Основные направления современной позитивистской философии
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1. Позитивизм – направление философии, зародившееся в 30-е – 40-е годы XIX в. и выступающее за то, чтобы философия была освобождена от научных черт и опиралась только на достоверное научное знание. Основателем позитивизма считается Огюст Конт (1798 – 1857).

2. Распространенным в первой половине и середине XX в. направлением философии стал неопозитивизм (аналитическая философия). Неопозитивизм – синтез эмпиризма, позитивизма и математической логики. Основоположник неопозитивизма австрийский физик, философ и логик Мориц Шлик (1882 – 1936).

Основные положения:

– философия должна перестать заниматься поисками сути бытия и заняться определением значений, т.е. осмысленности своих понятий;

– все, что бессмысленно (незначимо),должно безжалостно исключаться;

– одно суждение осмысленно, если оно логически истинно или ложно;

– суждение эмпирически значимо, если его истинность или ложность доказуема на основании бесспорных фактов

Позитивисты считали, что методы математической логики позволяют вычислять истинность любого суждения и множества суждений на основании истинности их элементарных составляющих.

3. Новейшим вариантом позитивизма явился постпозитивизм (вторая половина – конец XX в.).

Его главными представителями считаются австрийский и британский философ и социолог К.Поппер (1902 – 1994), американский историк и философ науки. Т.Кун (1992 – 1996) и П.Фейрабенд(1924 – 1994).

Постпозитивизм – завершающая стадия развития позитивизма. Охватывает период
60–80-х годов ХХ века. Главная цель – тотальная критика главных идей логического позитивизма. Были предложены новые подходы к развитию науки и прогресса.

Основные положения:

– более прогрессивна та теория, которая имеет наибольшее подтверждение;

– для Поппера научный прогресс – непрерывный процесс опровержения теорий, ибо каждая из них потенциально ложная;

– для Куна научный прогресс –  катастрофический процесс смены одной ведущей тории другой;

– согласно Попперу, теория научна, если она опровергаема в принципе, т.е существует хотя бы один эксперимент способный ее опровергнуть;

 – по мнению Куна, наука – способ решения аномалий и головоломок поэтому научно все, что оценивается как эффективный метод их решения;

– Файрабенд выдвинул кредо: «в науке все дозволено», т.е. наука – один из инструментов власти.

Таким образом позитивисты:

– по-своему определили отношения между наукой и ненаукой;

– отвергли идею существования независимого эмпирического базиса;

– читали, что все эмпирические данные теоретически и философски зависимые, и, не могут служить абсолютным критерием достоверности теоретического знания.


Герменевтика

1. Герменевтика – направление в философии, которое исследует теорию и практику истолкования текстов, символов, смыслов. Свое название герменевтика получила от имени древнегреческого бога Гермеса, который был посредником между богами и людьми. Основоположник герменевтики немецкий теолог и философ Фридрих Шлейермахер (1768 – 1834), крупные теоретики – немецкий историк культуры и философ Вильгельм Дильтей (1833 – 1911) и немецкие философы Мартин Хайдеггер (889 – 1976) и его ученик Ганс Гадамер (1900 – 2002).

Герменевтика использовалась в теологии и филологии как интерпретация текстов древних авторов на современный живой язык.

2. Ф.Шлейермахер видел цель исследования в том, чтобы понять автора лучше, чем он сам себя понимал. Ему принадлежит открытие герменевтического круга – понимание текста как целого требует понимания его частей, понимание его частей – понимания текста как целого.

В.Дильтей метод «объяснения» в естественных науках противопоставил методу «понимания» в «науках о духе». «Природу мы объясняем, а душевную жизнь понимаем».

М.Хайдеггер объясняет герменевтику не как понимание текста, а как онтологию (человеческого бытия в мире). Человек существует исторически: он не просто продукт исторических условий, а субъект этих условий. Чтобы понять мир надо понять самих себя. Чтобы понять самих себя, надо прежде понять мир.

Одним из известных представителей герменевтики XX века по праву считается Х.Г.Гадамер . Герменевтика в его трудах рассматривается:

– не только как метод интерпретации текстов, но как особая философия понимания;

– понимание трактуется в качестве универсального способа существования деятельного человека, как его непосредственный жизненный опыт, так и опосредствованный (история, культура) опыт;

– основные механизмы формирования опыта заложены в языке.

Возможность понимания, утверждает Х.Гадамер, заключена в вопросноответной структуре, диалоге «беседе» или «игре» между Я и ТЫ.

«Фундаментальная установка герменевтики такова: истину не может познать и сообщить кто-то один. Всемерно поддерживать диалог, давать сказать свое слово и инакомыслящему, уметь усваивать произносимое им – вот в чем душа герменевтики».

Экзистенциализм

1. Экзистенциализм –  направление философии, акцентирующее своё внимание на уникальности иррационального бытия человека. Возник после второй мировой войны в Германии и быстро завоевал весь мир. Основоположник экзистенциализма датский религиозный философ Серен Кьеркегор (1813 – 1855). Идеи экзистенциализма, защищали и развивали многие выдающиеся философы. В Германии – это Мартин Хайдеггер (1889 – 1976), Карл Ясперс (1883 – 1969); во Франции – Жан Поль Сартр (1905 – 1980), Альбер Камю (1913 – 1960), в России – Лев Шестов (1866 – 1938), Николай Бердяев (1874 – 1948).

Обычно различают религиозный (К.Ясперс, Г.Марсель, А.Бердяев и др.), и атеистический (М.Хайдеггер, Ж.П.Сартр, А.Камю и др.) экзистенциализм. Такое деление условно, т.к. для многих представителей нерелигиoзного экзистенциализма утверждение, что Бог умер, связано с признанием невозможности и абсурдности жизни людей без Бога.

2. Актуализации и расцвету экзистенциализма в первой половине  XX в. способствовали следующие причины:

– нравственные, экономические и политические кризисы, охватывавшие человечество в период перед и после двух мировых войн;

– бурный рост науки и техники и использование технических достижений во вред человеку (совершенствование военной техники, применение отравляющих веществ в ходе боевых действий и т. д.);

– опасность гибели человечества (изобретение и применение ядерного оружия, приближающаяся экологическая катастрофа);

– усиление жестокости, бесчеловечное отношение к окружающему миру;

– распространение фашистских и иных тоталитарных режимов, подавляющих личность;

– бессилие человека перед природой и перед техногенным обществом.

3. Основные проблемы, которым уделяли внимание философы-экзистенциалисты:

уникальность человеческой личности, глубина его чувств и жизни в целом;

– противоречие между человеческим внутренним миром и окружающей жизнью;

– проблема отчуждения человека (общество, государство стали для человека абсолютно чужими, реальностью, которая полностью пренебрегает человеком, подавляет его «Я»);

– проблема одиночества, заброшенности;

– проблема бессмысленности жизни.

Рассмотрим ключевые идеи некоторых представителей экзистенциальной философии.

4. Основные идеи К. Ясперса:

Экзистенция есть собственное существование человека, не зависящее от внешних условий, а определяемое только его индивидуальностью. Поскольку экзистенция каждой личности уникальна, никакая научная теория не может ее зафиксировать и описать в понятиях. По той же самой причине нельзя вывести экзистенцию из родовых свойств человека, из его природы или сущности.

Трансценденция - нечто потустороннее, запредельное, недоступное в обыденной жизни, имеющее для нас абсолютное значение (т.е. Бог). Находясь за границами наличного бытия и экзистенции, трансценденция определяет их ценность и смысл. Человек как возможная экзистенция устремлен к трансцендентности.

Пограничные ситуации – кардинальные жизненные потрясения, в которых человеку раскрывается его экзистнеция и открывается выход к трансценденции (Переживание неотвратимости смерти, бремени вины, тяжести болезни, напряжения борьбы, любовного томления и т.д.).

5. Идеи М. Хайдеггера:

Dasein (вот-бытие) - сущее, которое обладает способностью вопрошать о бытии и осмыслять собственное бытие, т.е. человек.

Бытие к смерти: смерть – это возможность, от которой ни одно дивое существо не может убежать, поэтому идея смерти выносится за скобки обыденной жизни, как будто смерти не существует; однако же только приблизившись к постижению смерти как невозможности существования, пониманию, растворенному в поступках, предвосхищающем решении, человек находит себе подлинное бытие.

6. Ключевые понятия философии Ж.-П. Сартра:

свобода – способность человека выбирать и, тем самым, выражать свое отношение к ситуации; человек всегда свободен, «обречен быть свободным» в любых условиях, поскольку он всегда осуществляет той или иной свой выбор;

заброшенность: человек сам выбирает свое бытие, поскольку бога нет и нет ничего, на что человек в своем существовании и в своем выборе мог бы опереться; человек одинок в этом мире и сам несет всю ответственность за свой выбор;

проект: человек создает, «проектирует» сам себя; до рождения человека нет ничего, его судьба не определена, и только тот выбор, который совершает человек, и формирует его жизненный путь, поэтому он несет полную ответственность за свои решения.

7. Центральные вопросы экзистенциализма – существование человека, смысл его жизни и судьбы в мире – необычайно созвучны любому, задумывающемуся над своим бытием, человеку. Вот почему экзистенциализм столь популярен и поныне.

Прагматизм

1. Прагматизм – метод философии предназначенный для устранения из философии и науки не подтверждаемых опытом гипотез и допущений. Основателем прагматизма является американский философ, логик и математик Чарльз Сандерс Пирс (1839 – 1914).

Все споры в философии и науке из-за различного определения понятий, поэтому нужен новый метод определения значение понятий – прагиптизм.

Слово прагма означает по-латыни действие. В основе философии прагматизма лежит деятельность, действие, практика человека.

Главный принцип прагматизма провозглашает тезис о том, что у каждого человека – своя философия:

– действительность обладает множеством форм, а свободное творчество каждого человека создает разнообразную картину мира;

– именно субъективное мнение субъекта определяет представление о том, что истинно, а что ложно;

– и подтверждает эту истинность или ложность успешность практических действий человека.

Сторонники прагматизма утверждают, что истиной является то, что лучше работает на нас.

Вопросы и задания

1. Дать определение и раскрыть основные черты психоанализа.

2. В чем заключается сущность современной теологической философии?

3. Составить схему «Основные направления современной позитивистской философии».

4. Перечислить основные черты герменевтики, экзистенциализма и прагматизма.



Дата: 2019-02-19, просмотров: 388.