Жюльен Офре де Ламетри (1709-1751)
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

       В философии придерживался материалистических взглядов на развитие мира и место в нём человека. Его основными произведениями были «Естественная история души» и «Человек-машина». Он считал ,что душа – это лишь одно из проявлений материи. Материя самодостаточна, значит человек может творить её и видоизменять, а следовательно не испытывает нужды в Боге.

Мир, по мнению философа, полностью познаваем как разумом, так и органами чувств. В свою очередь, все психические переживания человека являются лишь продолжением процессов физической жизнедеятельности. В книге «Человек-машина» Ламетри развивал идею машинообразности телесных функций человека, считал, что люди – это живые автоматы, чувствующие, мыслящие , стремящиеся к наслаждениям.

Этика Ламетри стояла на позициях утилитаризма (философское направление, признающее смыслом жизни человека обретение личного счастья; всё, что для этого делается, является правильным и оправданным). Он ввёл в научный оборот понятие «потребности», в качестве основных из них считал биологические, то есть потребность в пище и наслаждении. Именно в удовлетворении этих потребностей, по мнению философа, и состоит счастье человека.

Так же Ламетри впервые заявил о существовании зоофитов – организмов, занимающих промежуточное положение между растениями и животными. Позднее это было доказано и признано многими учёными.

                              Выводы:

1) в философии этого периода произошло окончательное отделение науки от влияния церкви и религии;

2) это стало возможным благодаря формированию такого философского направления как научный атеизм;

3) одним из главных предметов философии Нового времени является проблема социально-политического устройства государства.

Вопросы:

1.Социально-политические и идейные предпосылки философии Нового времени.

2. Теория географического детерминизма Ш. Монтескье

3. Критика религии в философии Ф. Вольтера.

4. Теория общественного договора Ж.-Ж. Руссо.

5. Исследование проблемы неравенства в философии Ж.-Ж. Руссо.

6. Материализм и деизм в философии Д. Дидро.

7. Философия материализма Ж. Ламетри

8. Теория разделения властей Ш. Монтескье.

9. Естественно- научный материализм К. Гельвеция.

10. Философские взгляды П. Гольбаха.

Темы докладов:

1.Сравнительный анализ теорий общественного договора Т. Гоббса и Ж.-Ж. Руссо

2. Проблема взаимодействия человека и религии в романе Д. Дидро «Монахиня».

3. Критика религии и изучение оптимизма в романе Ф. Вольтера «Кандид, или оптимизм».

4. Теория «естественного человека» в философии Ж.-Ж. Руссо.

5. Основные идеи книги « Персидские письма» Монтескье.

6. Современная актуальность теории географического детерминизма.

7. Проблема неравенства в современной философии.

8. Реализация принципа разделения властей в современной политике.

Конспект лекции на тему: «Немецкая классическая философия».

       Временный рамки данного периода охватывают начало 18 – первую половину 19 вв. Его основными представителями являются пять немецких философов: Иммануил Кант, Георг Гегель. Иоганн Фихте, Фридрих Шеллинг и Людвиг Фейербах. Четверо из них – Кант, Гегель, Фихте, Шеллинг – принадлежали к идеализму, но Фихте являлся субъективным идеалистом, а Шеллинг – объективным. Фейербах в своей философии отказался от идеализма в пользу материализма, поэтому его творчество ознаменовало собой конец эпохи немецкой классической философии.

       Предметом исследования этих мыслителей были проблемы познаваемости мира человеком, бытия исторического процесса, осмысление бытия человека с позиции науки и религии. Их философия называлась классической потому, что во много основывалась на достижении философии эпохи Античности, и прежде всего таких её представителей, как Платон и Аристотель.

       Метафизика нравственности Иммануила Канта

И. Кант является основоположником немецкой классической философии. Его творчество можно условно разделить на два этапа: докритический и критический. В первом периоде Кант стоял на позициях гностицизма и считал, что возможности человеческого разума познать мир не имеют границ. Во втором периоде философ отказался от этих взглядов в пользу агностицизма и пришёл к выводу, что человеческий разум часто оказывается в плену различных заблуждений, а потому не способен познать мир во всей его полноте.

Ключевым понятием философии Канта является «вещь-в-себе», или ноумен. Под ней немецкий мыслитель понимал сущность всех процессов и явлений окружающего мира, непознаваемую для человеческого разума. Однако это не означает, что человек в ходе процесса познания не способен получать какие-либо знания. Сам Кант выделял два вида получаемых знаний: априорные, или доопытные – знания, изначально существующие в разуме человека; апостериорные – это те знания, которые человек получает в результате познания им окружающего мира. Но сам процесс получения знаний человеком осложняют антиномии- неразрешимые противоречия. Кант выделял четыре антиномии, среди которых:

1) мир конечен, либо мир бесконечен во времени и пространстве;

2) простое и сложное – всё в мире устроено либо просто, либо сложно;

3) свобода или необходимость – в мире всё происходит либо беспорядочно, либо в соответствии с определённым порядком; 

4) существование Бога

Нужно отметить, что кроме юридических норм как в международном, так и в уголовном праве, Кант придавал большое значение нормам нравственным. Этой части своей философии он посвятил отдельную книгу – «Метафизика нравственности». По мнению Канта, юридический закон не всегда способен определять поведение человека, поэтому его необходимо дополнять законом нравственным. Его источник – внутренний мир человека, его совесть. Нравственный закон, в отличие от юридического, обусловлен категорическим императивом, согласно котором закон нужно выполнять вне зависимости от желаний и предпочтений человека. В случае его невыполнения человек оказывается перед судом собственной совести, что, как считает Кант, иногда бывает тяжелее вынести, чем реальное судопроизводство. Именно следование моральному закону способно стать первым шагом к моральной и культурной эволюции человечества, вершиной которой станет состояние «вечного мира».

       Социально-философские взгляды немецкого мыслителя были изложены им в книге «Трактат к вечному миру». Кант считал, что высшая стадия развития человеческой цивилизации настанет тогда. Когда люди смогут окончательно отказаться от насилия как средства решения проблем. Конкретно это должно воплотиться в том, что в мире окончательно прекратятся войны. Однако человечество само по себе не способно долгое время воздерживаться от насилия; сам Кант считал, что «человек по своей природе зол». Поэтому, по замыслу философа, необходимо было создать международную организацию, которая не подчинялась бы ни одному мировому правительству. Её главная задача должна была заключаться в том, чтобы не допускать глобальных военных конфликтов между государствами.

Для справки. Одним из итогов Второй мировой войны стало создание Организации Объединённых Наций (ООН) в 1945 году. Первый пункт первой статьи главы №1 Устава ООН гласит, что одной из целью организации является поддержание международного мира и безопасности, для чего необходимо принимать коллективные меры для устранения угрозы миру и подавлению актов агрессии в соответствии с нормами международного права. (Источник информации: http://www.un.org/ru/sections/un-charter/chapter-i/index.html ).

Дата: 2019-02-19, просмотров: 288.