С точки зрения Э.Ф. Зеера психологическое сопровождение проф.становления личности - это составная часть проф. образования, заключ. в псих. помощи в преодолении трудностей проф. жизни, коррекции деструктивных тенденций развития, кризисов, стагнаций, конфликтов, деформаций, повышении адаптированности специалиста к социально-эконом. и технологическим изменениям, развитии у него позитивной проф. перспективы. Работа психолога здесь описывается через консультативную, экспериментальную, проектировочную и нормативно стандартизирующую функции, связанные с организацией и правовым положением практического психолога.
Основные направления психологического сопровождения:
■ изучение условий и факторов, влияющих на эмоц.-псих. состояние персонала;
■ воспроизводство и сохранение персонала предприятий и организаций,
■ проектирование профессиограмм, отражающих динамику проф. становления личности.
■ формирование операциональной структуры будущей деятельности;
■ формирование и развитие потребности в самореализации и способности к оптимальной деятельности, проф. и индивидуальной компетенции, коммуникации;
■ обеспечение псих. безопасности персонала, комфортных условий его деятельности, восстановление проф.-психологич. ресурса специалистов;
■ псих. содействие при решении проблем проф.становления личности на всех его стадиях.
Чтобы лучше понять вопросы, возникающие перед психологом:
* Чем Вы как психолог можете помочь данному человеку-работнику?
Что Вы реально делаете (какую именно и на каком уровне оказываете помощь)? Готовы ли Вы вообще выйти на более интересный (сложный) уровень помощи? Готов ли клиент воспринять помощь на более сложном уровне (нужно ли это ему)?
27. Профессиональное самоопределение: типы и уровни (Пряжников)
Предмет психологии труда - это субъект труда, т.е. работник, способный к спонтанности и рефлексии своей спонтанности в условиях производственной деятельности. Общим методом психологии труда является исследование и развитие субъекта труда.
В соответствии с пониманием предмета и метода психологии труда выделяют различные концептуальные уровни помощи человеку в проф. и личностном самоопределении.
Сами уровни выглядят следующим образом:
1. Адаптационно-производственный (технологический) уровень. Главная цель - помочь человеку "вписаться" в данную производственную структуру для повышения эффективности
2. Социально-адаптационный уровень. Цель - помочь человеку добиться жизненного "успеха" с помощью удачного выбора профессии или места работы.
3. Ценностно-смысловой уровень. Цель - помочь человеку обрести смысл в проф. и личностном самоопределении. Здесь учитываются самые важные, жизнеопределяющие устремления человека. Уровень можно считать личностно-ориентированным.
Анализируя потенциальные возможности самореализации личности, Н.С. Пряжников предлагает семь типов ее самоопределения:
1.Самоопределение в конкретной трудовой функции. Здесь характерна реализация себя в рамках выполняемой деятельности.
2.Самоопределение на конкретном трудовом посту - предполагает выполнение довольно многообразных функций. Возможность самореализации здесь значительно выше, чем в первом случае.
3.Самоопределение на уровне конкретной специальности предполагает сравнительно безболезненную смену различных трудовых постов и расширяет возможности самореализации личности.
4.Самоопределение в конкретной проф. предполагает, что работник способен выполнять близкие смежные виды трудовой деятельности
5. тип – жизненное самоопределение, к которому помимо проф. деятельности относятся учеба, досуг, вынужденная безработица и др. (выбор образа жизни человека). Жизненное самоопределение предполагает и выбор стиля жизни, образа жизни. Профессия может стать средством реализации определенного образа жизни.
6.Сложный тип – личностное самоопределение - Личностное самоопределение – это нахождение самобытного «образа Я», развитие этого образа и утверждение его среди людей.
7. Высший тип. Самоопределение личности в культуре (как высшее проявление личностного самоопределения). Здесь обязательно обнаруживается внутренняя активность, направленная на «продолжение себя в других людях» (социальное бессмертие человека). Проявляется в значительном вкладе личности в развитие культуры (производство, искусство, наука, религия и др.).
28.Показатели профессионализации ( Поваренков): проф. продуктивность, проф. идентичность, проф. зрелость.
Личностные критерии профессионализации по Ю.П. Поваренкову:
– профессиональная продуктивность характеризует эффективность профессионального развития личности и степень соответствия ее результатов социально-профессиональным требованиям; профессиональная продуктивность оценивается на основе производительности, качества и надежности решения задач (поиска и выбора профессии, профессионального обучения и адаптации, построения профессиональной карьеры и смены профессии и др.);
– профессиональная идентичность характеризует значимость профессии и профессионализации в целом для личности как средства удовлетворения и реализации своих потребностей, развития потенциала; удовлетворенность трудом, профессией, карьерой, собой, профессиональную самооценку, индексы самореализации и самоактуализации личности;
– профессиональная зрелость, свидетельствующая о сформированности личностного контура регулирования процессом профессионального развития, о степени осознания личностью своих возможностей и потребностей, требований, которые ей предъявляются. Для профессиональной зрелой личности характерно умение соотносить свои возможности, потребности и профессиональные требования, и выбирать наиболее оптимальную стратегию профессионального становления, в том числе, и сознательно идти на риск или снижать уровень притязаний.
29.Профессиональная пригодность .
Профессиональная пригодность — совокупность психологических и психофизических свойств, а также специальных знаний, умений и навыков, необходимых для достижения приемлемой эффективности труда. В понятие профпригодности также входит удовлетворение, переживаемое человеком в процессе самого труда и при оценке его результатов.
Профессиональная пригодность формируется в ходе длительного проф. труда, протекающего в определенных социально-экономических условиях. Со временем формируются не только отдельные функциональные системы и психические процессы человека (профессиональное восприятие, память, мышление и пр.), но и его личность.
Время, необходимое для формирования профессиональной пригодности, зависит от природных данных человека, уровня его мотивации и полученной подготовки (знаний, умений, навыков). В разных профессиях и при разных условиях каждый из этих факторов имеет различный удельный вес в общей картине профпригодности. Ее формирование — всегда индивидуальный процесс.
Профессиональная пригодность для конкретной деятельности базируется на определенных психологических, психофизиологических, антропологических, медицинских и др. критериях. Для определения уровня профпригодности используется разнообразный арсенал диагностических средств: психологические тесты достижений, тестирование профессионально важных психофизиологических и психических функций, методики изучения мотивации, ценностных ориентаций и др.
Дата: 2019-02-19, просмотров: 515.