Классификация профессий (Е.А. Климов, Джв. Холланд )
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 Ее достоинством является обоснованная психологическая концепция, объединяющая теорию личности с теорией выбора профессии. На основе установления основных компонентов направленности: интересов и ценностных ориентации Дж.Холланд выделяет шесть профессионально ориентированных типов личности и Каждый тип личности ориентирован на определенную профессиональную среду:

· реалистический тип - на создание материальных вещей, обслуживание технологических процессов и технических устройств,

· интеллектуальный - на умственный труд,

· социальный - на взаимодействие с социальной средой,

· конвенциональный - на четко структурированную деятельность,

· предпринимательский - на руководство людьми и бизнес,

· художественный - на творчество.

Суть теории Дж. Холланда заключается в том, что успех в профессиональной деятельности, удовлетворенность трудом зависят в первую очередь от соответствия типа личности типу профессиональной среды, которая создается людьми, обладающими схожими позициями, профессионально значимыми качествами и поведением.

Холланд разработал методики диагностик, позволяющие определить проф. предпочтения и интересы.

В отечественной психологии наибольшую известность получила классификация профессий, Итак, профессор Климов структурировал профессии в связке:

Человек + объект труда.

Человек – это субъект труда (тот, кто работает), а объект труда – это то, с чем или с кем работает этот человек. Евгений Александрович выделил пять объектов труда и В результате получились следующие типы профессий:

Человек – человек. Эти профессии направлены на работу с людьми. К ним относятся: учителя, врачи, журналисты, парикмахеры и др.

Человек – природа. Здесь речь идёт о тех профессиях, представители которых связаны с природой. Это могут быть егеря, садовники, агрономы, экологи и др.

Человек – техника. Представители данного типа профессий имеют непосредственное отношение к технике. Например, механики, технологи, инженеры, сантехники, мастера по ремонту стиральных машин и др.

Человек – знак. Речь идёт о людях, работающих со знаковыми системами (цифрами, кодами, буквами и прочими символами). В данную категорию входят программисты, бухгалтера, финансисты, аналитики и др.

Человек – художественный образ. Сюда входят различные творческие профессии, такие как художник, актёр, певец, композитор, режиссер и др.

Вот так выглядит классификация профессий по Климову. На мой взгляд, она является несовершенной хотя бы потому, что в реальной жизни одна профессия может содержать в себе признаки нескольких типов.

37.Профессиограмма и психограмма. Принципы и методы составления.

Профессиограмма — описание особенностей конкретной профессии, раскрывающее специфику профессионального труда и требований, которые предъявляются к специалисту. Включает в себя описание производственно-технических, социально-экономических условий трудовой деятельности, а также психофизиологических требований, предъявляемых профессией к человеку.

Различают два вида профессиограмм: профессиокарты и полные профессиограммы. Профессиограмма описывает психологические, производственные, технические, медицинские, гигиенические и другие особенности специальности, профессии. В ней указывают функции данной профессии и затруднения в ее освоении, связанные с определенными психофизиологическими качествами человека и с организацией производства. Она включает в себя психограмму — портрет идеального или типичного профессионала, сформулированный в терминах психологически измеримых свойств. Маркова: профессиограмма (включающая психограмму)- обобщённая модель успешного специалиста в данной области; психограмма-описание психологич. деят-ти чел-ка и его качеств, симметричных объективной деят-ти, но не совпадающих с ней.

Профессиограмма составляется специалистом по работе с персоналом совместно с руководителем соответствующего подразделения на конкретную профессию, должность и отражает: требования к должностным обязанностям работника; требования к рабочему месту; возможные пути дальнейшего профессионального маршрута работника;• варианты профессионального обучения, переобучения, повышения квалификации и др., т. е. все о конкретной должности применительно к специфике данной фирмы.

Профессиограмма должна отвечать ряду требований:

• четко выделять предмет и основные результаты труда;

• подчеркивать направленность труда на благо конкретного человека;

• описывать профессию целостно в системе характеристик,

• показывать возможные линии развития человека, позволяющие человеку выбирать оптимальные направления роста с учетом своей индивидуальности;

•иметь направленность на решение практических задач (профотбор, обучение)

Важной составной частью профессиограммы является психограмма — описание психологических характеристик конкретной профессиональной деятельности, совокупности психофизиологических и личностных качеств работника, важных для ее успешного осуществления. Зачастую психограммы создаются психологическими службами под заказ конкретных фирм, в которых работа с персоналом выведена на современный уровень. Также эту работу могут выполнить и специально подготовленные штатные психологи фирмы во взаимодействии с руководителями подразделений.

 

38.Утомление: понятие, причины, типы и виды утомления.

Состояние утомления сопровождает все виды деятельности человека. Утомление – это функциональное состояние, которое возникает в результате интенсивной или длительной рабочей нагрузки и проявляется во временном нарушении ряда психических и физиологических функций индивида, а также снижением эффективности и качества труда.

 К основными причинами утомления является интенсивная и длительная рабочая нагрузка;

В качестве факторов предрасполагающих к возникновению утомления выступают следующие:

* нарушение рационального режима труда, отдыха и питания

* длительные перерывы между работой

* остаточные функциональные нарушения после болезней

* недостаточное физическое развитие

* наличие вредных привычек

* недостаточный уровень физической подготовки.

Виды утомления: физическое, умственное, эмоциональное, мышечное, зрительное, слуховое, интеллектуальное;смешанное, общее, локальное.

Формы утомления: компенсируемое, острое, хроническое, переутомление.

Современная классификация утомления построена на учете трех групп показателей:

1. причины возникновения утомления

2. симптомы проявления

3. способы и продолжительность восстановления работоспособности.

динамика утомления, в которой можно выделить разные стадии.

***слабое чувство усталости,Производительность труда не падает или падает незначительно.

***понижение производительности становится заметным и все более угрожающим, причем часто это понижение относится только к качеству, а не к количеству выработки.

***острое переживание утомления, которое принимает форму переутомления. Кривая работы или резко снижается, или же принимает “лихорадочную” форму, отражающую попытки человека сохранить должный темп работы, который на данной стадии утомления может даже ускоряться, но оказывается неустойчивым. В конце концов рабочие действия могут быть так дезорганизованы, что человек будет не в состоянии продолжать работу, переживая при этом болезненное состояние.

 

39.Методы и средства индив. и груп. профилактики утомления.

Важной мерой профилак­тики утомления является обоснование и внедрение в произ­водственную деятельность наиболее целесообразного режи­ма труда и отдыха. Это необходимо в производственных процессах, которые сопровождаются большими затратами энер­гии или постоянным напряжением внимания. Следует учиты­вать также, что длительность перерывов при выполнении одинаковой работы должна соответствовать возрастным осо­бенностям организма.

Большое значение в профилактике утомления имеет ак­тивный отдых, в частности физические упражнения, про­водимые во время коротких производственных перерывов. Физкультура на предприятиях повышает производитель­ность труда от 3 до 14% и улучшает некоторые показатели физиологического состояния организма работающих.

В последнее время для снятия нервно-психического на­пряжения, борьбы с утомлением, восстановления работос­пособности довольно успешно используют функциональную музыку, а также кабинеты релаксации или комнаты пси­хологической разгрузки. В основе благоприятного действия музыки лежит вызываемый ею положительный эмоциональ­ный настрой, необходимый для любого вида работы. Вмес­те с тем музыка не только улучшает настроение работаю­щих, но и повышает работоспособность и производитель­ность труда.

Одним из элементов психологической разгрузки являет­ся аутогенная тренировка, основанная на комплексе взаи­мосвязанных приемов психической саморегуляции и неслож­ных физических упражнений со словесным самовнушением.

Большую роль в организации произв. процес­са играет ритм работы, который тесно связан с механизмом образования динамического стереотипа. Факторы, нарушаю­щие ритмичность труда, не только снижают его производи­тельность, но и способствуют быстрому утомлению.

Однако излишний автоматизм рабочих движений, пере­ходящий в монотонность, может привести к преждевремен­ной усталости и сонливости.

Так как работоспособность человека колеблется в течение дня, необ­ходим переменный ритм движения конвейера с постепенным ускорением в начале рабочего дня и замедлением к концу смены.

 

Дата: 2019-02-19, просмотров: 314.