САБУКТЕГИН И НЕБЛАГОДАРНЫЙ ТУГАНТЕГИН (1648)
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Абу Наср ʻУтби в «Китаб-и Йамини» рассказывает, что в то время, когда государство находилось в руках Насир ад-Дина Сабуктегина, дул ветер его счастливого [правления], должностные лица благодаря его опеке творили добро, в начале его правления в вилайет Буст 248 пришел Байтуз (а Буст в то время принадлежал Тугантегину), напал на Тугантегина и захватил Буст. Поскольку воины Газнина попросили у эмира Насир ад-Дина разрешения оказать помощь и поддержку [Тугантегину], он с их помощью отвоевал Буст, а войско Газнина вернулось восвояси. Байтуз опять собрал силы и осадил Буст. Тугантегин написал эмиру Сабуктегину письмо, попросил его о помощи и обещал: «Если эмир собственной персоной отправится в поход и устранит врага, я передам в его казну триста тысяч динаров, а всему его войску заплачу жалование. По своему усмотрению он может пожаловать мне вилайет Буст или отдать его другому».

Когда эмир Насир ад-Дин узнал содержание его письма, он немедленно собрал войско и выступил в Буст, оставив эмира Йамин ад-давла Махмуда своим заместителем в Газнинской крепости и дав ему предписания и отеческие наставления. Когда был назначен день для решительного сражения, эмир [149] Сабуктегин поставил в засаде пятьсот всадников и приказал: «Как только я увижу, что вы нужны, выходите и нападайте». Он тщательно построил правый и левый фланг. Когда завязался бой, скрестились копья, и губы индийских сабель стали лобзать головы врагов, эмир Сабуктегин велел стремянному привести вороную лошадь, на которую эмир полагался больше всего. Когда он собирался сесть на нее, а на нем были тяжелые доспехи, поводья натянулись, ремень порвался, лошадь освободилась и ускакала туда, где шел бой. Увидев лошадь без всадника, войско эмира Насир ад-Дина решило, что Сабуктегин убит, и бросилось бежать. Вражеское войско стало их преследовать. Эмир Сабуктегин со своими двумястами семьюдесятью рабами отчаянно бился. Когда стало ясно, что и они обратятся в бегство, вывели засадной полк, так что гороподобные всадники вдруг выскочили из засады.

Воины Буста, подумав, что отступление войска Сабуктегина было умышленным, чтобы заманить их в ловушку, обратились в бегство. Эмир Сабуктегин напал на них и поверг врага. В этой атаке он убил Байтуза. Был полдень, когда Сабуктегин, одержавший полную победу, поднялся на один холм, спешился и сел на землю. С ним было только несколько личных слуг. В этот момент появился Тугантегин вместе со своим братом Арыгтегином и многочисленной свитой.

Арыгтегин сказал брату: «Сегодня наше дело завершилось прекрасно, и мы одолели великого и многочисленного врага. Хорошо, если мы уберем и его, чтобы все его владение досталось нам. Тогда мы будем жить без распрей».

Тугантегин ответил: «Я никогда не нарушу договор. Он оказал мне такую большую милость, поэтому я не позволю совершить черную неблагодарность в ответ на это».

Затем они поклонились Сабуктегину и вернулись в Буст. Тугантегин послал эмиру Насир ад-Дину подарки и подношения. Когда же тот потребовал от него обещанной суммы, Тугантегин стал раскаиваться в своей верности и соблюдении договора и говорил: «Почему я не последовал совету брата? Ведь его суждение было верным!».

Он позвал Арыгтегина и молвил: «То, что ушло, не вернуть, то, что прошло, не вернется назад. Что теперь делать?».

Тот ответил: «Это сделать легко. Я устрою большое угощение, приглашу туда эмира Сабуктегина и известных воинов, схвачу и убью всех их. Тогда мы достигнем цели».

Так они и решили и говорили друг другу: «Есть один старый тегин, который до Сабуктегина был эмиром Газнина. Давай сделаем его нашим другом. Он, желая вернуть владение Газнин, будет соучастником в этом деле. У него много сторонников в войске Газнина».

Они позвали того старого тегина и поведали ему о своем замысле. Он обрадовался, поклялся не разглашать никому из людей их тайну и обещал [150] найти пособников в этом деле. Когда же он вернулся к себе домой, то стал размышлять так: «Сабуктегин — глава государства и счастливый человек. Всякий, кто посягнет на него, будет повержен. Если Тугантегин, которого спас от гибели Насир ад-Дин и оказал такую милость, совершает неверность и за добро отплатит злом, как я могу на него надеяться?». Затем он отправился к эмиру Сабуктегину. Оставшись с ним наедине, старик повернулся к стене шатра и сказал: «О, стена! Я говорю тебе: я поклялся не разглашать эти слова никому из рода Адама. Знай, что Тугантегин замыслил вероломство. Он хочет позвать в гости эмира Насир ад-Дина со всеми знатными воинами, напасть на них и убить. Мне они запретили разглашать эту тайну. Я говорю это тебе, о, стена шатра, чистосердечно. Если эмир даст мне доверенного человека, я возьму его с собой, так что ему станет ясным то, что я сообщил, и он убедится в справедливости моих слов».

Эмир Сабуктегин выразил ему признательность, тотчас наградил его и дал ему доверенного человека. Старик привел того человека к Тугантегину и сказал: «Этот человек — один из моих доверенных лиц, и он может помочь нам в деле».

Тугантегин и его брат сказали: «Присягни нам!». Этот человек, узнав об их замысле, сообщил об этом эмиру Насир ад-Дину. Тогда тот приказал военачальникам: «Завтра на рассвете будете готовы. Когда я возьму за поводья лошадь Тугантегина, каждый из вас берите поводья лошадей его приближенных и, придумав предлог, схватите всех его людей. На следующий день так и сделали. Эмир Сабуктегин схватил поводья лошади Туганатегина. Тот вырвал поводья и ускакал в крепость Буст. Схватили более двухсот его людей. Сабуктегин не стал доводить дело до войны, так как это произошло в конце месяца рамазан. Когда рамазан истек, он привел войско к Бусту, взял эту крепость в тот же день, схватил Тугана и его брата и предал их мучительной смерти, воздав им за измену и вероломство. И смысл коранических строк: «Но злое ухищрение поражает лишь того, кто творит его» 249 удостоверяет это.

Сабуктегин подчинил Буст и его округу. По этой причине его величие и благоговение перед ним укрепились в людских сердцах.

ДВУСТИШИЕ

Такое действие оказывает божественная помощь,
Такие следы оставляет после себя сабля венценосцев.

(Тегеран, 1974, 290-299)


БЕШЕНЫЙ МУЗАФФАР (1680)

Рассказывают, что у Султана Махмуда был некий человек, которого звали Музаффар Бешеный — жестокий притеснитель и нечестивец. Однажды [151] Султан Махмуд пожелал купить поместья в одном привилегированном вилайете, в котором у него не было владений, и сделать своей собственностью целые деревни и каризы. Их владельцы отказались продавать и не согласились с предложенной [султаном] ценой.

Султан, разгневавшись на них, назначил управлять ими Музаффара Бешеного. Тот стал притеснять их так, что им опротивела жизнь, и они желали смерти. Одним из его жестоких поступков был следующий. Он вместе со своими рабами поднимался на крышу своего дома, вызывал к себе какого-нибудь дехкана и, поставив его перед собой, спрашивал: «Это чей дом?».

Дехкан отвечал: «Твой».

Музаффар говорил: «Я не звал тебя в свой дом. Зачем же ты явился?».

Несчастный отвечал: «Я не пришел незваным. Ведь ты вызвал меня».

Музаффар возражал: «Ты лжешь! Поклянись, что я не звал тебя!».

Затем он приказывал сбросить его с крыши. Многие дехкане сломали себе ноги, у многих были тяжелые травмы. Дело дошло до того, что все стали его сторониться.

Когда он совершил много таких поступков, он придумал еще более жестокое угнетение. Оно состояло в том, что он вызывал дехкана и спрашивал его: «Сколько у тебя рабов?».

Тот отвечал: «Столько-то».

Музаффар приказывал: «Приведи их всех».

Когда тот приводил своих рабов, [Музаффар] выбирал самого безобразного и дурного и требовал: «Продай его мне!». Дехкан говорил: «Я дарю его тебе». Тот возражал: «Нет, возьми за него плату».

Затем Музаффар покупал раба за бесценок, освобождал его и говорил: «Теперь его повелитель — султан. Выдай хорошую девушку за него замуж».

Если дехкан отказывался это выполнять, Музаффар так его бил и мучил, что тот поневоле был вынужден согласиться.

Стесненные до крайности владельцы продали султану весь вилайет и написали ему о поступках Музаффара Бешеного. Султан сместил его с управления и передал эту должность Абу Хабибу. Музаффар захотел стать его приближенным и остался при [Абу Хабибе].

У этого Музаффара была очень красивая дочь, а Абу Хабиб имел раба, которого хозяин очень любил, а раб его беспрекословно слушался. Случилось так, что однажды раб Абу Хабиба увидел дочь Музаффара, влюбился в нее, лишился от этого аппетита и сна и, наконец, поведал об этом своему хозяину.

Абу Хабиб сказал: «Это не беда!», позвал Музаффара, стал его расхваливать и уговаривать выдать его дочь замуж за своего раба. Музаффар пришел в ярость, стал ругаться и сказал: «Для меня такое родство — позор. Как я могу выдать дочь за раба?!». [152]

Тогда Абу Хабиб разгневался на него, выбранил его, и между ними возникла вражда. Музаффар сделал донос в главное финансовое ведомство (диван) на Абу Хабиба: «Он незаконно присвоил двести семьдесят тысяч червонных динаров, принадлежащих султану». Абу Хабиб ответил: «Эта жалоба — лживая. Он не может доказать это. Но я внесу эту сумму в султанскую казну при условии, если султан передаст в мои руки Музаффара».

Так как султан был недоволен Музаффаром из-за его притеснений, он передал его Абу Хабибу. Последний обошелся с ним учтиво, ожидая, что тот согласится выдать замуж свою дочь. Но Музаффар не соглашался. Тогда Абу Хабиб заключил его в крепость Най.

Однажды ночью, напившись, [Абу Хабиб] явился в крепость и сказал коменданту: «Тебе известно, что этот Музаффар сбросил нескольких мусульман с крыши своего дома. Теперь сбрось его с крепостной башни, а я посмотрю, что с ним будет». Музаффара сбросили, он разбился насмерть и получил достойное воздаяние за свои притеснения. Вместе с ним ушли вражда и напасти, которые он породил.

Абу Хабиб выдал его дочь замуж за своего раба точно так же, как Музаффар насильно выдавал дочерей мусульман замуж за своих рабов.

Да будет известно мудрецам: каждого, кто совершает дурное, всегда постигнет за это кара.

ДВУСТИШИЕ

Когда ты узнаешь все его поступки,
[То увидишь
, что] в любом случае добрый поступок — лучше.

(Тегеран, 1974, 380-385)


Дата: 2019-02-24, просмотров: 270.