Антропологический материализм Людвига Фейербаха
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Его философия во многом основывалась на критике идеализма Гегеля. По мнению Фейербаха, тот пытался рационализировать теологию, в то время как основной задачей философии должна быть критика религии. Свои взгляды по данной проблеме он обобщил в книге «Сущность христианства». В этой работе Фейербах утверждает, что религия обычно используется правящей элитой для подавления и подчинения себе граждан государства. Религия же, по мнению Фейербаха, должна прежде всего выражать внутренние психологические переживания человека. Это объясняется тем, что сам философ был последовательным сторонником сенсуализма, и считал, что бытие и мышление должны быть едины в такой материальной субстанции, как человек. Чувства выступают у Фейербаха главным источником истинного знания. Идеализм в философии отрицает значимую роль чувств в процессе познания мира, поэтому должен быть заменён на материализм.

Способность человека воспринимать окружающий материальный мир и правильно понимать свои психические переживания, как считал Фейербах, делает его независимым от религии. В жизни человек должен руководствоваться принципом разумного эгоизма, т.е. всегда блюсти прежде всего свои собственные интересы. Одним из препятствий к этому так же является религия. Воля человека должна прежде всего проявляться в способности достичь счастья. Конфликт между личным счастьем и общественным благом является одним из труднейших в жизни человека. Религия, как считал Фейербах, слишком сильно ставит человека в зависимость от общего блага, что противоречит его изначально эгоистичной природе.

Вопросы:

1.Общие характеристики немецкой классической философии.

2. Иммануил Кант как основатель немецкой классической философии. Его взгляды на проблему познания.

3. Моральная философия И. Канта.

4. Социально-философские взгляды И. Канта (проблема «вечного мира»).

5. Философия истории Г. Гегеля.

6. Г. Гегель как создатель диалектики.

7. Субъективный идеализм И. Фихте. Наукоучение.

8. Философия природы Ф. Шеллинга.

9. Антропологический материализм Л. Фейербаха.

10. Социально-философские взгляды И. Фихте.

 

Темы докладов:

1.Современная актуальность теории «вечного мира» И. Канта.

2. Антиномии познания в философии И. Канта (с примерами).

2. Применение законов диалектики к изучению мира и человека.

3. «Тимос» как уникальное свойство личности в философии Г. Гегеля.

4. Проблемы взаимодействия человека и природы в современной философии.

5. Восприятие логики исторического процесса при помощи диалектики. 

6. Сравнительный анализ субъективного и объективного идеализма Ф. Шеллинга и И. Фихте.

7. Проблема свободы в философии Ф. Шеллинга.

8. Современная актуальность политических взглядов И. Фихте.

 

 

Конспект лекции на тему: «Философия жизни и экзистенциализм».

Философия жизни – это направление западноевропейской философии кон. 19 – нач. 20 в., представители которого, придерживаясь разных философских позиций, выступали против классического идеала рациональной философии. Характерным для этого течения являлось большее внимание к проблеме человека, попытки рассмотреть его в «целостности» и во всем многообразии его душевных сил или выделить отдельные аспекты его природы в качестве основных, фундаментальных. ( Источник информации: Новая философская энциклопедия под ред. В.С. Стёпина, М.: Мысль, 2010.)

Для справки. Само понятие «философия жизни» (Lebensphilosophie) было впервые употреблено в анонимно появившемся трактате «О моральной красоте и философии жизни» (авт. Г.Ширах).

       Одной из характеристик «философии жизни» является её иррационализм. Известным представителем иррационалистической философии является Артур Шопенгауэр (1788-1860). Главной чертой его философской системы был волюнтаризм – тип мировоззрения, выделявший волю человека как качество, при помощи которого он может творить свою судьбу. В свою очередь, основным понятием научной системы этого философа является воля. Под ней он понимал основу всего сущего, принцип, в соответствии с которым происходит развитие мира и человека.

       Свой волюнтаризм Шопенгауэр обосновывал с позиции закона достаточного основания: всё в мире происходит потому, что для этого есть достаточное основание. В понимании немецкого мыслителя, главным основанием жизни человека является воля: если её достаточно, то человек способен привести мир в соответствие со своими представлениями. Под представлениями Шопенгауэр понимал сознательное восприятие человеком мира, которое он осуществляет с помощью непосредственного познания, отвлечённого познания и интуиции. Более подробно он развил эти взгляды в книге «мир как воля и представление».

       В целом для философии Шопенгауэра характерен пессимизм. Так, например, он не верит в возможность человека достичь своего счастья и глобально изменить мир; счастье в его понимании всего лишь временное освобождение от страданий. Воля человека, по словам мыслителя, всегда будет слабее воля общества и государства.

 

                   Философия жизни Фридриха Ницше

       Ф. Ницше является основоположником Ф.Ж. и её наиболее известным представителем. Во многом его философская система основывалась на критике Шопенгауэра. Так, в отличии от него, Ницше был уверен, что с помощью воли человек способен достичь многого. Ключевым понятием его философии является «воля к власти» - качество человеческой личности, при помощи которого человек способен определять не только собственную судьбу, но и судьбы других людей. Сам Ницше выделяет несколько видов воли:

1) «воля к жизни» - стремление человека выживать вопреки любым обстоятельствам;

2) «бессознательная воля» - инстинкты человека, помогающие достигать своих целей;

3) «воля к власти» - сознательное стремление человека к обладанию властью, двигатель всех его поступков; ей мог обладать только сверхчеловек. («Воля к власти»).

       Большое внимание в своей философии Ницще уделял критике религии, а точнее – христианства. Немецкий философ считал, что любая религия – и больше всего христианская – делает человека слабым, подавляет его волю к власти. Добродетели христианства, такие как смирение, прощение и т.д. Ницше считает глубоко враждебными для любого человека. Сами по себе идеи христианства устарели и, как считал Ницше, не способны дать людям ни спасение, ни истинное знание. Современная цивилизация не испытывает нужды в религии и Боге, а потому, словами Ницше: «Бог умер»(«Антихрист»).

       Культура также, по замыслу философа, должна быть свободна от религии. Строго говоря, в развитии культуры Ницше выделял два начала: «апполоновское» - рациональное, творческое начало, направленное на созидание и преумножение культуры (названо в честь бога-покровителя искусств Аполлона); «дионисийское» - иррациональное начало, основанное на энергии хаоса и разрушения (названо в честь бога праздников и удовольствий Диониса).

Любая культура связана с определённой системой ценностей. Ницше считал, что в современную ему эпоху настало время переоценки ценностей – отказа от всего, что устарело в пользу нового, неизведанного. Кризис ценностей, как он считал ,во многом вызван тенденцией к нигилизму – мировоззрением, в основе которого идея отрицания общепринятых норм, ценностей и идеалов( Источник информации: Новая философская энциклопедия под ред. В.С. Стёпина, М.: Мысль, 2010.)

«Творческая эволюция» Анри Бергсона.

Значительный вклад в развитие идей Ф.Ж. внёс французский философ А. Бергсон (1859-1941). Его основные произведения: «Творческая эволюция», «Материя и память» и др. Главным для его философии понятием является жизненный порыв – понятие ,с помощью которого автор обозначает развитие жизни мира и человека во всей её полноте. Он выделял три его формы: чувствительность, интеллект и инстинкт. Определяющим для человека Бергсон считал интеллект, при помощи которого человек изобретает механизмы познания и преобразования окружающего мира. Инстинкт, в свою очередь, служи основой для интуиции, которая составляет основу творчества человека. Инстинкт и интеллект, как считал автор, представляют собой две разные формы жизни, которым свойственны противоположные функции. Если интеллект отвечает за механический процесс познания мира, то инстинкт связан с творчеством в жизни человека, основой для интуиции. Именно в развитии интуиции и связанных с ней творческих, духовных способностей человека Бергсон видит и главное условие развития мира, преодоления тенденций к круговороту, регрессу.

       Поскольку Бергсон признаёт огромную роль интуиции в творческой, научной и познавательной деятельности человека, то его философию по-другому называют интуитивизмом. Интуиция в его понимании может быть как интеллектуальной, как и чувственной; применение каждой из них зависит от степени сложности той задачи, которую ставит перед собой человек.

Для справки. Бергсон является автором одного из ключевых для западной философии понятий – открытое общество. Данное понятие он впервые употребил в книге «Два источника морали и религии», и понимал под ним общество, основанное на идеалах морали, нравственности и личной свободы человека.

Это понятие получило большое развитие в социальной философии ХХв. ,главным образом в книге Карла Поппера «Открытое общество и его враги». Главная идея книги заключалась в том, что вся история человечества – это борьба двух типов обществ: открытого – демократического и закрытого – тоталитарного.

 

 «Философия экзистенциализма»

Само понятие экзистенциальная философия впервые употребил Фридрих Шеллинг. Под ней он понимал философское направление, выдвигающее на передний план вопрос о смысле жизни уникальной человеческой личности, о её индивидуальном способе бытия (источник информации: Словарь философских терминов под ред. В.Г. Кузнецова. М.,2012.с. 691). Как философское направление Э. оформился в ХХ в. Его возникновение обусловили мировые кризисы, войны. революции начала столетия, а также резкое увеличение темпов научно-технического прогресса. В этих условиях философии было необходимо предложить новый подход к осмыслению бытия человека, именно им и стал Э.

Одним из основоположников Э. является датский философ Серен Кьеркегор (1813-1855). С таких работах, как «Или-или», «Страх и трепет», «понятие страха» и др. он сформулировал проблему «поворота к человеку», который должен был неминуемо произойти в философии. Как считал сам философ, эта наука уделяет недостаточное внимание проблемам, составляющим самую суть человеческого существования. Эту ситуацию нужно исправить, и сделать это можно лишь в том случае, если философия буквально повернётся лицом к человеку. Кьеркегор считал, что жизнь человека проходит между двух полюсов:

1) неподлинное существование – в его условиях человек живёт в зависимости от общества и окружающих его людей;

2) подлинное существование – человек осознаёт совё предназначение, обретает собственное «я»; именно это состояние и называется экзистенцией.

Сам человек не сразу приходит к осознанию необходимости поиска смысла существования. К этому он проходит три этапа:

1) эстетический – когда человек живёт только для себя4

2) этический – человек осознаёт, что в его жизни есть долг не только перед собой , но и перед другими;

3) религиозный – когда человек осознаёт своё предназначение.

Каждому из этих этапов, по замыслу Кьеркегора, соответствуют три типа отчаяния. Это состояние не воспринимается философом как однозначно негативное, по его мнению отчаяние – неизбежный спутник процесса обретения человеком самого себя и смысла своего существования:

 1) отчаяние -  возможность связано с необходимостью человека выбрать то, по какому пути будет развиваться его существование;

2) отчаяние - вызов: человек, обретая смысл существования, вынужден бороться с миром, обществом, окружающими людьми;

 

3)отчаяние желание быть собой – стадия обретения человеком подлинного смысла своего существования.

 

Дата: 2019-02-19, просмотров: 271.