Философия истории К. Маркса и Ф. Энгельса
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Поскольку оба эти философа являлись материалистами, то считали: раз история материальна, то она познаваема. Её главным двигателем развития был не Бог, Мировой дух, или человек, а характер товарно-денежных отношений. Когда он изменялся, то происходила смена очередного периода в развитии истории. Такие периоды Маркс называл общественно-экономические фармации, и выделял пять основных:

1) первобытно-общинная;

2) рабовладельческая;

3) феодальная;

4) капиталистическая;

5) социалистическая.

Для справки. Философия Маркса-Энгельса является третьим этапом развития диалектики ( первый этап-«стихийная диалектика древних», второй – диалектика Гегеля»). Следовательно, на них оказали влияние законы диалектики, сформулированные Гегелем, в особенности – третий. Согласно закону отрицания отрицания, развитие мира должно носить постепенный характер: пока не сформируется одна стадия-другая не сможет начать формироваться на ёё основе. Именно поэтому Маркс был убеждён. что его экономическая модель нереализуема в России. Он объяснял это тем ,что российский капитализм ещё недостаточно сформировался для перехода к социализму.

Ключевыми понятиями философии истории Маркса-Энгельсва являются: базис – производственные отношения и надстройка - система частной собственности. Они находятся между собой в состоянии конфликта: человек всегда стремится получить больше. чем он сможет купить или владеть.

Производственные отношения – совокупность материально-технических, человеческих и финансовых ресурсов, направленных на производство материальных благ.

       «Россия и Европа» Николая Данилевского

Н.Я. Данилевский является одним из ведущих представителей славянофилов, автором своеобразного научного манифеста их движения – книги «Россия и Европа». В данном труде он рассматривает историческую взаимосвязь развития двух этих цивилизаций, вводя для этого понятие культурно-исторический тип (К.И.Т.). Сам автор определяет К.И.Т. как  уникальную цивилизацию, обладающую неповторимыми особенностями в сферах культуры, религии, политики и экономики.

Каждый из них, по мнению Данилевского. существует благодаря одному из четырёх оснований: культурное, политическое, религиозное, общественно-хозяйственное. Уникальность российского К.И.Т. в том. что он, существуя, объединяет в себе все эти основания. Но его главное преимущество над европейским заключается в том, что российский К.И.Т. является носителем подлинной духовности, выражающей самую суть христианской веры. Европа утратила эту способность, поэтому, по мнению Н.Д., может вступить в эпоху кризиса. Россия же, наоборот, в будущем способна стать Всемирной Православной Цивилизацией.

Автор считает, что исторически Европа всегда стремилась использовать Россию в своих целях, но это не всегда удавалось сделать. Несмотря на это, Н.Д. не призывает к вражде России и Европы. Напротив , он считаем, что поскольку у двух этих цивилизаций общие культурные основания, то они могут мирно сосуществовать.

«Закат Европы» Освальда Шпенглера

Данная работа является этапной для целого ряда гуманитарных наук ,среди которых – философия, история, культурология. Написанная после Первой мировой войны, эта книга прежде всего даёт ответ на вопрос: в чём причина кризиса европейской цивилизации? Сам Шпенглер отвечает на это вопрос так: развитая цивилизация почти всегда способна стать причиной гибели культуры. Наиболее развитой культурой своего времени он считает европейскую, а точнее- немецкую, называет её «культурой Фауста»

Для справки. В поэме Иоганна Гёте «Доктор Фауст» рассказывается история сельского врача, заключившего сделку с дьяволом: душа в обмен на все мыслимые жизненные удовольствия. Аллегория с между немецкой культурой и этой книгой в том, что последняя сочетает в себе стремление к созиданию и саморазрушению.

Средний возраст существования культуры и цивилизации, по Шпенглеру, 1500 тысячи лет. По окончанию этого времени начинается период упадка. Австрийский мыслитель предлагает географическую классификацию цивилизаций, согласно которой каждая из них должна называться в честь той географической области, где возникла. Основных культур он выделяет девять.

В книге «Годы решений» Шпенглер делает ряд прогнозов дальнейшего развития европейской цивилизации. В частности, он пишет, что в будущем для неё сформируются два типа угроз: «жёлтая» и «чёрная». Первая связана с культурным, экономическим и политическим подъёмом азиатских государств, который ,по прогнозу Шпенглера, должен произойти в ХХ веке. Вторая связана с усилением исламской цивилизации, результатом которой может стать гибель цивилизации европейской.

«Постижение истории» Арнольда Тойнби

Британский историк, в отличие от Шпенглера, предлагал религиозную классификацию цивилизаций, так как считал, что в основе любой из них находится определённая религия ( христианская, иудейская, исламская и т.д.) Именно она является источником базовых ценностей, в соответствии с которыми развивается цивилизация.

В своём развитии каждая из них проходит через две стадии: 1) вызов – давление со стороны внешней среды ( войны, революции, катастрофы, экономич. кризисы); 2) ответ – способность цивилизации отвечать на вызов путём напряжения всех своих ресурсов. По мнению А.Т., цивилизация, неспособная ответить на вызов. обречена на гибель.

Большую роль в развитии цивилизации А.Т. признаёт за элитами. Зацикленность элит на личном обогащении и неэффективное управление государством и обществом способно также привести к гибели цивилизации. Данную ситуацию А.Т. называет «закон государственного самоубийства элит».

Дата: 2019-02-19, просмотров: 210.