формулировка: всё в мире состоит из противоположностей, которые, будучи едиными по своей природе, находятся друг с другом в отношениях противоречия, и даже борьбы;
объяснение: данный закон нужен прежде всего для того, чтобы объяснить противоречивую природу процесса развития окружающего мира;
пример: член Евросоюза Греция несколько лет не платила по долгам, но при этом получала субсидии и кредиты от других стран ЕС. При этом руководство страны осознавало, что с каждым новым принятым кредитом Греция лишь увеличивает свой долг и уменьшает шансы его выплатить в ближайшем будущем;
- человек, страдающий ожирением или сахарным диабетом, употребляет в пищу сладкое и мучное, хотя осознаёт ,что подвергает себя и своё здоровье смертельному риску.
5) закон перехода количества в качество;
формулировка: необходимым условием количественных изменениях являются изменения в качестве объекта или явления;
объяснение: для развития любой системы крайне важно, чтобы количество ресурсов и усилий, вкладываемых в процесс развития, соответствовал качеству получаемых результатов. Если количество не соответствует качеству, то развитие системы способно войти в фазу кризиса.
Пример: по данным ВОЗ (Всемирная Организация Здравоохранения) Россия занимает первое место по количеству работающих врачей в Европе. При этом, согласно рейтингу ВОЗ самых здоровых стран мира Россия занимает 97 место из 150-ти ( информация на весну 2013 года, источник : сайт ВОЗ, русская версия)
- США занимает первое место в мире по расходам на развитие медицины, но при этом – 17 среди здоровых стран.
Обратный пример: Сингапур тратит на развитие медицины в разы меньше, чем США, и по данным ВОЗ занимает первое место в мире среди здоровых государств (на весну 2013г.);
- на производство фильма Стивена Спилберга «Челюсти» было потрачено 7 млн.долларов, кассовые сборы в прокате составили 290 млн. долларов
6) закон отрицания отрицания:
формулировка: новое всегда занимает место старого, со временем так же устаревая.
объяснение: Гегель категорически возражал против любых революций, считал, что они могут быть лишь источниками кризисов в развитии государства; в этой связи он считал, что любые перемены в развитии любой системы должны происходить постепенно, то есть эволюционно.
пример: основными понятиями диалектики Маркса являются базис (производственные отношения) и надстройка (система частной собственности); человек не сможет владеть чем-либо, пока он это не произведёт ,следовательно, базис должен предшествовать надстройке;
- Китай, проводя последовательную политику реформ с конца 70-х гг. ХХ века, постепенно из отсталого государства превратился в одно из наиболее влиятельных в мире; при этом Китай сохранил коммунистический строй, но установил рыночную экономику.
Третий исторический этап в развитии диалектики был связан с творчеством Карла Маркса и Фридриха Энгельса. Они, как и Гегель, применяли диалектику к исследованию исторического процесса. Свои мысли по этому поводу немецкие мыслители изложили в книгах «Капитал» и «Анти-Дюринг».
Для справки. У Маркса и Энгельса было достаточно критиков и при жизни, и после смерти. Самыми активными из них были Марсель Прудон, критиковавший экономические воззрения Маркса и Евгений Дюринг – главный противник историко-философской теории Энгельса. Для того, чтобы ответить на критику и при этом сохранить лицо, Маркс и Энгельс опубликовали две книги: «О положении рабочего класса в Англии 19в.» и «Анти-Дюринг».
В отличие от Гегеля, Маркс и Энгельс считали , что история материальна, а потому человек может не только познать её, но и влиять на неё. Всё историческое развитие они сводили к изменению способа производства и распределения материальных благ. Диалектика истории заключалась прежде всего в том, что человек всегда будет желать обладать большим, чем он может произвести. Следовательно, история станет ареной борьбы за производственные отношения.
В диалектике выделяют следующие категории:
Для справки: Категории диалектики употребляются парно. Это делается для того, чтобы подчеркнуть противоречия между ними. Вообще любые категории диалектики могут вступать друг с другом в три типа отношений:
1) гармония – означает совпадение категорий
2) дисгармония – говорит об частичном несоответствии категорий друг другу;
3) конфликт – полное несовпадение категорий.
Рассмотрим на примере пары категорий форма-содержание:
1) гармония: у условной фирмы есть уставной капитал, офис в центре города, большой штат сотрудников(ф); при этом её финансовая документация прозрачна, она ведёт дела открыто, имеет репутацию надёжного партнёра(с);
2) дисграмония: у условной фирмы есть уставной капитал, офис в центре города, большой штат сотрудников(ф); она не регулярно платит налоги, производит выплаты по кредитам, задерживает сроки выполнения заказов(с);
3) конфликт: у условной фирмы есть уставной капитал, офис в центре города, большой штат сотрудников(ф); фирма является подставной, существует лишь юридически, но не фактически, её главная задача – отмывание денег (с)
Форма – категория, обозначающая совокупность внешних признаков объекта и явления.
Пример: внешность человека, обложка книги, резюме для приёма на работу.
Содержание – категория, обозначающая совокупность внутренних свойств объекта или явления.
Пример: состояние здоровья человека, сюжет фильма, ДНК.
Возможность – категория, обозначающее событие, которое может произойти с известной степенью вероятности
Пример: возможно, что на президентских выборах в США победит женщина
Действительность – категория, обозначающая реальное положение объекта или явления
Пример: Хиллари Клинтон может и не стать президентом США, поскольку против неё её возраст, серьёзные соперники; кроме того ,это выглядит слишком радикальным даже для демократической политической культуры США.
Необходимость – категория, обозначающая событие или явление, обусловленные определёнными закономерностями
Пример: на предстоящем чемпионате Европы по футболу сборная Германии может рассчитывать на попадание в финал, так как является действующим чемпионом мира
Случайность – категория, которая обозначает событие, происходящее вопреки нормам, законам и даже логике
Пример: изобретение А. Флемингом пеницилина или открытие Д. Менделеевым периодической таблицы элементов.
Количество – категория, обозначающее категория, выражающая внешнее, формальное взаимоотношение предметов или их частей, а также свойств, связей: их величину, число, степень проявления того или иного свойства.
Пример: статистика социологического исследования, бюджет любой страны.
Качество – совокупность свойств предмета и объекта, выражающая степень его полезности или пригодности к чему-либо.
Пример:
Явление – понятие, обозначающее чувственно воспринимаемое событие
Пример: в древние времена внезапное ухудшение погодных условий толковалось как гнев богов.
Сущность – понятие, раскрывающее внутреннюю структуру явления
Пример: с течением времени и развитием науки выяснилось, что у метеоявлений физическая, а не божественная природа.
Мера – категория, выражающая единство качественных и количественных характеристик предмета
Среди принципов диалектического мышления можно выделить следующие:
1.Принцип развития (или принцип историзма) исходит из того, что любое явление, событие - это процесс, в котором всегда есть рождение (возникновение), становление, гибель (уничтожение) и появление на старой основе нового качества и так до бесконечности. Принцип развития предписывает нам в познании объекта ответить, по крайней мере, на четыре вопроса.
1). Генезис. Как, из чего, в силу каких причин возник данный объект.
2). Прошлое (история объекта). Какие этапы объект прошел в своем развитии? Как эти этапы связаны между собой? Что на каждом из этапов объект утрачивал и что приобретал нового? Какие возможности реализованы в развитии объекта, какие - нет?
3). Настоящее. Если объект продолжает актуально существовать, то необходимо ответить на вопрос: чем он является теперь?
4). Будущее. Каковы основные тенденции развития объекта? Какие существуют альтернативные пути реализации этих тенденций в будущем (прогноз как необходимый элемент принципа развития).
II. Принцип всеобщей связи: чтобы понять суть объекта, необходимо исследовать многообразие его внешних и внутренних связей; выделить среди этого многообразия законы, т.е. существенные, общие, необходимые, повторяющиеся связи. Связь определяется как взаимообусловленность существования явлений, разделены в пространстве и (или) во времени. С выявления закономерных связей начинается научное познание; а для философского познания характерно изучение универсальных связей, например, детерминизма - причинно - следственной связи. Основные универсальные связи являются элементами в системе диалектики (подробнее см.: Система диалектики).
Конкретным проявлением принципа всеобщей связи является системный подход. Методологическая специфика системного подхода определяется тем, что он ориентирует исследование на раскрытие целостности объекта и обеспечивающих ее механизмов, на выявление многообразных типов связей сложного объекта и сведение их в единую теоретическую картину (систематическая модель объекта). Методологическая эффективность системного подхода объясняется следующими причинами.
Во-первых, он позволяет изучать сложные объекты, расширять границы познаваемой реальности (например, понятие биосферы и ноосферы в концепции В.И.Вернадского, понятие биогеоценоза в современной экологии, оптимальный подход в управлении и т.п.).
Во-вторых, он ориентирует на изучение целостности объекта не только путем фиксации множества разнообразных разнотипных связей, но через представление всех связей как логически однородных, допускающих сравнение и сопоставление. В этом процессе важно правильно выбрать критерии расчленения и "единицу" анализа (например, товар в экономическом учении Маркса, тип взаимодействия в общей теории поля, биогеоценоз в экологии).
В-третьих, для сложных объектов возможно несколько расчленений по различным критериям и основаниям (в объекте вычленяют несколько подсистем и прослеживают связи между ними).
Принцип противоречия ориентирует нас в постижении сущности объекта на анализ его основных противоречий. Из всего многообразия связей вычленяются основные противоречивые связи, т.к. они с точки зрения диалектики являются источником развития объекта. Противоречие - это взаимодействие противоположных, взаимоисключающих сторон и тенденций в объекте, которые вместе с тем находятся во внутреннем единстве и взаимопроникновении, выступая источником саморазвития бытия. Противоречие - это одновременно и единство, и борьба противоположностей. Противоположность определяется как существенное различие (т.е. не любые различные стороны, части объекта могут быть противоположностями, а лишь те, которые представляют различие в рамках одной сущности).
Выводы:
1) диалектика изучает прежде всего внутренне противоречивый характер процесса развития мира на основе установления всеобщих и универсальных связей;
2) включает в себя три этапа исторического становления;
3) реализуется через систему принципов, категорий и законов;
4) при создании трёх законов диалектики Г. Гегель во многом ориентировался на три закона логики Аристотеля;
5) главным антиподом диалектики в философии является метафизика, отрицающая идею всеобщей противоречивости происходящих в мире процессов и явлений.
Конспект лекции на тему: Философская антропология
Философская антропология это: 1) специальная философская дисциплина, занимающаяся проблематикой человека. В качестве таковой активно оформляется на протяжении последней четверти 20 в., впитывая свою тематику из общей философии;
2) есть совокупность антропологических концепций, возникших в неклассической и постклассической философии в результате так называемого антропологического поворота (предметом осмысления начинает выступать не бытие само по себе, а разъяснение и раскрытие смысла человеческого бытия).
Для справки. Впервые этот поворот был осуществлен Л. Фейербахом (а в русской философии Н.Г. Чернышевским), который сформулировал «антропологический принцип» философии. Антропологический принцип провозглашает человека исходным пунктом и конечной целью философии (согласно Фейербаху, необходимо «посредством человека свести все сверхъестественное к природе, и посредством природы все сверхчеловеческое свести к человеку»).
Мировоззренческой установкой и стержнем всех изысканий философской антропологии является человек и только человек. В этом смысле философская антропология может быть названа антропоцентристским философским учением, поскольку человек в ней — центральная ось, вокруг которой оформляются и все другие проблемы бытия в мире.
Одним из родоначальников современной философской антропологии был известный немецкий мыслитель Макс Шелер (1874—1928). В ряде своих работ он констатирует кризисность развития современной ему западно-европейской культуры и пытается найти и показать выход из этого состояния кризиса. М. Шелер формулирует предмет философской антропологии. С его точки зрения, философская антропология - это наука о сущности и структуре сущности человека.
Характеризуя вклад М Шелера в создание и осмысление философской антропологии, обратим внимание на два важнейших положения его учения:
Во-первых, для М. Шелера первичным в системе «человек—общество» является человек как некий центр, в котором пересекаются его различные связи с миром. Он пытается найти и определить сущность этого центра — персонального бытия человека, понять единичность (уникальность), самоопределяемость (свободу) и саморегуляцию (целостность) человека как центра мира. При этом подлинным персональным бытием личности, где имеет место и единичность, и самоопределяемость, и саморегуляция, с его точки зрения, выступает любовь (любящее бытие).
Во-вторых, антагонизм личности и общества, равно как и саморазорванность личности определяют шелеровское представление о человеке как существе, в котором пересекаются две его сферы (атрибута). Этими двумя атрибутами, составляющими сущность человека, являются: «порыв» - это влечения, аффекты человека, т. е. все, что несет собой природное, органическое в жизни и «дух», как единство того, что именуют разумом и переживаниями.
Шелер выделял три типа наук, в соединении с которыми должна развиваться философская антропология:
1) естественные науки – формируют точную картину мира;
2) религия – формирует ценности общества;
3) философия – формирует критический взгляд на мир и место в нём человека.
Ключевые мысли о развитии философской антропологии Шеллер изложил в книге «Положение человека в космосе».
Дата: 2019-02-19, просмотров: 335.