Философия жизни и экзистенциализм
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Вопросы:

1. Иррационализм А. Шопенгауэра.

2. .»Философия жизни» Ф. Ницше.

3. Идея сверхчеловека в философии Ницше.

4. Критика религии в трудах Ф.Ницше.

5. Феноменология Э. Гуссерля.

6. Теория «творческой эволюции» А. Бергсона.

 

Темы докладов:

1.Проблема конфликта воли человека и общества в философии А. Шопенгауэра.

2.Воплощение философии Ф. Ницше в политике и идеологии Третьего Рейха.

3. Конфликт двух начал культуры в философии Ф Ницше.

4. Идея «открытого общества» в философии А. Бергсона.

5. Проблема «жизненного порыва» в творчестве А. Бергсона.

6. Феноменология как универсальная модель познания.

7. Волюнтаризм в философии Шопенгауэра и Ницше: сравнительный анализ.

Конспект лекции на тему: «Русская философия».

Этот период в истории философской мысли чаще всего называют «русская религиозная философия». Это связано с тем, что на формирование отечественной философии большое влияние оказала православная религия. В связи с этим можно выделить несколько отличительных признаков русской философии:

1) связь с религией;

2) исследование социально-философской проблематики;

3) использование художественной литературы для научных и духовных поисков.

В своём развитии русская философия прошла через четыре основных этапа:

1) ранняя философия 9-18 вв.

2) философия 19 в.

3) русская и советская философия 20в.;

4) постсоветская и российская философия конца 20-начала 21-го века.

Наиболее значимым для становления отечественной философии является период 19-го века. Именно в эту эпоху российская философия окончательно сформировала свои предметную и методологическую области, обрела самостоятельный научный статус.

 

Западники и славянофилы

В середине 19 в. в России сформировалась полемика между двумя разными интеллектуальными группами. Одни, возглавляемые Алексеем Хомяковым, считали, что Россия обладает собственным уникальным путём исторического и культурного развития. Другие, сплотившиеся вокруг Петра Чаадаева, были убеждены, что исторически Россия отстаёт от Запада, а потому ей необходимо перенять некоторые черты западной культуры для преодоления этого отставания. Первые вошли в историю как западники, вторые – как славянофилы.

       К западникам, кроме Чаадаева, относятся также В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н. Чернышевский и другие. Именно Чаадаев считал, что историческое отставание России от Запада необходимо устранить, переняв некоторые черты, характерные для западной политической системы, экономики, культуры и т.д. Свои взгляды он изложил в таких произведениях, как «Апология сумасшедшего» и «Философические письма».

Александр Герцен (1812-1870) исследовал разницу западного и российского менталитетов. Он считал, что западному сознанию более присущ дух индивидуализма, в то время как в России люди готовы многим пожертвовать ради общего дела в ущерб самим себе. Эту ситуацию он считал ненормальной и требующей исправления. Герцен был противников любой революции, считал её главным из возможных социальных зол. Будущее России видел в развитии социализма.

Противоположных взглядов придерживался Виссарион Белинский (1811-1848). Он считал, что единственный путь, по которому может пойти Россия – путь революции и свержения монархии. Возможные последствия революции для простого народа его не смущали – Белинский был убеждён, что все жертвы на пути к новой жизни будут оправданы. Придерживался ярко выраженных атеистических взглядов. Больщую часть жизни Белинский работал литературным критиком, поэтому не оставил после себя ярко выраженного философского произведения.

Основателем славянофильства был Алексей Степанович Хомяков (1804-1860). Ключевые идеи своей теории он обобщил в книгах «О старом и новом», «Записки о всемирной истории». Он был активным сторонником идеи сохранения в России института самодержавия как наиболее приемлемого для российского менталитета и культуры. В «Записках о всемирной истории» Хомяков развивает оригинальную историософию. История представляется здесь ареной борьбы двух религиозных начал: иранского и кушитского. Но уже в глубокой древности чистых иранских и кушитских племен не существовало. Этнические стихии оказываются в той или иной степени отмечены присутствием обоих религиозных начал. Чистейшим выражением иранства является христианская религия, особенно в ее православной ветви. Западное христианство и западная культура в большей степени инфицированы кушитством, что находит свое выражение в общей наклонности к рационализму, в политизированности католицизма, буржуазности протестантизма. Именно поэтому, как верил Хомяков, православный славянский мир является провозвестником новой исторической эпохи, которая придет на смену стареющей западноевропейской цивилизации.

Одним из наиболее влиятельных славянофилов был Николай Данилевский (1822-1885). Его авторству принадлежит книга, которая, по сути, является научным манифестом славянофилов – «Россия и Европа». В ней он сформулировал понятие культурно-исторический тип(КИТ) Каждый из них, по мнению Данилевского. существует благодаря одному из четырёх оснований: культурное, политическое, религиозное, общественно-хозяйственное. Уникальность российского К.И.Т. в том. что он, существуя, объединяет в себе все эти основания. Но его главное преимущество над европейским заключается в том, что российский К.И.Т. является носителем подлинной духовности, выражающей самую суть христианской веры. Европа утратила эту способность, поэтому, по мнению Н.Д., может вступить в эпоху кризиса. Россия же, наоборот, в будущем способна стать Всемирной Православной Цивилизацией.

Автор считает, что исторически Европа всегда стремилась использовать Россию в своих целях, но это не всегда удавалось сделать. Несмотря на это, Н.Д. не призывает к вражде России и Европы. Напротив , он считаем, что поскольку у двух этих цивилизаций общие культурные основания, то они могут мирно сосуществовать

Философия русского космизма

Сам по себе космизм – это естественно-научное и религиозно-философское учение, в центре внимания которого находится проблема объяснения развития Вселенной с позиции религии и науки. Базовым понятием здесь является космос, под которым понимают устройство мироздания, включающее в себя как реальный, так и воображаемый миры. Представителями этого направления в философии являются Николай Фёдоров, Владимир Вернандский и Константин Циолковский.

В русском космизме есть два основных направления: естественнонаучное и религиозно-философское. Естественнонаучное течение русского космизма отказывается от идеи природы-автомата и вводит жизнь в самую основу космоса, для него характерно целостное восприятие мира. Религиозно-философское направление русского космизма обеспокоено судьбой человечества, вовлеченного в ритм бесконечного становления истории. Если условием бесконечного прогресса истории является смерть, то, по словам Федорова, необходимо победить смерть, т.е. воскресить все, когда-либо жившее. Поэтически-художественное направление в русском космизме требует обновления способов приобщения человека к абсолютным посылкам культуры путем переосмысления соотношения души и космоса.

Так же в философии русского космизма выделяются две тенденции: органическая и проективистская. Органическая – представлена Вернадским и воплощена в теории биосферы и ноосферы. Проективистская – Федоровым и Циолковским. В терминах проективистского сознания русский космизм сформулировал ответ на вызов человечеству со стороны глобальных проблем: в перспективе человек должен оставить землю и переселиться в космос. В терминах органического сознания русский космизм сформулировал идею пределов роста промышленности в связи с истощением природных ресурсов.

       Главным произведением В. И. Вернандского является «Учение о ноосфере». Под ноосферой им понимается сфера разума, основанная на идеалах науки и гуманизма и созданная благодаря использованию достижений технического прогресса. Само понятие ноосфера в 1927 году впервые употребил французский философ Эдуард Леруа; Вернандский же придал ему дополнительный гуманистический пафос. По его мнению, главную угрозу существования ноосферы составляют проблемы, перед необходимостью решения которых стоит всё человечество. Позднее в ХХ в. эти проблемы будут определены как глобальные.

       Николай Фёдоров (1828-1903) был создателем религиозно-философской концепции «общего дела». Под ней он понимал необходимость борьбы всего человечества со своей самой главной проблемой – физической смертью. Фёдоров не считал, что человечество может обрести бессмертие; он был убеждён, что развитие науки, техники и медицины поможет человеку продлевать себе жизнь до максимально возможного предела. Но в этом философ видел не только торжество прогресса, но и опасность перенаселения планеты. Таким образом, Фёдоров, в след за Вернандским, предвидел возникновение одной из глобальных проблем современности – проблемы перенаселения.

       Одной из главных идей его философии является идея богочеловечества. Её суть состояла в том, что в некоторых поступках человека воплощается божья воля. Именно воля Бога, по мнению Фёдорова, способна помочь человеку в тех случаях, когда бессильны наука и технология. Он считал, что Бог, создав мир и человека, никогда не оставит их в своей заботе, а потому все пророчества о конце света являются лишь интеллектуальной спекуляцией.

Ещё одним влиятельным представителем русского космизма был Константин Циолковский (1857-1935). Некоторые из его идей оказали влияние на создателя российской космонавтики Сергей Королёва. Космическая философия Циолковского – мировоззренческая система, включающая подробно разработанную метафизику и этику, тогда как проблемам теории познания в ней уделялось сравнительно мало внимания. В космической философии синтезированы разнообразные системы западной (Платон, Демокрит, Лейбниц, Бюхнер и др.) и восточной, преимущественно эзотерической, мысли, что обусловило ее глубокую антиномичность. Разрабатывая идею «первопричины», или «причины» Вселенной, Циолковский приписывал ей свойства, обычно рассматриваемые как атрибуты Бога (теизм). Но божественность он приписывал и космосу (пантеизм). «Смысл» Вселенной Циолковский видел в стремлении материи к самоорганизации, возникновении высокоразвитых форм космического разума, способных к преобразованиям космоса с целью решения глобальных проблем. Для освоения космоса необходимо вмешательство в эволюцию вида homo sapiens, совершенствование биологической природы человека путем естественного и искусственного отбора.

 

       Философия всеединства Владимира Соловьёв

Владимир Сергеевич Соловьёв (1853-1900) выступал за единство развития религии и философии, критиковал идею секуляризма. Ключевой идеей его философии является всеединство идея единения человеческого общества и мира в целом, основанная на принципах гармонии и гуманизма. Важнейшим компонентом всеединства является Бог. При этом всеединство может быть как истинным – в этом случае оно приносит пользу всем, и ложным, когда разные части подавляются волей целого.

Другое важное понятие его системы – мировая душа, или софия. Под этим понятием Соловьёв понимал материальное многообразие мира, воплощающее созданное Богом всеединство. Его религиозные идеи легли в основу философии истории. По мнению Соловьёва, исторический процесс состоит из трёх этапов:

1) царство минералов, растительности и животных;

2) царство человека;

3) духовно-человеческое царство.

Но развитие истории , по мнению Соловьёва. невозможно без развития религии. Поэтому трём этапам исторического развития соответствуют три ступени развития религиозного:

1) естественное откровение – для этой ступени характерно постижение человеком Бога как природного существа;

2) трансцендентное откровение – Бог воспринимается не как часть природы ,но как её создатель;

3) положительное откровение – возникновение христианской религии.

Будущее человечества Соловьёв видел в идее теократии – замене светской власти на религиозную. фактически наступление царства Божия на земле. Однако под конец жизни мыслитель разочаровался в этой идее: установление царства Божия он воспринимал как конец истории, вслед за которым следует ожидать пришествие антихриста.

Будучи религиозным человеком, он не отрицал пользу науки и положительно оценивал научное знание. По мнению Соловьёва, истина является результатом объединения философии, науки и богословия. Его основные произведения: «Три разговора», «Духовные основы жизни», «Россия и вселенская церковь».

 

Дата: 2019-02-19, просмотров: 223.