Предмет и задачи психологии труда
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Предмет и задачи психологии труда .

Место психологии труда и эргономики в системе наук .

История становления и развития психологии труда в зарубежной психологии .

История становления и развития психологии труда в России .

История развития психологии труда в Республике Беларусь

Методы исследования психологии труда.

Специфические методы исследования психологии труда.

Понятие о труде и трудовой деятельности

Социальная сущность труда.

Физиологическая сущность труда

Психологическая сущность труда

Психологические признаки труда (по Климову Е.А.)

Психологические регуляторы труда (по Климову Е.А.)

Структура трудовой деятельности

15. Системный подход к анализу трудовой деятельности (В.Д. Шадриков)

Закономерности трудовой деятельности в особых и экстремальных условиях

Прогрессивная стадия проф. развития личности: формирование проф. мотивов

Прогрессивная стадия проф. развития личности: формир. структуры проф. способностей

Общая характеристика регрессивной стадии профессионального развития личности

Профессиональная деформация субъекта труда

Трудоголизм – как профессиональная деформация

Феномен профессионального выгорания

Этапы становления личности как субъекта труда (Климов, Зеер, Сьюпер)

24. Модель профессиональной деятельности специалиста (Л.М. Митина)

Кризисы профессионального становления субъекта труда

Психологическое сопровождение субъекта труда в кризисах профессионального становления

27. Профессиональное самоопределение: типы и уровни (Пряжников)

28. Показатели профес-ции (Поваренков): пр. продуктивность, пр. идентичность, пр. зрелость.

Профессиональная пригодность.

Специфика профориентационной помощи на разных этапах проф. развития субъекта.

Общая характеристика активизирующих профориентационных методов.

Профессионально-важные качества (ПВК).

Профессионально-значимые свойства субъекта труда.

Индивидуальный стиль деятельности (ИСД).

Классификационные признаки трудовой деятельности .

36. Классификация профессий (Е.А. Климов, Джв.Холланд).

Профессиограмма и психограмма. Принципы и методы составления .

Утомление: понятие, причины, типы и виды утомления.

Методы и средства индивидуальной и групповой профилактики утомления.

Состояние монотонии и психического пресыщения в труде.

Профессиональный стресс: понятие, причины, виды, реакции на стресс.

Работоспособность субъекта труда. Динамика работоспособности.

43. Изменения в поведении и функциональном состоянии в особых и
экстремальных условиях трудовой деятельности .


Методы и средства управления функциональными состояниями.

Факторы профессиональной пригодности практического психолога.

Профессиональная компетентность практического психолога

Противопоказания к деятельности практического психолога .

48. Модель деятельности практического психолога (Е. Аллен, Г.С. Абрамова).

Этапы профессионального развития практического психолога

Профессиональные деструкции в деятельности практического психолога

Способность к труду при особенностях психического развития личности

Психология восстановительной трудотерапии

Организация интерьера рабочего места психология труда

Эргономика рабочего места при использовании компьютера

Социальная сущность труда.

Социальная сущность труда определяется его содержанием и характером. Содержание — труда-это функциональные особенности конкретного вида трудовой деятельности, обусловленные предметом труда, средствами труда и формами организации производственного процесса.

Содержание труда предъявляет определённые требования к образованию, квалификации, способностям индивида.

Предмет и содержание труда определяют требования к способностям, спец.подготовке и т.д. Разнообразие по содержанию труда обуславливает распределение функций между людьми: исполнительная (точное исполнение должностных инструкций), управленческая, информационная, планирующая, направляющая и т.д

 Содержание определяет насыщенность труда физической и умственной деятельностью. По своему характеру труд может быть аграрным, индустриальным, сложным простым, творческим или рутинным, управленческим или исполнительным, умственным или физическим.

Неправильное проектирование характера труда может привести к расходованию рабочей силы в физиологическом и психическом смысле. Важнейшим признаком характера труда выступает отношение к труду-это сложное социальное явление, которое определяется – оплатой труда, условиями и содержанием организации труда, взаимоотношениями в коллективе, стилем руководства и т.д. Поэтому труд является социальной категорией и формирует личность( развивает способности, характер, закалку и т.п.).

 

Эмоц. устойчивость и работосп-ть людей повышается, если они заранее изучили особенности предстоящей деятельности, орудия и средства труда, обстановку, в которой будет проходить деятельность, последствия неправильных действий.

5. Существенное влияние на работоспособность человека в экстр. условиях оказывает предварительная подготовка и тренированность, приобретаемая в результате практического опыта.

6. Велико также значение моральных, волевых и других характерологических качеств личности, в частности, степени развития чувства ответственности.

7. В педагогической практике экстремальные условия для учащихся (спортсменов)могут заключаться в выполнении трудных заданий, сдаче экзаменов, прохождении тестов. После выполнения трудного задания человек расслабляется, снижается бдительность, что иногда приводит к непонятным, непредск. ошибкам.

8. Для деятельности человека в экстремальных условиях характерна немонотонная и нелинейная зависимость качества деятельности от интенсивности и продолжительности экстремальных воздействий. Незначительные по интенсивности и продолжительности воздействия оказывают, как правило, мобилизующее действие (эустресс, оптимальный стресс, параэкстремальные условия).

 

Поиск и выбор профессии.

Освоение профессии.

Что Вы реально делаете (какую именно и на каком уровне оказываете помощь)? Готовы ли Вы вообще выйти на более интересный (сложный) уровень помощи? Готов ли клиент воспринять помощь на более сложном уровне (нужно ли это ему)?

27. Профессиональное самоопределение: типы и уровни (Пряжников)

Предмет психологии труда - это субъект труда, т.е. работник, способный к спонтанности и рефлексии своей спонтанности в условиях производственной деятельности. Общим методом психологии труда является исследование и развитие субъекта труда.

В соответствии с пониманием предмета и метода психологии труда выделяют различные концептуальные уровни помощи человеку в проф. и личностном самоопределении.

Сами уровни выглядят следующим образом:

1. Адаптационно-производственный (технологический) уровень. Главная цель - помочь человеку "вписаться" в данную производственную структуру для повышения эффективности

2. Социально-адаптационный уровень. Цель - помочь человеку добиться жизненного "успеха" с помощью удачного выбора профессии или места работы.

3. Ценностно-смысловой уровень. Цель - помочь человеку обрести смысл в проф. и личностном самоопределении. Здесь учитываются самые важные, жизнеопределяющие устремления человека. Уровень можно считать личностно-ориентированным.

Анализируя потенциальные возможности самореализации личности, Н.С. Пряжников предлагает семь типов ее самоопределения:

1.Самоопределение в конкретной трудовой функции. Здесь характерна реализация себя в рамках выполняемой деятельности.

2.Самоопределение на конкретном трудовом посту - предполагает выполнение довольно многообразных функций. Возможность самореализации здесь значительно выше, чем в первом случае.

3.Самоопределение на уровне конкретной специальности предполагает сравнительно безболезненную смену различных трудовых постов и расширяет возможности самореализации личности.

4.Самоопределение в конкретной проф. предполагает, что работник способен выполнять близкие смежные виды трудовой деятельности

5. тип – жизненное самоопределение, к которому помимо проф. деятельности относятся учеба, досуг, вынужденная безработица и др. (выбор образа жизни человека). Жизненное самоопределение предполагает и выбор стиля жизни, образа жизни. Профессия может стать средством реализации определенного образа жизни.

6.Сложный тип – личностное самоопределение - Личностное самоопределение – это нахождение самобытного «образа Я», развитие этого образа и утверждение его среди людей.

7. Высший тип. Самоопределение личности в культуре (как высшее проявление личностного самоопределения). Здесь обязательно обнаруживается внутренняя активность, направленная на «продолжение себя в других людях» (социальное бессмертие человека). Проявляется в значительном вкладе личности в развитие культуры (производство, искусство, наука, религия и др.).

 

 

28.Показатели профессионализации ( Поваренков): проф. продуктивность, проф. идентичность, проф. зрелость.

Личностные критерии профессионализации по Ю.П. Поваренкову:

– профессиональная продуктивность характеризует эффективность профессионального развития личности и степень соответствия ее результатов социально-профессиональным требованиям; профессиональная продуктивность оценивается на основе производительности, качества и надежности решения задач (поиска и выбора профессии, профессионального обучения и адаптации, построения профессиональной карьеры и смены профессии и др.);

профессиональная идентичность характеризует значимость профессии и профессионализации в целом для личности как средства удовлетворения и реализации своих потребностей, развития потенциала; удовлетворенность трудом, профессией, карьерой, собой, профессиональную самооценку, индексы самореализации и самоактуализации личности;

– профессиональная зрелость, свидетельствующая о сформированности личностного контура регулирования процессом профессионального развития, о степени осознания личностью своих возможностей и потребностей, требований, которые ей предъявляются. Для профессиональной зрелой личности характерно умение соотносить свои возможности, потребности и профессиональные требования, и выбирать наиболее оптимальную стратегию профессионального становления, в том числе, и сознательно идти на риск или снижать уровень притязаний.

 

29.Профессиональная пригодность .

Профессиональная пригодность — совокупность психологических и психофизических свойств, а также специальных знаний, умений и навыков, необходимых для достижения приемлемой эффективности труда. В понятие профпригодности также входит удовлетворение, переживаемое человеком в процессе самого труда и при оценке его результатов.

Профессиональная пригодность формируется в ходе длительного проф. труда, протекающего в определенных социально-экономических условиях. Со временем формируются не только отдельные функциональные системы и психические процессы человека (профессиональное восприятие, память, мышление и пр.), но и его личность.

Время, необходимое для формирования профессиональной пригодности, зависит от природных данных человека, уровня его мотивации и полученной подготовки (знаний, умений, навыков). В разных профессиях и при разных условиях каждый из этих факторов имеет различный удельный вес в общей картине профпригодности. Ее формирование — всегда индивидуальный процесс.

Профессиональная пригодность для конкретной деятельности базируется на определенных психологических, психофизиологических, антропологических, медицинских и др. критериях. Для определения уровня профпригодности используется разнообразный арсенал диагностических средств: психологические тесты достижений, тестирование профессионально важных психофизиологических и психических функций, методики изучения мотивации, ценностных ориентаций и др.

 

Если рассмотреть периодизации Климова и Сьюпера ,то разница обнаружитсяв том, что американское общество дает больше времени на самоопределение, которое приобретает более зрелый характер. Большинство психологов считают, что не нужно торопить молодого человека.

Если все-таки выделить специфику профориентационной помощи разным группам самоопределяющимся клиентам, то даже применительно к подростковому возрасту такая помощь меняется в зависимости от многих факторов. Например, для учащихся невыпускных классов, когда ситуация с конкретным выбором не является столь актуальной. Можно больше внимания уделить формированию самой готовности к самоопределению (и главное внимание можно было бы уделить формированию ценностно-смыслового ядра самоопределения).

В выпускных классах, особенно в последние месяцы обучения – больше внимания конкретному выбору. Конечно, многие к этому времени уже «сориентировались», но опыт показывает, что значительная часть подростков все-таки нуждаются в помощь (уточнение выбора, выбор специализации в конкретном учебном заведении, морально-эмоциональная поддержка и т.п.).

Если выделить специфику профконсультационной помощи взрослым людям, то прежде всего, надо учитывать их уже имеющийся опыт работы, а также богатый жизненный опыт… Для большинства клиентов служб занятости (в условиях развала экономики) за неимением достойных их опыта и образования вакансий, часто оказывается важным ценностно-смысловая и морально-эмоциональная поддержка. Например, если такому человеку предлагается работа, унижающая его профессиональную квалификацию, то тогда задачей профконсультанта становится помощь в обретении смысла даже в таком выборе (за неимением лучшего), ведь жизнь все-таки продолжается.

 

Индивидуальный стиль деятельности (ИСД).

Психофизиологическая основа индивидуального стиля - это уникальная индивидуальная комбинация из совокупности свойств нервной системы и качеств личности, которая позволяет добиваться успеха и эффективности в жизни и деятельности своим определенным характерным способом.

Формальными признаками индивидуального стиля деятельности являются устойчивая система приемов и способов деятельности. Индивидуальный стиль обусловлен определенными личными качествами и выступает средством эффективного приспособления к объективным требованиям.

В узком смысле слова индивидуальный стиль есть индивидуально-своеобразная система поведенческих средств, к которым сознательно или стихийно прибегает человек в целях наилучшего уравновешивания своей типологически обусловленной индивидуальности с внешними условиями жизнедеятельности.

Наиболее общая структура индивидуального стиля деятельности разработана в работах Е.Климова, по мнению которого, у каждого человека существуют такие особенности, способы деятельности, которые непроизвольно или без заметных субъективных усилий (как бы стихийно) провоцируются данной объективной обстановкой, активизируя имеющийся у человека комплекс типологических свойств нервной системы.

Стиль формируется с учетом оптимального функционирования психофизиологических особенностей субъекта. Стиль ориентироваан на поддержание эмоционального комфорта

Темперамент не определяет уровня общих или специальных (например, профессиональных) способностей

Когда требования деятельности противоречат какому-либо свойству темперамента, то человек выбирает такие приемы и способы ее выполнения, которые наиболее соответствуют его темпераменту и помогают преодолеть влияние отрицательных в данных условиях проявлений темперамента.

Совокупность успешных индивидуальных приемов и способов, выработанных человеком в процессе деятельности, характеризует его индивидуальный стиль деятельности.

Предрабочий

– в организме возникают физиологические изменения, в которых выражена подготовка к принятию нагрузок.– преднастройка. возникает определенное предрабочее состояние, характериз. степень подготовленности к ней.

Рабочий

– в нем выделяют три фазы:

* врабатывание– в начале работы настройка нервной деятельности,

* фаза оптимальной работоспособности – длится при непрерывной работе средней трудности около 3,5–4 часа.

* фаза утомления – характеризуется прогрессивным снижением работоспособности.

Послерабочий

– происходит восстановление измененных функций организма. Его продолжительность зависит от трудностей выполняемой работы, степени развития утомления, подготовленности условий труда, восстановительных возможностей организма и состояния здоровья – восстановительный этап.

 

43.Изменения в поведении и функциональном состоянии в особых и
экстремальных условиях трудовой деятельности
.

Отличительной особенностью поведения в экстремальных условиях является потеря его гибкости. Поведение утрачивает пластичность, свойственную ему в нейтральной обстановке. Особенно сильно страдают сложные, координированные движения.

К данной группе, прежде всего, следует относить тех, чья профессиональная деятельность протекает в условиях, связанных с риском для жизни. В число таких профессиональных деятельностей входят труд пожарного, спасателей, военнослужащих и др. Специфика подобного вида деятельности заключается в том, что она осуществляется или может осуществляться в условиях реальной витальной угрозы. При этом, несмотря на негативное воздействие разнообразных факторов среды, люди выполняют свои профессиональные обязанности весьма успешно.

К причинам, обусловливающим возможность успешной деятельности человека в экстремальных условиях, прежде всего следует отнести особенности его личности.

При возникновении любой осознаваемой человеком экстремальной ситуации, содержащей угрозу для его жизни, у него возникает тревожное состояние и страх. Иначе, вероятно, быть не может, поскольку тревога - это один из механизмов, позволяющих человеку чувствовать опасность и своевременно на нее реагировать, приводя в действие системы экстренной мобилизации энергетических ресурсов организма. Различие в поведении людей, выполняющих профессиональные обязанности в экстремальных условиях деятельности, в большей степени обусловлены их способностью контролировать свое состояние, адекватно оценивать возникшую ситуацию и своевременно принимать решения. В свою очередь, уровень развития данных способностей во многом определяется уровнем нервно-психической устойчивости и психологической готовности к действию в экстремальных условиях.

 

 

44.Методы и средства управления функциональными состояниями.

Понятие «функциональные состояния» является близким по содержанию понятиям «работоспособность», «психическое состояние». Функциональное состояние – фоновая активность центральной нервной системы, на основе которой осуществляется та или иная деятельность и которая выступает типологическим базисом тех вариаций, связанных с индивидуальными особенностями личности.

Методы и средства управления функциональными состояниями. Организационные — индивидуальная регламентация труда: рабочая нагрузка, режим труда, отдыха и питания;

Психологические ->психогенные: аутотренинг, психосоматическая саморегуляция, гипноз, функциональная музыка и цветомузыка;

Физиолого-гигиенические и электрофизиологические—рефлексологические воздействие (электротоком, массажем, лазером) на биологически активные точки и зоны кожи;

Фармакологические — стимуляторы центральной нервной системы, транквилизаторы, адаптогены, психоседативные (успокаивающие) препараты;

Физические –общая и специальная физическая подготовка, спорт; активный отдых: физзарядка, турпоходы, пешеходные прогулки, рыбалка.

 


Предмет и задачи психологии труда .

Дата: 2019-02-19, просмотров: 249.