формулировка: всё в мире состоит из противоположностей, которые, будучи едиными по своей природе, находятся друг с другом в отношениях противоречия, и даже борьбы;
объяснение: данный закон нужен прежде всего для того, чтобы объяснить противоречивую природу процесса развития окружающего мира;
пример: член Евросоюза Греция несколько лет не платила по долгам, но при этом получала субсидии и кредиты от других стран ЕС. При этом руководство страны осознавало, что с каждым новым принятым кредитом Греция лишь увеличивает свой долг и уменьшает шансы его выплатить в ближайшем будущем;
- человек, страдающий ожирением или сахарным диабетом, употребляет в пищу сладкое и мучное, хотя осознаёт ,что подвергает себя и своё здоровье смертельному риску.
2) закон перехода количества в качество;
формулировка: необходимым условием количественных изменениях являются изменения в качестве объекта или явления;
объяснение: для развития любой системы крайне важно, чтобы количество ресурсов и усилий, вкладываемых в процесс развития, соответствовал качеству получаемых результатов. Если количество не соответствует качеству, то развитие системы способно войти в фазу кризиса.
Пример: по данным ВОЗ (Всемираня Организация Здравоохранения) Россия занимает первое место по количеству работающих врачей в Европе. При этом, согласно рейтингу ВОЗ самых здоровых стран мира Россия занимает 97 место из 150-ти ( информация на весну 2013 года, источник : сайт ВОЗ, русская версия)
- США занимает первое место в мире по расходам на развитие медицины, но при этом – 17 среди здоровых стран.
Обратный пример: Сингапур тратит на рзвитие медицины в разы меньше, чем США, и по данным ВОЗ занимает первое место в мире среди здоровых государств (на весну 2013г.);
- на производство фильма Стивена Спилберга «Челюсти» было потрачено 7 млн.долларов, кассовые сборы в прокате составили 290 млн. долларов
3) закон отрицания отрицания:
формулировка: новое всегда занимает место старого, со временем так же устаревая.
объяснение: Гегель категорически возражал против любых революций, считал, что они могут быть лишь источниками кризисов в развитии государства; в этой связи он считал, что любые перемены в развитии любой системы должны происходить постепенно, то есть эволюционно.
пример: основными понятиями диалектики Маркса являются базис (производственные отношения) и надстройка (система частной собственности); человек не сможет владеть чем-либо, пока он это не произведёт ,следовательно, базис должен предшествовать надстройке;
- Китай, проводя последовательную политику реформ с конца 70-х гг. ХХ века, постепенно из отсталого государства превратился в одно из наиболее влиятельных в мире; при этом Китай сохранил коммунистический строй, но установил рыночную экономику.
Впрочем, по мнению Гегеля, история была непознаваема для человека. Будучи идеалистом, философ считал, что историю творит идельаная сущность – Мировой дух. Человек. Поскольку его разум ограничен, не способен познать мировой дух, а следовательно и саму историю. Именно поэтому человек обречён периодически повторять в истории одни и те же ошибки. В книге «Философия истории» Гегель так и написал об этом: «…история учит лишь тому, что она никогда ничему не научила ни один народ».
Наукоучение Иоганна Фихте
Философия Фихте относится к субъективному идеализму, выражением которого является теория наукоучения. Понятием наукоучение обозначается комплекс сочинений, посвящённый развитию и переработке Фихте своего учения о науке. Он считал, как и Кант, что философия должна стать строго научной, а остальные науки должны обрести в ней свой фундамент. Главной чертой научного знания должна быть его систематическая форма; в соответствии с ним все положения науки выводятся из одного принципа, который обеспечивает как единство и системность знания, так и его достоверность. Этот исходный принцип Фихте определяет как первое основоположение; он должен обладать достоверностью и истинностью.
Фихте является создателем так называемой «я-концепции». В соответствии с ней индивид-«я» противостоит окружающему его миру- «не-я». Эти отношения немецкий философ описывает по схеме тезис - антитезис - синтез. Её суть в том, что даже противопоставляя себя друг другу, общество и индивид являются единым целым. существующим в рамках определённых норм, правил и законов. Общество способно влиять на индивида точно так же, как и индивид на общество. Это взаимовлияние, как считает Фихте, и составляет основу развития цивилизации.
Правовые нормы не суть нечто произвольно установленное человеком: нет, право есть непосредственное условие для проявления практическим «я» его деятельности, и лишь в силу реализации этой деятельности становится возможной и нравственность. На этом пункте Фихте расходится с Кантом, для которого правовые нормы были выводными из нравственного закона.
Фихте обособляет область юридическую от моральной. Право делает возможной и осуществимой нравственность, но оно не тождественно с нею. Нравственный закон есть веление совести, имеющее всеобщее и необходимое значение, — соблюдение правовых норм условно, предполагает обоюдность, взаимность; мораль распространяется на намерения — право касается лишь поступков, составляя как бы низшую ступень развития практического «я», которое в нравственности достигает наивысшей ступени.
Таким образом, Фихте видит в государстве средство для реализации права. Не вдаваясь в исследование вопроса о том, какая должна быть форма правительства, Фихте настаивает на учреждении особого органа для надзора за правительством и для созвания народа при нарушении закона. Таковы эфоры, посредники между народом и правительством. Они не располагают никакой положительной властью: они могут только приостановить деятельность правительства и созвать народ на суд — следовательно, в их руках отрицательная власть.
Свои взгляды на право и историю Фихте изложил в книге «Замкнутое торговое государство». В нём он анализировал идеальную модель государства, прообразом которой являлась Спарта. Это государство существовало как замкнутая обособленная система, обладающая собственным политическим строем и экономикой. Однако Фихте видел в этом негативный пример политической организации и доказывал, что такое государство в принципе не может существовать в современном мире. Подобно тому, как человеку необходимо общаться с другими людьми для того, чтобы быть цивилизованным, точно так же и государство должно взаимодействовать с себе подобными - экономически, политически, а главное – культурно.
Дата: 2019-02-19, просмотров: 319.