего Востока (большая часть территории современного Афганистана и Пакистана) и северо-западной Индии. Поэтому этнический и конфессиональный состав населения империи был самым разнообразным. Газневидским султанам приходилось решать сложные проблемы управления своих владений, и на первом этапе своего правления они блестяще справлялись с этой задачей. Культура при дворах газневидских султанов достигла небывало высокого уровня. Так, именно султан Махмуд Газневи был патроном и покровителем персидского поэта Фирдоуси, автора бессмертной «Шах-наме». Большой, но почти неисследованный пласт исторических сведений о Газневидах сохранился в «Джавамиʻ ал-хикайат ва лавамиʻ ар-ривайат» (Собрание рассказов и блестящие истории) Нур ад-Дин Мухаммада ал-ʻАуфи (1172/76-1233/42).
Садид ад-Дин Нур Мухаммад ʻАуфи родился в Бухаре между 1172 и 1176 годами в семье поэта. Проведя первые годы учения в родном городе, он постиг историю, литературу, право, каллиграфию и др. науки. В 1201 он переехал в Самарканд и был принят на службу при дворе в качестве ответственного секретаря по составлению официальных посланий. Это не мешало ему совершенствовать свое образование у самаркандских ученых. С 1203 года ʻАуфи путешествует: посещает Мерв и Хорезм (1203), Герат и Нису (1206), Систан (1207), Нишапур (1210), Казвин, Исфизар и др. иранские города. Во время своих поездок он общается с учеными и поэтами, накапливая разнообразные знания, пока в 1219 г. не возвращается в Бухару. Но прожить в родном городе ему пришлось недолго. Равномерное течение жизни было нарушено событиями, разрушительные масштабы которых были беспрецедентными не только для Средней Азии, но и для всего евразийского континента — мусульманского мира, Восточной Европы и ряда крупнейших государств Восточной Азии: наступила эпоха монгольских завоеваний.
В конце 1220 г. или в начале 1221 г., спасаясь от полчищ Чингисхана, ʻАуфи уехал в Индостан. На индийские годы жизни ʻАуфи приходится наиболее [125] плодотворная пора его творчества. И это неслучайно. В ту страшную эпоху Индостанский субконтинент оказался спасительным убежищем для людей и идей. Тогда Делийский султанат, где правила тюркская по происхождению династия, был, по существу, единственным государством мусульманского Востока, выдержавшим монгольское нашествие, сохранив при этом как фактический, так и формальный суверенитет (например, египетские мамлюки и их глава султан Бейбарс, хотя позже остановили и разгромили монголов в Сирии, сочли все же необходимым наладить дипломатические отношения с Золотой Ордой, согласившись признать себя юридически ее вассалами). Исторически и юридически делийские султаны были преемниками Газневидов в индийской части их бывшей империи.
Приток беженцев из различных стран сопровождался подлинным расцветом культуры в Дели и прилегающих областях. Именно тогда был воздвигнут уникальный минарет Кутб Минар (в честь делийского правителя Кутб ад-Дин Айбека) высотой в 72,5 м — культовый и триумфальный памятник делийских султанов.
Сначала ʻАуфи был на службе в Синде (район современного Карачи) и завязал добрые отношения с визирем местного правителя. По желанию визиря ʻАуфи составил поэтическую антологию «Лубаб ал-албаб» (Сердцевина сердец), которую востоковеды считают наиболее полным первоисточником по истории персидской поэзии до татаро-монгольского нашествия. В 1223 г. мы застаем ʻАуфи в должности судьи города Канбаят, когда он завершил перевод на фарси арабского сборника нравоучительных рассказов X в. «Покой после мучений». Вскоре ʻАуфи переезжает в город Уч и по заказу синдского правителя приступает к написанию своего главного труда «Джавамиʻ ал-хикайат ва лавамиʻ ар-ривайат» (Собрание рассказов и блестящие истории). В 1228 г., после подчинения Синда власти Делийского султаната, ʻАуфи переходит на службу к его властелину Шамс ад-Дин Илтутмышу и перебирается в Дели. Там, по воле визиря султана, ʻАуфи продолжает свой труд, пока не завершает его в 1233 г. Дата и место смерти ʻАуфи неизвестны. Скорее всего, он умер между 1233 и 1242 г. в Дели. Могила его не сохранилась.
«Джавамиʻ ал-хикайат» — гигантский свод поучительных рассказов и анекдотов самой разнообразной тематики из жизни народов Древнего Мира (включая античный), средневекового Востока и Византии, в той форме, в какой они сохранились в древнеиранской и арабо-мусульманской культурных традициях (в том числе и о Кипчакской Степи), сохранившихся в древнеиранской и арабо-мусульманской литературных традициях. Всего в своде содержится более 2 100 исторических рассказов, притч и анекдотов. Свод разделен на четыре части, каждая из которых заключает 25 глав.
Известия о Газневидах в своде ʻАуфи содержатся в более чем 80 рассказов (точнее в 82, в трех из которых сюжет изложен повторно или с вариантом, подробнее см. ниже таблицу Репертуар известий свода ʻАуфи о Газневидах), [126] раскрывающих самые различные аспекты политической, экономической, религиозной, идеологической, литературной, бытовой и других сторон общественной жизни в этой империи, начиная от ранних Газневидов, Алп-Тегина и Сабуктегина (конец X в.), продолжая многочисленными и подробными рассказами о Махмуде Газнави, далее о султанах Масʻуде, Ибрахиме, Бахрамшахе и кончая трагедией последнего газневидского султана Хусрав-Малика (конец XII в.). О том, какое большое значение придавал автор свода известиям об этой династии, свидетельствует тот факт, что количество рассказов о Газневидах у Ауфи превышает число рассказов о династиях Саманидов, Караханидов, Сельджукидов и Хорезмшахов, вместе взятых. Отметим, что сам ʻАуфи был младшим современником последних Газневидов и собирал материал о них, так сказать, по свежим следам.
В XX веке по Газневидам вышел ряд работ на английском языке, лучшими из которых по праву считаются книга Мухаммад Назима о Султане Махмуде Газнави 205 и две монографии ведущего британского ираниста Клиффорда Э. Босворта 206. Однако и в этих трудах использование свода ʻАуфи далеко неполное, что связано с недостаточной изученностью самого этого источника, как этими, так и другими ориенталистами.
В Индии и Иране предпринимались попытки полного издания свода ʻАуфи 207. В 1929 г. в Лондоне в классической серии востоковедных монографий Гибба вышла единственная монография Мухаммада Низамуд-Дина, посвященная своду ʻАуфи 208. К сожалению, какие-либо извлечения из Джавамиʻ ал-хикайат в русском переводе единичны. До 2005 г. на русский язык было переведено всего 21-22 рассказа из этого бесценного сборника 209, в том [127] числе 8 рассказов о Газневидах, переведенных А. К. Арендсом 210. Репринтная перепечатка в 1996 г. в Дели 211единственного английского перевода из ʻАуфи включает лишь 36 рассказов об Индии в 8-томном своде источников по истории Индостанского субконтинента, изданных в Англии известными британскими ориенталистами Г. Эллиотом и Дж. Доусоном еще в XIX веке. Среди этих опубликованных на английском языке 36 рассказов всего лишь 14 посвящены Газневидам (т. е. менее 20% от общего их числа в своде ʻАуфи). В 2005 мной в книге переводов избранных рассказов ʻАуфи было опубликовано 215 рассказов, из которых 16 посвящены Газневидам 212. Анализ сведений ʻАуфи о Газневидах никем не производился.
Ниже публикуется русский перевод новых рассказов ʻАуфи о Газневидах и дается их оценка. Заглавия рассказов, отсутствующие в оригинале, даны мной. После каждого заглавия в круглых скобках приводится их нумерация, принятая в фундаментальном исследовании об ʻАуфи Мухаммада Низамуд-Дина.
РЕПЕРТУАР ИЗВЕСТИЙ СВОДА ʻАУФИ О ГАЗНЕВИДАХ
№ п/п | ИЗВЕСТИЕ | № рассказа по нумерации Мухаммада Низамуд-Дина | ПЕРЕВОД |
1. | Возвышение Газневидов. | 349 | |
2. | Успехи Сельджукидов и поражение Масʻуда. | 350 | |
3. | История Бахрамшаха. | 353 | Elliot, pp. 178-180. |
4. | Султан Махмуд и дворецкий. | 385 | |
5. | Сдача Газнина Алптегину. | 388 | Elliot, pp. 178-180; Бейсембиев, 2005, с. 58-60. |
6. | Султан Махмуд и обиженный муж. | 398 [128] | |
7. | Совет Илак-хана. | 405 | |
8. | Кручина Султана Ибрахима. | 406 | |
9. | Султан Махмуд и беглый раб-тюрк. | 407 | Бейсембиев, 2005, с. 64-66. |
10. | Сад добродетели (повторно изложено в рассказе № 1289). | 409 | |
11. | Султан Ибрахим и обиженная старуха. | 415 | |
12. | Наставления Сабуктегина Султану Махмуду. | 419 | |
13. | Султан Махмуд и зять хорезмшаха. | 493 | Бейсембиев, 2005, с. 78-79. |
14. | Султан Махмуд и его брат Амир Наср («Брат и власть») (повторно изложено в рассказе № 1802). | 494 | См.: Бейсембиев, 2005, с. 219-220. |
15. | Сила страха (Султан Махмуд и его придворный). | 520 | Там же, с. 87-88. |
16. | Султан Махмуд и владелец финиковой пальмы. | 522 | |
17. | Султан Махмуд и торговцы. | 544 | Бейсембиев, 2005, с. 90. |
18. | Ответ Султана Махмуда. | 549 | |
19. | Абу Наср Мишкани и Султан Махмуд. | 611 | Арендс, с. 919-920. |
20. | Дальновидность Султана Махмуда. | 612 | Elliot, pp. 190-191; Арендс, с. 930-931. |
21. | Ходжа Ахмад Майманди и Султан Махмуд. | 622 | Elliot, pp. 185-188. |
22. | Султан Масʻуд и фальшивомонетчики. | 627 | Elliot, p. 188; Бейсембиев, 2005, с. 97. |
23. | Султан Махмуд и хитрость индусов Сумната. | 629 | Elliot, pp. 192-193. |
24. | Осторожность Сабуктегина. | 632 | Бейсембиев, 2005, с. 99-100. [129] |
25. | Султан Махмуд и мятеж в Систане. | 634 | |
26. | Султан Махмуд и ловушка в лесу. | 639 | |
27. | Бдительность Сабуктегина. | 702 | Elliot, p. 180. |
28. | Султан Махмуд и вражеский лазутчик. | 704 | |
29. | Коварство гуридского султана и конец Газневидов. | 729 | |
30. | Султан Махмуд и белуджи. | 732 | Elliot, pp. 133-194. |
31. | Сравнение Ходжа Ахмада Майманди, визиря Султана Махмуда, и Низам ал-Мулка, визиря Маликшаха (Сельджукида). | 759 | |
32. | О том, как Ходжа Абу-л-ʻАббас Исфараʻини впал немилость у Султана Махмуда. | 782 | |
33. | Султан Махмуд и умалишенный. | 799 | |
34. | Султан Бахрамшах и придворный поэт. | 895 | |
35. | Султан Бахрамшах и судья Абу-л-Баракат. | 912 | |
36. | Абу Исхак ал-Исфараʻини и обращение Султана Махмуда в суннизм. | 982 | |
37. | Султан Махмуд и халиф. | 996 | |
38. | О титулах «мавла» и «вали» в отношениях Султана Махмуд и халифа. | 997 | |
39. | Султан Махмуд, халиф и Караханиды. | 998 | |
40. | Хусравшах и его советник Насраллах. | 1016 | |
41. | Хусравшах и дело о прошениях. | 1017 | |
42. | Толкование сна Сабуктегина. | 1066 [130] | |
43. | Вещий сон судьи Махмуда Нишапури. | 1069 | |
44. | Вещий сон Сабуктегина о будущем Султана Махмуда. | 1072 | |
45. | Султан Махмуд и поэты. | 1124 | |
46. | Султан Махмуд и поэт Фаррухи. | 1125 | |
47. | Султан Махмуд и Амир Хасанак. | 1172 | |
48. | Султан Махмуд и шут. | 1175 | |
49. | Султан Махмуд и мятежный комендант Гардиза. | 1176 | Арендс, с. 945-946. |
50. | Султан Махмуд и Шейх Хусайн. | 1200 | |
51. | Султан Ибрахим и подать с жителей Саджаванда. | 1230 | |
52. | Султан Махмуд и город Рей. | 1286 | |
53. | Поучение Сабуктегина Султану Махмуду о разбивке Сада Добродетели (повторение сюжета рассказа № 409). | 1289 | |
54. | Сабуктегин и олень. | 1319 | |
55. | Победа Султана Махмуда над Караханидом. | 1325 | |
56. | Султан Махмуд и астрологи. | 1327 | |
57. | Мудрый совет Ходжа Ахмада Майманди Султану Махмуду. | 1344 | |
58. | Сабуктегин и заговор Абу ʻАли Кубака. | 1418 | Elliot, pp. 181-182. |
59. | Султан Махмуд и Алтунташ. | 1421 | Арендс, с. 917-918. [131] |
60. | Султан Махмуд и святой Абу-л-Хасан Харакани. | 1441 | |
61. | Отзывчивость Абу-л-ʻАббас Исфараʻини. | 1472 | Бейсембиев, 2005, с. 147-149. |
62. | Султан Махмуд и сестра Айаза. | 1488 | Elliot, pp. 183-185; Арендс, с. 896-898. |
63. | Султан Ибрахим о достоинстве власти. | 1525 | Elliot, pp. 198-199; Бейсембиев, 2005, с. 158. |
64. | Озабоченность Султана Ибрахима отсутствием достойного преемника-дворецкого в его дворце (вариант рассказа № 406). | 1526 | |
65. | Абу-л-ʻАббас Исфараʻини, его раб и Султан Махмуд. | 1536 | |
66. | Вторжение Илак-хана в Хорасан и Султан Махмуд. | 1539 | Арендс, с. 893-894. |
67. | Сабуктегин и неблагодарный Тугантегин. | 1648 | |
68. | Ходжа Ахмад Майманди и глупый Абу Сахл. | 1650 | Elliot, pp. 189-190. |
69. | Султан Масʻуд и потерпевший. | 1675 | Elliot, pp. 195-196; Бейсембиев, 2005, с. 193. |
70. | «Бешеный» Музаффар, наместник Султана Махмуда. | 1680 | |
71. | Рассказ Султана Ибрахима о некоем Баварди («Как взыскивать налоги»). | 1684 | |
72. | Об Абу Сахле, визире Султана Масʻуда. | 1696 [132] | |
73. | Султан Бахрамшах, Шейх Абу-л-Муʻаййад и дело о присвоенных деньгах. | 1706 | |
74. | Узурпатор Тугрил и Фаррухзад. | 1719 | Арендс, с. 949-951. |
75. | Туман и его соглядатаи. | 1728 | Elliot, pp. 196-198; Арендс, с. 946-949. |
76. | Султан Махмуд в Герате. | 1735 | |
77. | Султан Махмуд и женщина-правительница. | 1745 | Бейсембиев, 2005, с. 200-201. |
78. | Султан Махмуд и его брат Амир Наср («Брат и власть»). | 1802 | Бейсембиев, 2005, с. 219-220. |
79. | Моление Султана Масʻуда III о дожде. | 1819 | Бейсембиев, 2005, с. 223. |
80. | Султан Махмуд и диковинка Сумната. | 1996 | Там же, с. 255-256. |
81. | Султан Махмуд и чудесный источник. | 2002 | Elliot, pp. 182-183; Бейсембиев, 2005, с. 257-258. |
82. | Султан Махмуд, его раб Айаз и чудесная птица Хумай. | 2073 | Бейсембиев, 2005, с. 263-264. |
Комментарии
205. Muhammad Nazim. The Life and Times of Sultan Mahmud of Ghazna. New Delhi, Munshiram Manoharlal, 1971.
206. Bosworth C. E. The Ghaznavids. Their Empire in Afghanistan and Eastern Iran 994-1040. New Delhi: Munshiram Manoharlal Publishers Pvt Ltd, 1992; Idem. TheLaterGhaznavids: Splendour and Decay. The Dynasty in Afghanistan and Northern India 1040-1186. New Delhi: Munshiram Manoharlal Publishers Pvt Ltd, 1992.
207. См., например: Sadiduʻd-Din Muhammad al-ʻAwfi al-Bukhari. Vol. I (Part I, Chapters I-IV) [Anecdotes 1-195] of the Jawamiʻul-Hikayat wa lawamiʻur-Riwayat... Hyderabad, Dairatʻul-Maʻarifil-Osmania Press, 1966; Sadiduʻd-Din Muhammad al-ʻAwfi al-Bukhari. Vol. II (Part I, Chapters V-X) [Anecdotes 196-564] of the Jawamiʻul-Hikayat wa lawamiʻur-Riwayat... Hyderabad, Dairatʻul-Maʻarif-il-Osmania Press, 1967.
208. Muhammad Nizamuʻd-Din. Introduction to the Jawamiʻuʻl-Hikayat wa Lawamiʻuʻr-Riwayat of Sadiduʻd-Din Muhammad al-ʻAwfi. London, Luzac & Co., 1929 ("E. J. W. Gibb Memorial". New Series. Vol. VIII).
209. Пять рассказов из ʻАуфи были напечатаны в русском переводе Ю. Борщевского в кн.: Плутовка из Багдада. Перевод Ю. Борщевского, Н. Османова, Н. Туманович. Предисловие и примечания Ю. Борщевского. М., Изд-во восточной литературы, 1963, с. 84-85, 132-133, 193-194, 206-207, 252-253. Эти рассказы были «переведены из старой и очень хорошей рукописи...; рукопись эта хранится в Восточной библиотеке Ленинградского Государственного университета» (там же, с. 26). Девять рассказов переведено С. Вохидовым (Вохидов С. Жизнь и творческое наследие Мухаммада Ауфи. Душанбе: Дониш, 1989, с. 30-37, 132).
210. Арендс, с. 893-951.
211. Elliot H. M. (Sir) and John Dowson (Prof.). The history of India, as told by its own historians. Vol. II. Delhi, Low Price Publications, 1996, p. 155-203.
212. Бейсембиев, 2005, с. 58-60, 64-66, 78-79, 87-88, 90, 97, 99-100, 147-149, 158, 193, 200-201, 219-220, 223, 255-256, 257-258 и 264.
Текст воспроизведен по изданию: Известия "Джавами' ал-хикайат" ал-'Ауфи о Газневидах // Иран-наме. Научный востоковедческий журнал, № 1 (5). 2008
НУР АД-ДИН МУХАММАД АЛ-АУФИ
Дата: 2019-02-24, просмотров: 319.