Психологическая сущность труда
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Понятие деятельности играет ключевую роль в понимании психологической сущности труда. Деятельность как организованная целостная система состоит из двух планов: внешнего (предметно-действенного) и внутреннего (собственно психологического).

Внешняя характеристика деятельности (прежде всего профессиональной) осуществляется через понятия субъекта и объекта труда, предмета, условий и средств деятельности. Внутренняя характеристика деятельности предполагает описание процессов и механизмов ее психической регуляции, ее структуры и содержания. Субъект трудовой деятельности, каким является человек как работник, - это система, имеющая сложные внутренние (психические) функции и свойства. Внутренние психические особенности человека, как работника:

• эмоциональная настроенность на работу;

• общее сознание защищенности в обществе и уверенности в завтрашнем дне:

• удовлетворенность ситуацией в доме, семье;

• особенности темперамента и характера;

• построение образа будущего результата деятельности и вариантов достижения этого результата.

Важнейшим психическим условием деятельности является образ цели. Образ цели не всегда четко может быть задан, и может не совпадать с целями реальной трудовой деятельности. Поэтому, субъект труда иногда преследует не ту цель, которую от него ожидают.

Психологическая сущность трудовой деятельности заключается в тех требованиях к психическим свойствам, состояниям и процессам, которые предъявляет к трудящемуся его профессия.

Психические свойства, состояния и особенности психических процессов у трудящихся различны, а их производственная деятельность требует определенных качеств. Возникает противоречие между требованиями производства к трудящемуся и его возможностями их удовлетворения. Отсюда появляется необходимость отбора лиц, у которых либо уже есть природные, либо могут быть развиты в процессе профессионального обучения и практической деятельности требующиеся для осваиваемого вида труда личные качества работника, и вместе с этим приспособления процесса труда, технологии и технических средств производства к общим психическим свойствам человека. Снятие противоречий между требованиями производства к трудящемуся и его возможностями— основная проблема психологии труда, над решением которой работают не только специалисты-психологи,

 

 

Психологические признаки труда (по Климову Е.А.)

Сознательное предвосхищение социально ценного результата.

Чтобы деятельность можно было назвать трудовой, необходимо, чтобы человек осознавал социальную ценность ее результата, чтобы эта деятельность выступала как существенный регулятор активности человека.: 1. моя цель,  2.социальной ценности(необходимо обществу), 3.соответствующих знаний, представлений, образов (эмоциональное видение, творческая цель)

Сознание обязательности достижения социально фиксированной цели.

Деятельность становится трудом тогда, когда при прочих равных условиях есть не только идея обязательности, но и внешние по отношению к субъекту формы социальной фиксации целей его деятельности и формы социального санкционирования, одобрения этих целей.

Сознательный выбор, применение, совершенствование или создание орудий, средств деятельности.

В процессе трудовой деятельности предполагается знание возможностей и ограничений, вариантов применения орудий, средств труда и, следовательно, соответствующий выбор (или знание, что существует один-единственный вариант или один наилучший способ применения их). Этот признак имеет 3 компонента:

- когнитивный (знание средств труда, их тонкостей);

- операторный (владение средствами труда);

- аффективный (соответствующие эмоциональные переживания, состояния).

Дата: 2019-02-19, просмотров: 345.