1. Из всех форм бытия наиболее распространенной является материальное бытие.
В философии существует несколько подходов к понятию «материя»:
– материалистический подход, согласно которому материя есть основа бытия, первична и представляет собой наличное бытие;
– объективно-идеалистический подход – материя объективно существует как порождение независимо от всего сущего первичного идеального (абсолютного) духа;
– субъективно-идеалистический подход – материи как самостоятельной реальности не существует вообще, она лишь продукт субъективного, существующего только в виде сознания человека духа;
– позитивистский – понятие «материя» ложно, поскольку его нельзя доказать и полностью изучить при помощи опытного научного исследования.
В современной российской философии утвердился материалистический подход к проблеме бытия и материи, согласно которому материя есть объективная реальность и основа бытия, первопричина, а все иные формы бытия – дух, человек, общество – проявления материи и производны от нее.
2. Движение материи:
– возникает из самой материи из заложенных в ней противоположностей, их единства и борьбы;
– всеобъемлюще, движется все:
а) идет постоянная работа живых организмов – работает сердце, система пищеварения, осуществляются физические процессы;
б) движутся химические элементы, движутся живые организмы, движутся реки;
в) осуществляется круговорот веществ в природе;
г) постоянно развивается общество;
– постоянно, т.е. существует всегда. Прекращение одних форм движения замещается возникновением новых форм движения.
Движение также может быть:
– количественным – перенос материи и энергии в пространстве;
– качественным – изменение самой материи, перестройка внутренней структуры.
3. Материя имеет способность к самоорганизации – созданию, совершенствованию, воспроизводству самой себя без участия внешних сил. Учение о самоорганизации материи получило название синергетики.
4. Материя имеет расположение во времени и пространстве.
По поводу расположенности материи во времени и пространстве философами выдвигалось два основных подхода:
– субстанциональный. Сторонники субстанционального подхода (Демокрит, Эпикур) считали время и пространство отдельной реальностью, наряду с материей самостоятельной субстанцией;
– реляционный. Сторонники реляционного подхода (Аристотель, Лейбниц, Гегель) воспринимали время и пространство как отношения, образуемые взаимодействием материальных объектов.
В настоящее время более достоверной (исходя из достижений науки) выглядит реляционная теория, исходя из которой:
– время – форма бытия материи, которая выражает длительность существования материальных объектов и последовательность их изменений в процессе из развития;
– пространство – форма бытия материи, которая характеризует ее протяженность и взаимодействие материальных объектов между собой.
Время и пространство тесно переплетены между собой. То, что совершается в пространстве, происходит одновременно и во времени, а то, что происходит во времени, находится в пространстве.
5. Время, тем не менее, оказывается более сложной для восприятия категорией, поэтому, кроме упомянутых, существует еще несколько концепций понимания времени:
– статическая концепция: события прошлого настоящего и будущего существуют реально и, в известном смысле, одновременно, а становление и исчезновение объектов – это иллюзия, возникающая в момент осознания того или иного изменения. Различие между прошлым настоящим и будущим здесь то же, что и различие между точками пространства (количественное).
– динамическая концепция: реально существуют только события настоящего времени, тогда как события прошлого и будущего уже или еще реально не существуют.
– циклическая концепция: время движется по замкнутому кругу, периодически возвращаясь к исходной точке. Эта концепция характерна, прежде всего, для мифологических и, отчасти для натурфилософских представлений.
– линейная концепция: предполагает однонаправленное развертывание времени без возвратов и повторений (хотя в некоторых вариантах линейной концепции и предполагается обратимость времени).
Дата: 2019-02-19, просмотров: 315.