Место психологии труда и эргономики в системе наук
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Взаимосвязь психологических наук представлена в модели, предложенной А.В.Петровским. В ней все отрасли психологии делятся по трем основаниям.

Первое основание, которое объединяет науки, направленные на изучение конкретных видов человеческой деятельности, — это конкретная деятельность. Прежде всего, это психология труда, изучающая общие характеристики деятельности и условия труда, профориентацию, профпригодность и профобучение. Сюда входит инженерная психология, изучающая систему «человек — машина», а также целый комплекс прикладных наук по разным сферам деятельности человека: авиационной, космической, медицинской, педагогической, военной, юридической, спортивной, торговле, творчеству, научной и др.

Вторым основанием является развитие, которое объединяет возрастную психологию и ее ответвления (психологию детства, подросткового возраста, юности, геронтологию), а также психологию обучения и умственного развития, специальную психологию с ее комплексом наук (олигофренопсихологию, патопсихологию, тифлопсихологию, сравнительную психологию, зоопсихологию).

Третье основание модели— отношения личности в обществе, которые изучаются социальной психологией с ее отдельными отраслями: психологией групп, наций, психологией личности.

Дифференциация психологии на различные отрасли не исключает обратных процессов их взаимодействия, интеграции. Особенно это касается психологии труда, которая изучает человека в условиях деятельности, где объективно взаимоувязаны разные аспекты, обусловленные биосоциальной природой человека, его многогранностью и обширностью связей с окружающим миром

 

3.История становления и развития психологии труда в зарубежной психологии. Первая научная система организации трудовой деятельности – тейлоризм– была предложена инженером Ф.Тейлором(США). Он разработал систему рационализации и управления производством, направленную на увелич. производительности труда через оптимизацию трудовых действий и интенсификацию трудового процесса.

 Изучение трудовых процессов в Германии в  рамках научного направления «психотехника» .

 Г.Мюнстерберг исследования в области профотбора, профориентации, профобучения, теории управления, эргономики, профдиагностики. Его монография о психологии труда «Основы психотехники».

В годы Первой мировой войны в США была принята развернутая программа по проф отбору, в кот. были собраны псих.тесты для отбора на различные военные профессии. Особую известность получил Хотторнский эксперимент. Он изучал влияние различных факторов организации труд. деятельности на повышение производительности труда на промышленном предприятии в Чикаго. Впервые внимание было сконцентрировано на условиях и организации труда, заработной плате, межличностных отношениях.

В дальнейшем исследования в области психологии труда концентрировались, прежде всего, в области военной и индустриальной психологии.

Приход в Германии к власти фашистов ограничил возможности проведения исследований по индустриальной психологии. Исключение составили лишь военные области.

Восстановление организац. и индустр. психологии началось только в 1950-е гг. Довольно активно развивалась эта область исследований в Англии. Особое внимание уделялось анализу индивидуальных различий в целях профессионального отбора. Заметное развитие исследования в области психологии труда получили в Швеции и Польше. Вторая мировая война сильно подорвала развитие псих. науки в Европе. С середины XX в. лидерство в изучении трудовой деятельности перешло к США. Американская научная литература до сих пор остается наиболее авторитетным источником по психологии труда для большинства стран Европы.

 

Дата: 2019-02-19, просмотров: 305.