В структуре трудовой деятельности выделяют:
1) сознательно поставленные цели — производство определенной продукции, переработка природных материалов, создание машин и механизмов и многое другое;
2) предметы труда — те материалы (металл, глина, камень, пластмасса и пр.), на преобразование которых направлена деятельность людей;
3)средства труда — все устройства, приборы, механизмы, приспособления, энергетические системы и др., при помощи которых подвергаются преобразованию предметы труда;
4) используемые технологии — приемы и способы, применяемые в процессе производства. (уровню самостоятельности и творчества работника;)
5)трудовые операции —определенные действия, которые имеют место в процессе производства.
15. Системный подход к анализу трудовой деятельности (В.Д. Шадриков)
Шадриков разработал методику системного анализа трудовой деятельности, которая предлагает проведение анализа трудовой деятельности на нескольких уровнях.
Уровень личностно-мотивац.анализа (изучение системы потребностей личности и возможностей их удовлетворения =определяется уровень мотивации трудового поведения)
На уровне компонентно-целевого анализа (вскрываются цель и значение каждого действия в общей структуре тр. деятельности. При этом рассматривается Как реализуются психические свойства работника и психические процессы, участвующих в выполнении действий)
На уровне структурно-функционального анализа изучаются принципы организации и механизмы взаимодействия отдельных действий в целостной структуре деятельности.
На уровне информационного анализа выделяются: психофизиологический аспект (форма сигнала, пороги чувствительности при восприятии сигнала);
оценочный аспект (измерение количества информации);
психологический аспект (механизмы приема, хранения и переработки информации).
На психофизиологическом уровне проводится изучение физиологических систем и процессов, опосредствующих деятельность. Большое значение при этом придается анализу активационных и информационно-энергетических процессов.
Уровень индивидуально-психологического анализа (изучение субъекта деятельности, личности работника во всем многообразии ее свойств, производятся выделение и анализ мотивации, целей и трудовых установок, выделение критериев достижения цели, предпочтительных целей)
В результате сочетания всех перечисленных уровней описания деятельности она представляется как многоуровневое полиструктурное образование. При этом системный анализ требует рассматривать любое явление в развитии, что по отношению к профессиональной деятельности выступает, в частности, как требование изучения процесса овладения деятельностью, становления профессионального мастерства.
16.Закономерности трудовой деятельности в особых и экстремальных
условиях
экстремальные условия создаются различными факторами, обусловленными конкретными особенностями внешней среды, характером выполняемой деятельности, свойствами поступающей к человеку информации. Каждый из этих факторов оказывает свое, специфическое воздействие на деятельность и поведение человека.
1. При работе в экс.условиях отмеч. 3 вида психической напряженности:
эмоциональная (аффективная), переживание неизвестности, тревоги, страха, боязни аварии, риска для жизни и других отрицательных эмоций.
неэмоциональная (операционная, деловая) возникает в условиях, предъявляющих повыш. требования к умств. ресурсам и двиг. аппарату человека и не связанных с опасностью или другими серьезными последствиями (выполнения работы большой сложности)
смешанная (хар-ся различной силой эмоц. напряженности и бывает наиболее характерной для различных видов деятельности в экстремальных условиях)
2. Экстремальные условия вызывают колебания работоспособности человека или явное ее понижение, особенно при сильной эмоциональной напряженности (увел.кол-во ошибок, нарушается последовательность операций, замедляется темп работы )
3. Колебания работоспособности зависят от индивидуальных особенностей людей, прежде всего от свойств их нервной системы. Лица с сильной, уравновешенной нервной системой более выносливы к экстремальному напряжению и перенапряжению
Эмоц. устойчивость и работосп-ть людей повышается, если они заранее изучили особенности предстоящей деятельности, орудия и средства труда, обстановку, в которой будет проходить деятельность, последствия неправильных действий.
5. Существенное влияние на работоспособность человека в экстр. условиях оказывает предварительная подготовка и тренированность, приобретаемая в результате практического опыта.
6. Велико также значение моральных, волевых и других характерологических качеств личности, в частности, степени развития чувства ответственности.
7. В педагогической практике экстремальные условия для учащихся (спортсменов)могут заключаться в выполнении трудных заданий, сдаче экзаменов, прохождении тестов. После выполнения трудного задания человек расслабляется, снижается бдительность, что иногда приводит к непонятным, непредск. ошибкам.
8. Для деятельности человека в экстремальных условиях характерна немонотонная и нелинейная зависимость качества деятельности от интенсивности и продолжительности экстремальных воздействий. Незначительные по интенсивности и продолжительности воздействия оказывают, как правило, мобилизующее действие (эустресс, оптимальный стресс, параэкстремальные условия).
Дата: 2019-02-19, просмотров: 382.