Состояние монотонии и психического пресыщения в труде
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Монотонными принято называть однообразные по содержанию виды труда, которые могут порождать у субъекта деятельности особое функциональное состояние монотонии. Данное состояние люди переживают как необходимость выполнения скучной, однообразной работы, не имеющей, с точки зрения работника, особого смысла (кроме заработка).Для этого состояния характерны сонливость, безразличие или негативное отношение к работе, сниженное внимание, психогенная усталость, которая формируется уже в начале рабочего дня.

Выделяют сенсорную и моторную монотонии. Сенсорная монотония как состояние субъекта труда возникает в условиях сенсорной депривации, однообразия, бедности впечатлений. Моторная монотония встречается при выполнении работником повторяющихся трудовых действий и операций. Психологическая сущность монотонной работы и характерных для нее поведенческих феноменов была исследована в школе Курта Левина.. Цель выполнения экспериментального задания была связана с реализацией квазипотребности( вторичная потребность, навеяная социальной средой). Обнаружились типичные для большинства испытуемых особенности, сопровождавшие процесс насыщения и переход его в пресыщение данным видом занятия. Возможность продолжения деятельности испытуемого обеспечивалась или его волевыми усилиями, или переосмыслением задания, изменением структуры выполняемого действия.

Состояние монотонии в труде отличается от состояния психического пресыщения. Хотя имеется и много общего, различие заключается в том, что при монотонии исполнитель отдает себе отчет в том, что он занят трудом, что результат его деятельности нужен и оплачивается организатором компании, поэтому исполнитель заставляет себя продолжать работу (если он заинтересован в оплате). Состояние психического пресыщения развивается особенно остро в искусственных ситуациях, заведомо не связанных с настоящим трудом. При этом если выполнение задания не оплачивается, квазипотребность, питающая побудительную мотивацию испытуемого, утрачивается особенно быстро и человек ищет и находит способ выйти из надоевшей экспериментальной ситуации. Таким образом, различие между психическим пресыщением в эксперименте и состоянием монотонии в труде состоит в понимании испытуемым контекста, в который включена деятельность, в статусе продукта выполняемой деятельности (искусственная, игровая цель или продукт труда, возможно, непонятный, но нужный для организации и оплачиваемый).

 

41.Профессиональный стресс: понятие, причины, виды, реакции на стресс. Факторами стресс могут быть как внутренние, так и внешние причины: сильные физические и психические травмы, инфекция, психические (сенсорные, эмоциональные, когнитивные), мышечные перегрузки, резкие изменения температуры и т.д.

Профессиональный стресс — это напряженное состояние работника, возникающее у него при воздействии эмоционально-отрицательных и экстремальных факторов, связанных с выполняемой профессиональной деятельностью.

Можно выделить различные виды стрессов, возникающих в процессе трудовой деятельности:

Рабочий стресс, возникающий из-за причин, связанных с условиями труда, организацией рабочего места;

Профессиональный стресс, связанный с самой профессией, родом или видом деятельности;

Организационный стресс, возникающий вследствие негативного влияния на работника особенностей организации.

Когда работник не справляется с возникшей перед ним задачей и не успевает принимать важное решение в условиях жесткого ограничения во времени, возникает информационный стресс

Эмоциональный стресс возникает при реальной или предполагаемой опасности, переживаниях унижения, вины, гнева и обиды, в случаях противоречий или разрыва деловых отношений с коллегами по работе или конфликта с руководством.

Коммуникативный стресс, связанный с реальными проблемами делового общения, проявляется в повышенной раздражительности, неумении защититься от коммуникативной агрессии, неспособности сформулировать отказ там, где это необходимо, в незнании специальных приемов защиты от манипулирования, несовпадении по темпу общения.

причины профессионального стресса можно разделить на главные и непосредственные. Непосредственными причинами могут послужить такие события, как конфликт с руководством, дефицит времени, сложность задания, проблемные ситуации в процессе коммуникации (сложность задания и условиями трудовой деятельности). Главная причина возникновения стресса связана с индивидуальными особенностями человека: психологическими, физиологическими, профессиональными. Практически любой аспект трудовой и профессиональной деятельности может стать причиной стресса, если он рассматривается субъектом деятельности как превосходящий его возможности и ресурсы.

Реакции на стресс. 1. Реакция стресса. Человек сознательно или подсознательно старается приспособиться к совершенно новой ситуации. Человек либо обретает равновесие в создавшейся ситуации , либо не адаптируется к ней .

2. Пассивность. Она проявляется у человека, организм которого не способен противостоять стрессу. Возникает состояние беспомощности, безнадежности, депрессии.

3. Активная защита от стресса. Человек меняет сферу деятельности и находит что-то более полезное и подходящее для достижения душевного равновесия, способствующее улучшению состояния здоровья (спорт, музыка, работа в саду или огороде, коллекционирование и т.п.). 4. Активная релаксация, которая повышает природную адаптацию человеческого организма - как психическую, так и физическую. Эта реакция наиболее действенная.

 

 

42.Работоспособность субъекта труда. Динамика работоспособности.

Работоспособность можно рассматривать как максимальные возможности системы в выполнении определенной деятельности (работы); как возможность и способность выполнять работу с предельной отдачей физических и духовных сил.

При оценке работоспособности следует учитывать ее интенсивность; специфику деятельности (умственная, физическая, сенсорная). Различают два уровня работоспособности:

• актуализированная — реально существующая в данный момент;

• резервная — меньшую ее часть составляет тренируемый резерв, который может стать частью актуальной работоспособности, большую — защитный резерв, проявляемый человеком только в экстремальных ситуациях при стрессе.

Работоспособность человека обеспечивается комплексом его профессиональных, физиологических, психофизиологических факторов: функционального состояния организма, величиной его резервных возможностей; профессионального опыта и подготовленности; мотивации личности, выраженности потребностей, установок и мотивов. Работоспособность в течении дня бывает разной . к концу недели р.с.снижается.

.

В динамике работоспособности выделяют три этапа:

Предрабочий

– в организме возникают физиологические изменения, в которых выражена подготовка к принятию нагрузок.– преднастройка. возникает определенное предрабочее состояние, характериз. степень подготовленности к ней.

Рабочий

– в нем выделяют три фазы:

* врабатывание– в начале работы настройка нервной деятельности,

* фаза оптимальной работоспособности – длится при непрерывной работе средней трудности около 3,5–4 часа.

* фаза утомления – характеризуется прогрессивным снижением работоспособности.

Послерабочий

– происходит восстановление измененных функций организма. Его продолжительность зависит от трудностей выполняемой работы, степени развития утомления, подготовленности условий труда, восстановительных возможностей организма и состояния здоровья – восстановительный этап.

 

43.Изменения в поведении и функциональном состоянии в особых и
экстремальных условиях трудовой деятельности
.

Отличительной особенностью поведения в экстремальных условиях является потеря его гибкости. Поведение утрачивает пластичность, свойственную ему в нейтральной обстановке. Особенно сильно страдают сложные, координированные движения.

К данной группе, прежде всего, следует относить тех, чья профессиональная деятельность протекает в условиях, связанных с риском для жизни. В число таких профессиональных деятельностей входят труд пожарного, спасателей, военнослужащих и др. Специфика подобного вида деятельности заключается в том, что она осуществляется или может осуществляться в условиях реальной витальной угрозы. При этом, несмотря на негативное воздействие разнообразных факторов среды, люди выполняют свои профессиональные обязанности весьма успешно.

К причинам, обусловливающим возможность успешной деятельности человека в экстремальных условиях, прежде всего следует отнести особенности его личности.

При возникновении любой осознаваемой человеком экстремальной ситуации, содержащей угрозу для его жизни, у него возникает тревожное состояние и страх. Иначе, вероятно, быть не может, поскольку тревога - это один из механизмов, позволяющих человеку чувствовать опасность и своевременно на нее реагировать, приводя в действие системы экстренной мобилизации энергетических ресурсов организма. Различие в поведении людей, выполняющих профессиональные обязанности в экстремальных условиях деятельности, в большей степени обусловлены их способностью контролировать свое состояние, адекватно оценивать возникшую ситуацию и своевременно принимать решения. В свою очередь, уровень развития данных способностей во многом определяется уровнем нервно-психической устойчивости и психологической готовности к действию в экстремальных условиях.

 

 

44.Методы и средства управления функциональными состояниями.

Понятие «функциональные состояния» является близким по содержанию понятиям «работоспособность», «психическое состояние». Функциональное состояние – фоновая активность центральной нервной системы, на основе которой осуществляется та или иная деятельность и которая выступает типологическим базисом тех вариаций, связанных с индивидуальными особенностями личности.

Методы и средства управления функциональными состояниями. Организационные — индивидуальная регламентация труда: рабочая нагрузка, режим труда, отдыха и питания;

Психологические ->психогенные: аутотренинг, психосоматическая саморегуляция, гипноз, функциональная музыка и цветомузыка;

Физиолого-гигиенические и электрофизиологические—рефлексологические воздействие (электротоком, массажем, лазером) на биологически активные точки и зоны кожи;

Фармакологические — стимуляторы центральной нервной системы, транквилизаторы, адаптогены, психоседативные (успокаивающие) препараты;

Физические –общая и специальная физическая подготовка, спорт; активный отдых: физзарядка, турпоходы, пешеходные прогулки, рыбалка.

 


Дата: 2019-02-19, просмотров: 564.