Биологическое направление философской антропологии
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Одним из самых авторитетных сторонников данного подхода был известный немецкий философ Арнольд Гелен (1904—l976). А. Гелен в своей философии исходит из положения, что человек — это животное биологическое, неспециализированность которого делает его "ущербным существом потому что он (в отличие от других животных) плохо оснащен инстинктами и не может вести чисто естественное существование а ею интеллект и образ жизни обусловлены телесно-анатомически.

Ущербность объявляется источником человеческой активности деятельность, которая есть компенсация изначальной биологической неполноценности человека. Границей жизни для животных является его среда обитания, а у человека это — культура. Именно культура компенсирует—считает А. Гелен — природные недостатки человека При этом культура в его понимании — не есть нечто внутреннее неотделимое от человека - это всею лишь фон, нечто внешнее эрзац существующий сам по себе неподлинный мир компенсирующий человеческую ущербность.

Чтобы определенным образом обосновать такое свое представление о культуре, А. Гелен вводит понятие "культуроформирующей энергии", то есть биологический фактор, который определяет появление культуры как искусственно обработанного и приспособленного человеку мира. Приспособление к миру подразумевает выживание в нём. Чтобы выжить, человек, по Гелену, должен действовать, создавать разные социальные институты, организации, нормы и модели поведения. Множество инстинктоподобных импульсов, считает Гелен, витально определяют плюрализм нравственных и правовых норм. Мотивы же человеческого поведения упираются в биологические механизмы Важнейшую роль в них, по мнению Гелена, играют инстинкты агрессивности и взаимности. Поскольку человек в силу своей ущербности является нестабильным существом, то по природе он неизменно враждебен другому человеку. Культура (государство и другие социальные институты) снимает избыток побуждений человека, отчасти нейтрализуя эту враждебность человека к другим людям. А. Гелен развивает мысль о том, что человек обременен потребностью вырваться из-под давления извне (мира культуры), эта потребность заложена в ядре о конституции. Однако мир культуры (разного рода социальные институты) решающим образом противоздействует этому.

Важное место в антропологической теории А.Гелена сводится к вопросу о том, как выживает человек. С его точки зрения жизнь человеческих сообществ регулируется несколькими основными инстинктами - социальными peгyляторами. Эти инстинкты есть и у животных и у людей и они поддаются объективному биологическому описанию. А. Гелен выделяет три основных регулятора-инстинкта:

· инстинкт заботы о потомстве;

· инстинкт восхищения перед цветущей жизнью и сострадание перед жизнью гибнущей;

· инстинкт безопасности.

В результате воздействии этих инстинктов у человека формируется три этоса биологического происхождения которые предопределяют солидарность или конфликтность общественной жизни людей. Так, например, из инстинкта заботы о потомстве (детеныше) вырастает идеология гуманизма, а из инстинкта восхищения и сострадания — этика потребительства. Из инстинкта (потребности) безопасности возникает государство, формируется этика "закона и порядка".

Таким образом, в философско-антропологической теории А. Гелена можно видеть как "биологическая ущербность" человека предопределяет и его самого и его социальную жизнь.

 

                       

Теория агрессии К. Лоренца.

Подобные идеи о человеческой сущности развивает и известный австрийский этолог и философ, лауреат Hoбелевской премии Конрад Лоренц (1903—1989).

К. Лоренц исходит из биологической природы человека, определяемой его инстинктами. Система инстинктов представляет собой более или менее целостную систему взаимодействии между множеством независимых переменных — питание, размножение, половой инстинкт и т. п. Будучи неизменными по форме каждый инстинкт имеет свою особенную власть над всем организмом и в своих действиях не зависит от целого. К. Лоренц считает, что подлинным первичным, направленным на сохранение вида, инстинктом является агрессия (нападение, применение силы, злость) — естественное генетически врожденное свойство, которое присуще и животным, и человеку Интересно, что, по Лоренцу, агрессия коренится и проявляется в социальных связях людей, ибо любой общественный ритуал — это переориентированный, сохраняющий их вид, инстинкт агрессии По Лоренцу, любое отклонение от принятых форм общения вызывает агрессию и потому члены группы вынуждены выполнять установленные социальные нормы.

Он утверждает, что по сравнению с животными у современного человека имеет место фатальное возрастание его агрессивных инстинктов, поскольку социальные условия, в которых сейчас живет человек все более провоцируют его на нее И хотя агрессивность подавляется, тем не менее она постоянно требует выхода, проявления

Главная опасность инстинкта, в том числе и инстинкта агрессии, с точки зрения К Лоренца, состоит в его спонтанности Если бы инстинкт, указывает Лоренц, был лишь реакцией на определенные внешние условия, то положение человека не было бы так опасно, как в действительности. Однако агрессия — это не только реакция на определенные (конкретные) внешние условия (объекты): на скученность в общественном транспорте, грубость окружающих людей, глупость политиков. Наиболее серьезную опасность грозящую человечеству в современных условиях культурно-исторического и технологического развития представляет собой, по Лоренцу, его внутривидовая агрессия. Последняя связана еще и с тем, что человек обладает средствами, которые многократно могут усиливать мощь проявлений агрессивного инстинкта. Так, например, корень проблемы войны и мира, по Лоренцу, лежит в генотипе человека Наличие атомного оружия и склонность к агрессии навсегда лишило общество точки опоры. Очень велика вероятность того, что человечество покончит с собой. И, если это будет не атомная смерть, то медленная смерть вследствие отравления окружающей среды и ее уничтожения всякими недальновидными действиями человека.

Вместе с тем, нельзя не признать, что отношение К. Лоренца к агрессии все же далеко от того, чтобы считать ее чем-то метафизическим и полностью неотвратимым Ссылаясь на древнекитайскую пословицу: "не все люди есть в зверях но все звери есть в людях", К. Лоренц доказывает, что последнее обстоятельство совсем не означает, что "зверь в человеке" с самого начала являет собой нечто злое и опасное, что надо немедленно искоренить.

Подводя итог, можно сказать, что для биологического направления философской антропологии свойственно видеть определение, сущность человека исключительно в самой его природе, т. е. природном естестве как некоей объективной данности его рода. Так, для А. Гелена, например, человек из-за природной ущербности предопределен к деятельной активности, реализующей себя в различных формах эрзац-культуры. Для К. Лоренца человек — "заложник" врожденных инстинктов, главным из которых является агрессивность. Получается что социум, культура — это ни что иное как превращенная форма биологической природы человека. Человек — это беспомощное, всеядное существо, получившее в обладание уникальные и мощные средства — оружие и абстрактное мышление, которые деформируют его естественные наклонности в неблагоприятном направлении, порождая все многообразие социальных проблем.

 Социокультурная антропология Э. Кассирера. Теория символов.

Другая не менее значительная ветвь современной философской антропологии — социокультурная (культурная) антропология. С точки зрения приверженцев культурной антропологии человек рассматривается как существо, определяемое культурой, как создатель культуры, и ее создание. Одним из наиболее видных представителей культурной антропологии является известный немецкий философ, представитель марбургской школы неокантианства Эрнст Кассирер (1874—1945 гг.). Он доказывает, что проблема человека — это "архимедов рычаг" философского познания, и ключ к такому постижению человека — символ Человек живет не просто в естественном универсуме, а в символическом мире. т. е, во Вселенной Культуры. Язык, миф, искусство, религия — символические части этой Вселенной. Именно в этой Вселенной и существует человек. По Кассиреру, человек до такой степени пронизан этим миром символов, живет в языковых формах, религиозных обрядах, что не может знать и видеть себя иначе, чем через подключение этих искусственных сред.

Без символов, полагает Э. Кассирер, жизнь человека была бы блокирована (ограничена) границами его биологических потребностей и его практическими интересами. Человек не нашел бы доступа в мир идей, которые открывают ему с разных сторон искусство, религия, философия, наука Согласно Кассиреру, символ — продукт человека и всегда функционален. Это функция идеальная, ибо содержание символа не зависит от бытия. Подчеркнем эту важнейшую кассиреровскую мысль о том, что именно человек созидает символы, что символы порождаются фундаментальными структурными элементами самого человеческого чувственного опыта. В символах выражаются интуитивные структуры человеческих аффектов, надежд, страхов, иллюзий и разочарований.

По Кассиреру, символ не существует как фрагмент действительности, это то, что он значит, или иначе: имеет значение. Однако, с точки зрения Кассирера, символ имеет значение лишь только по отношению к человеческому духу. С одной стороны, человек формируется в деятельности во взаимодействии с символами, ибо он — функция символов, но с другой стороны, мир символов зависит от сознания человека. Иначе говоря, исходным пунктом в философии Э. Кассирера является символическое мышление, а уж от него происходит и символическое поведение человека.Задаваясь вопросом о познании символов, Э. Кассирер утверждает, что познать символы нельзя, их можно только истолковать, т. е. придавать им некий смысл, или рассмотреть в более широком контексте. В кассиреровском понимании, вся деятельность человека есть деятельность символическая, символ отнюдь не является формой отражения, совсем наоборот, действительность в символе не конструируется.

 

 Русская религиозная антропология (Н.А. Бердяев, С.Л. Франк, Н.О. Лосский, Л.П. Карсавин)

В центре русской религиозной философии, во всяком случае, большинства ее представителей Н. А. Бердяева (1874—1948), С. Н. Булгакова (1871—1944), Л. П. Карсавина (1882—1952), Н. О. Лосского (1870—1965), С. Л. Франка (1877—1950) и других, неизменно стояла проблема человека, образа Бога в человеке.

Как известно, в основе христианской антропологии лежат две идеи:

· человек есть образ и подобие Божие;

· Бог вочеловечился, т. е Сын Божий явился нам как Бог-Человек.

Отправляясь от идей Богочеловека, Н. А. Бердяев считает необходимым создать новую философскую антропологию — христологию человека, в которой не было бы униженного положения человека по отношению к Богу. По мнению Н А. Бердяева, если нет Бога, то теряется некий центр, стержень внутри всякого человека. Творчество, согласно Н А. Бердяеву, оправдывает человека, оно есть смысл его существования. Обосновывая эту идею, Н. А. Бердяев показывает, что мир существует во времени, а не только в пространстве, а это значит, что мир не закончен, не завершен в своем творении, что он продолжает твориться. Н. А. Бердяев подчеркивает, что сотворец Бога — человек. Человек как образ и подобие Божие, образ и подобие Творца призван к творчеству, к творческому соучастию в Деле Творца. Другими словами, можно сказать, что для Н. А Бердяева человеческое творчество — дело богочеловеческое.

С. Л. Франк, отвечая на вопрос, что есть человек, отмечает, что человек является существом самопреодолевающим, преобразующим себя самого. Разъясняя это положение, С. Л. Франк показывает, что человек является таким существом, которое способно дистанцироваться от всего, что фактически есть — в том числе и от действительности себя самого — смотреть на все фактически сущее извне, определять его отношение к чему-то иному, более для него убедительному, авторитетному, первичному. Именно в акте самосознания, полагает С. Л. Франк, человек сам смотрит на себя, судит и оценивает себя — имеет себя в двойном состоянии познающего и познаваемого, оценщика и оцениваемого, судьи и судимого.

Если для Н. А. Бердяева личность — целостна и являет собой абсолютное единство, то у Л. П. Карсавина личность определяется лишь в отношении к более высшим («симфоническим») личностям — социальным коллективам - семье, церкви, народу, человечеству, оказываясь их функцией, органом. Иначе говоря, для Л. П. Карсавина «Я» каждого человека само есть момент, индивидуация «высших», т.е. имеющих надиндивидуальный объем симфонических личностей, или социальных коллективов. При этом для его философии характерно положение о том, что сам человек получает свою ценность от этого высшего, или коллективного единства.

Особое внимание в русской религиозно-философской антропологии уделяется вопросу развития личности. Так, Н. О. Лосский считает, что весь мир состоит из личностей действительных и личностей потенциальных. С точки зрения Н О. Лосского, развитие личности представляет собой эволюционный процесс, предполагающий переход от потенциальной, воплощающей в себе образ Божий, к действительной личности — подобию Божиему. Подобие Божие — это цель развития всякой личности, и эта цель достигается собственными свободными усилиями личности, что составляет подвиг самой личности.

Отмечая, что человек существо несовершенное. Н. О. Лосский утверждает, что совершенной реализации своей индивидуальности личность достигает только в Царстве Божьем. Расстояние между земным человеком и абсолютно совершенной личностью чрезвычайно велико. Он должен пройти много ступеней жизней, все более и более усложняющихся душа семьи, душа некой социальной группы, душа нации (социальное бытие). Поднимаясь в своем развитии на более высокий уровень, человек в конце концов становится на ступень сверхчеловеческого бытия, выходит из состава человечества и входит в Царство Божие.

Выводы:

 

1) Главный вопрос философской антропологии – вопрос о смысле существования человека;

2) Данная наука возникла как ответ на кризисные явления в истории европейской цивилизации начала ХХ века (первая мировая война, распад Российской, Германской, Османской и Австро-Венгерской империи, породивший целый ряд социанльно-экономических и политических кризисов, формирование тоталитарных режимов и нацистских движений);

3) Философская антропология включает в себя три основных направления: социально-философское, биологическое и культурологическое.

Модуль №4 Наука и общество

Конспект лекции на тему:  Проблема сознания в философии.

Сознание – это био-социальный феномен, заключающийся в способности человека к воспроизведению окружающей действительности в форме идеальных образов, являющихся результатом его психической деятельности.

Проблема сознания является одной из ключевых для философии потому, что:

1) главной характеристикой бытия человека является его сознательный характер;

2) проблема сознания тесно связана с восприятием познавательной деятельности человека;

3) вопрос о соотношении бытия и сознания человека является основным для философии как науки.

 

Традиционно выделяют три концепции, объясняющие происхождения сознания:

1) биологическая: в рамках данной концепции сознание воспринимается как продукт развития человека как биологического организма;

2) социологическая: эта концепция объясняет сознание как результат существования человека в обществе;

3) био-социальная: данная концепция объединяет в себе черты первых двух теорий.

 

Сознание как психический феномен сочетает в себе два уровня:

1) чувственно-рациональный: к нему относятся познавательные способности человека и знания, полученные с их помощью;

2) эмоционально-ценностный: включает в себя чувства и эмоции человека.

Для справки:  американский социологи Рональд Инглхарт выделяет два вида ценностей человека. Первый из них – ценности выживания, без которых невозможно физическое существование человека. Второй из них – ценности самовыражения; именно благодаря им человек способен реализовать свой творческий и профессиональный потенциал. (Ист.информации Инглхарт Р., Ветцель К. Модернизация, культурные изменения и демократия. М., 2011г.)

       Междисциплинарный интерес к проблеме сознания обусловлен тем, что методы одной науки не могут отобразить всё многообразие и сложную структуру данного феномена. В этой связи феномен сознания активно исследуется различными медицинскими науками, например – неврологией.

       Для справки  голландский невролог Дирк Свааб выделяет три структуры мозга, необходимые для сознательной деятельности человека:

1) здоровая кора больших полушарий;

2) таламус;

3) белое вещество, осуществляющее связь между корой и таламусом.

(Ист.информации: Свааб Д. Мы- это наш мозг: от матки до Альцгеймера. Спб.,2014г. с. 214.).

Междисциплинарный подход позволяет выделить основные функции сознания:

1) познавательная – без сознания невозможен процесс познания мира;

2) целеполагающая – при помощи сознания человек в процессе существования ставит себе цели и выбирает средства для их достижения;

3) прогностическая – позволяет предвидеть развитие тех или иных событий в жизни человека;

4) коммуникативная – благодаря сознанию возможно общение между людьми;

5) самоконтроль – благодаря этой функции человек может, избегая опасностей, выбирать наименее опасные пути для достижения целей.

Процессу осознания реальности всегда предшествует отражение – способность живых существ воспроизводить окружающую реальность, а также свойства взаимодействующих с ними других живых существ. Способностью к отражению обладает не только человек, но также дельфины, некоторые виды обезьян и слонов; это позволяет говорить о наличии у них элементарных форм сознания.

Голландский исследователь Франц де Вааль, в частности, утверждает, что некоторые моральные нормы, в частности – способность к сопереживанию – человек в ходе эволюции унаследовал у приматов. Сам де Вааль более 10 лет исследовал жизнь приматов, что позволило ему подкрепить свою гипотезу солидной эмпирической базой. Так, например, он утверждает, что многие приматы, в отличие от хищников, не добивают раненых или постаревших особей; в случае гибели родителей неокрепшей особи другие приматы берут её себе на воспитание; приматы редко вступают в физический конфликт с особями, уступающих им в физической силе и размерах. (Ист. информации де Вааль, Ф. «Истоки морали». М.,2014г.).

Для справки. 30 лет назад американский психолог Гордон Гэллап наносил краску на морду спящей шимпанзе, затем будил её и заставлял смотреть в зеркало. Со временем животное стало реагировать на отражение, осознавая изменения, произошедшие в её внешнем облике. (Ист.информации Наука и жизнь, 1998 № 8//http://www.nkj.ru/archive/articles/10313/ ).

Однако необходимо сказать о том, что существуют различия между сознанием человека и животного:

1) животные способны лишь к перцептуальному мышлению, в то время как люди способны к мышлению концептуальному, абсолютно недоступному для животных;

Для справки:

ü перцептульаное мышление – это тип мышления, основанное на первичном,психическом познании действительности;

ü концептулаьное мышление- это мышление, основанное на рационально-логическом познании действительности.

2) человек обладает исторической традицией и культурной преемственностью в отличии от исключительно генетической преемственности у животных;

3) человек, в отличии от животных, способен устанавливать законы, на которых основывается общество;

4) человек обладает речью и мышлением;

5) человек способен к сложным типам материального производства;

(Ист.информации: Адлер, М. Искусство говорить и слушать. с. 184.)

                   Кроме того человек как мыслящий субъект обладает самосознанием – высшей формой развития сознания, благодаря которой человек способен осознавать себя , свою индивидуальность.

       Самосознание включает в себя следующие основные элементы:

1) рефлексия – мыслительный процесс, результатом которого является способность человека к анализу самого себя, своих действий;

2) ретроспекция – способность человека анализировать прошлое для приобретения опыта и исключения повторения его (прошлого) ошибок в настоящем;

3) антиципация – функция самосознания, отвечающая за способность к планированию человеком своих действий;

4) самооценка – способность человека адекватно оценивать себя, свои возможности.

Для справки. Одним из последствий кризиса самооценки является возникновение у человека гибрис-синдрома. Данное понятие впервые введено в научный оборот британским неврологом Дэвидом Оуэном в книге « История болезни: недуги мировых политических лидеров ХХ века». Под гибрис-синдромом автор понимает форму профессиональной деформации обладающего властью человека, при которой он утрачивает способность адекватно воспринимать реальную действительность и оценивать свои поступки.

       Говоря о самосознании, необходимо уточнить, что ошибочно отождествлять мышление и сознание человека.

       Для справки Мышление-это важнейшая познавательная способность, благодаря которой человек получает знание о мире и о самом себе, а также планирует и осуществляет свою практическую деятельность.

(Ист.информации: Словарь философских терминов под редакцией В.Г. Кузнецова. М.,2012г. с. 344).        Сознание предшествует мышлению: сперва мы осознаём событие реальной действительности, а уже потом осмысливаем его.

       Именно благодаря сознанию и самосознанию человек способен к общению с другими людьми. Практическим выражением этой способности является язык – семиотическая (знаковая) система, хранящая и передающая информацию. (Ист.информации: Словарь философских терминов под редакцией В.Г. Кузнецова. М.,2012г. с. 716). Язык выполняет функцию источника и хранителя информации, а так же является способом выражения накопленного знания и базой для формирования нового. Традиционно выделяют два основных вида языка:

1) естественный – язык человеческого общения;

2) искусственный – узко специализированный профессиональный жаргон, язык науки, «мёртвый» язык.

В философии язык воспринимается двояко: с одной стороны, он является инструментом общения; с другой стороны, с помощью языка человек способен познавать себя, других людей, окружающий мир.

 

Любая речь человека, как производная от языка, включает в себя три основных элемента:

1) этос – вводная часть, в которой человек знакомится с аудиторией, либо с оппонентом, демонстрирует свою информированность в предмете разговора или дискуссии;

2) пафос – это понятие обозначает ту эмоциональную реакцию, которой человек хочет добиться от аудитории или оппонента;

3) логос – стиль убеждения, который человек использует для убеждения аудитории или оппонента.

(Ист. информации Адлер, М. Искусство говорить и слушать. М.,2013г.)

Развитие и сохранение культуры речи во многом связано с проблемой сохранения языка. С недавнего времени по инициативе ООН была создана «красная книга языков», куда включаются языки и диалекты, находящиеся под угрозой исчезновения. По прогнозам ООН к 2025 году в мире может остаться три языка: китайский, американский английский и испанский. Данную ситуацию эксперты объясняют продолжающимся падением из года в год культуры речи и уровня преподавания языков во многих странах мира.

Выводы:

1) проблема сознания в философии является универсальной, т.к. затрагивает все аспекты человеческого бытия;

2) междисциплинарный характер проблемы сознания обусловлен тем, что сложная структура данного феномена не позволяет полностью исследовать его методами одной науки;

3) сознание непосредственно связано с мышлением и речью человека;

4) ошибочно отождествлять сознание и мышление: в процессе познания осознание объекта или явления предшествует его осмыслению.

Конспект лекции на тему: Теория познания в философии.

 

Способность человека познавать мир и границы его возможностей в этом являются одной из ключевых проблем философии. Отдельный раздел этой науки – гносеология – посвящён изучению феномена познания. Её основной вопрос: познаваем ли мир?

Исторически в философии выделяют четыре ответа на этот вопрос:

1) гностицизм ( или гносеологический оптимизм) – тип философского мировоззрения, согласно которому познавательные способности человека безграничны; примером гностицизма может выступить рационализм – философское направление, представители которого считают разум основой познавательной деятельности человека(например, Рене Декарт);

2) агностицизм – тип философского мировоззрения, согласно которому возможности человека познать мир серьёзно ограниченны; примером агностицизма может считаться идеализм – направление в философии, основанное на убеждении в том, что познание физического мира доступно только в виде идеальных образов (например, Платон, Пифагор, И.Кант);

3) скептицизм – тип философского мировоззрения, выделяющий способность к сомнению как основу познания;

4) солипсизм – разновидность философии идеализма, в которой является только мыслящий субъект (человек), а все другие субъекты, предметы и явления существуют лишь в его сознании.

 

Само познание в философской традиции определяется как творческий процесс отображения действительности в сознании человека, определяемый целями, формами и принципами познавательного процесса.

В любом процессе познания существуют два базовых элемента:

1) субъект познания – человек, общество;

2) объект познания – то, на что направлена познавательная активность субъекта.

 

Центральным объектом исследования философии познание становится в эпоху Нового времени. Это стало возможным благодаря творчеству таких мыслителей как Рене Декарт, Фрэнсис Бэкон и Джонн Локк. Каждый из них создал оригинальную философскую концепцию, каждая из которых выделяла один основной инструмент познания человеком мира:

1) Рене Декарт – создатель рационализма – считал, что мир познаётся разумом;

 

2) Фрэнсис Бэкон – создатель эмпиризма – считал, что мир познаётся при помощи опыта;

 

 

3) Джон Локк – основатель сенсуализма - считал, что мир познаётся главным образом с помощью чувств.

 

Процесс познания является целенаправленной деятельностью, главной задачей его является установление истины. Под истиной понимается результат познавательной активности человека, проявляющийся в адекватном отражении действительности. Истина бывает двух основных видов:

1) абсолютная – вид знаний, чей научный характер неопровержим и несомненен; является гносеологическим идеалом, который практически недостижим;

2) относительная – вид знаний, чей истинный характер зависит от целого ряда факторов (условия, время и обстоятельства получения этой истины).

Процесс познания мира и нахождения истины предполагает формирование человеком понятий. Под понятием понимается мысль, которая вытекает из определённой предметной области и обобщает в класс объекты посредством указания на их общие отличительные признаки (Ист.информации: Словарь философских терминов под редакцией В.Г. Кузнецова. М.,2012г. с. 430). Примеры понятий: красота, материя, идея, деноминация, бифуркация и т.д. В процессе познания любое устно или письменно формулируемое высказывание человека состоит из трёх элементов:

1) понятие – определение какого-либо события или поступка (пример: участие России в борьбе против ИГИЛ на территории Сирии, понятие: внешняя политика);

2) суждение – в нём раскрывается суть понятия (пример: участие России в борьбе против ИГИЛ в Сирии обусловлено целым рядом экономических и политических факторов, оно не является случайным, а является частью внешнеполитического курса России);

3) умозаключение – позволяет сделать обобщающий вывод, выделить смысл из понятия и суждения (принимая участие в борьбе против ИГИЛ в Сирии, Россия демонстрирует активное участие в формировании мировой политики, тем самым повышая свой международный авторитет).

Одним из факторов, определяющих границы познавательных возможностей человека, является память – свойство мыслительной деятельности, заключающееся в способности хранить, воспроизводить и вводить в сферу сознания информацию о прошлом. (Ист.информации: Словарь философских терминов под редакцией В.Г. Кузнецова. М.,2012г. с. 401).

Для справки. Для человеческой памяти характерно явление, которое называют «эффект незаконченного действия», или «эффект Зейгарник». Его суть состоит в том, что прерванные, либо незавершенные действия запоминаются лучше завершенных. История его открытия такова: однажды, сидя в кафе, психологи Курт Левин и Блюма Зейгарник заметили, что обслуживающий их официант не записал заказ, но в точности его выполнил. Когда официанта спросили, что заказывали только что вышедшие посетители, он не смог ничего вспомнить.

       Последующие эксперименты показали: прерванные интеллектуальные задачи запоминаются в два раза лучше законченных. (Ист.информации: Букин Д. Развитие памяти по методикам спецслужб. М,2014. С. 176).

Одним из выражений памяти является внимание – способность человека избирательно воспринимать информацию, видеть и слышать то, что нужно, не реагируя на посторонние раздражители. (Ист.информации: Букин Д. Развитие памяти по методикам спецслужб. М,2014. С. 22).

 

Выделяют следующие виды памяти:

1) мгновенная (сенсорная) – память, информация в которую попадает благодаря органам чувств человека; (длительность хранения информации – не больше полсекунды);

2) кратковременная – тип памяти, при котором информация хранится несколько минут;

3) долговременная – тип памяти, отвечающий за длительное хранение информации; (длительность хранения информации – несколько лет);

4) рабочая – тип памяти, благодаря которой происходит процесс обработки информации, а также её дифференциация по степени полезности; отличительная особенность этой памяти в том, что всё, содержащееся в ней, сразу же стирается при переключении на другую задачу;

5) декларативная, или эксплицитная память – память на факты и события.

Для справки. Моллюск аплизия обладает как кратковременной, так и долговременной памятью. (Ист.информации: Свааб Д. Мы- это наш мозг: от матки до Альцгеймера. Спб.,2014г. с. 352.).

Процесс познания неразрывно связан с работой сознания. Нарушения в последнем способны привести к нарушениям работы памяти. Чаще всего это выражается в состоянии амнезии, среди которой выделяют:

1)ретроградную – нарушение работы памяти, при котором человек не может вспомнить события определённого периода своего прошлого;

2) антероградную – нарушение работы памяти, при котором человек не может вспомнить события с момента произошедшего с ним несчастья.

(Ист.информации: Свааб Д. Мы- это наш мозг: от матки до Альцгеймера. Спб.,2014г. с. 354.).

В распоряжении человека есть два универсальных способа познания действительности: творчество и интуиция. Под творчеством обычно понимают  процесс человеческой деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности. Вопрос о сути творчества по-разному решался в истории философии. В Античности творчество связано с временным, переменным бытием, а вечное, бесконечное считалось выше любой деятельности, в том числе и творческой.

Средневековые философы воспринимают творчество как Бога, который свободно творит мир и человека. Творчество человека, таким образом, не являлось сознательным актом его воли, а лишь проявлением воли божественной. В эпоху Возрождения возникает культ гения, интерес к самому акту творчества. Творчество трактуется как способность человека не просто познать мир, но и преобразовать его, ориентируясь при этом на собственные нужды и потребности.

Развернутую концепцию творчества разработал французский философ ХХ века Анри Бергсон. В его понимании творчество – это процесс рождения, рост, вызревание в природе, а также возникновение новых образов и переживаний в сфере сознания. Русский представитель философии экзистенциализма н. А. Бердяев разработал концепцию ,согласно которой важным условием творчества выступала свобода. Само же творчество являлось одним из смыслов существования человека, именно в нём проявлялась способность к познанию себя, мира и Бога.

Необходимо уточнить, что в философии творчество так же воспринимается в тесной связи с интуицией. Следовательно понимание закономерностей развития нашего мышления, особенно в момент творческого акта, неотделимо от познания её законов. Интуиция – термин, обозначающий способность человека познавать мир без помощи разума и без опытных данных. Интуитивный подход к познанию проявляется при решении разнообразных проблемных ситуаций и особенно в актах творчества. Именно в процессе создания нового творец неизбежно выходит за пределы стереотипов мышления и за границы традиционных форм культуры, формируя с помощью интуиции принципиально новое знание. Интуиция бывает двух основных типов: рациональная (интеллектуальная) и эмпирическая (чувственная).

Однако и творчество и интуиция не способны исключить из процесса познания такие негативные явления, как ложь, дезинформация и заблуждение. В этой связи нужно заметить, что главным критерием проверки истины является практика, именно она позволяет отделить истину от лжи и заблуждения.

 

Для справки .Автор книги Психология лжи Пол Экман (американский психолог, профессор Калифорнийского университета в Сан-Франциско. Он приобрел всемирную известность своими исследованиями невербального поведения, уделяя при этом особое внимание проблемам распознавания эмоциональных состояний человека. Является прототипом главного героя сериала «Обмани меня») считает, что человек в среднем лжёт три раза за десять минут разговора (Итс.информации Экман, П. «Психология лжи». Спб, 2006г.).

Ложь – это понятие, обозначающее информацию, полностью противоположную истине. В философии и логике выделяют четыре основных аспекта лжи:

1) гносеологический – обозначает совокупность условий, при которых происходит искажение информации;

2) логический – исследует способность лгать как свойство человеческого мышления;

3) нравственный – раскрывает ложь как порок (намеренная ложь) и как добродетель (ложь во благо во имя спасения жизни);

4) политический – показывает, как ложь может быть применена в качестве инструмента достижения политических целей.

Следует различать ложь и заблуждение. Последнее представляет собой неадекватное восприятие человеком окружающего мира, не соответствующий действительности результат познания. Между ложью и заблуждением существует несколько важных отличий:

1) ложь часто носит намеренный характер, заблуждение может быть случайным;

2) ложь – более сложный по сравнению с заблуждением феномен человеческого мышления , т.к. предполагает длительный процесс создания и подготовки;

3) ложь более опасна для познания, чем заблуждение, т.к. обладает более сложной внутренней структурой;

4) от лжи в процессе познания необходимо избавляться сразу же, от заблуждений – постепенно, т.к. они являются нормальным спутником познания, без которого невозможно установление истины.

Крайней формой лжи, её социально-политическим изменением является дезинформация. Она применяется с целью обмана одного человека или группы лиц, для чего используется специальный набор научно-технических, политических и экономических средств.

 

 

Главной сферой проверки истины и отделения её от заблуждения является наука. Для достижения этой цели в научном познании используется несколько принципов:

1)  принцип конкретности: его суть заключается в том, что истина чаще всего имеет предметные границы, выходя за которые она трансформируется в свою противоположность - в заблуждение;

2) принцип верификации (введён в научный оборот австрийскими философами Морисом Шликом и Людвигом Витгенштейном): его суть заключается в том, что главным критерием истины является возможность её научной проверки;

3) принцип фальсифицируемости (введён в научный оборот австрийским философом Карлом Поппером): согласно этому принципу, главным критерием истины является способность её опровержения; является улучшенной версией принципа верификации;

4) принцип демаркации – это принцип научного познания, формирующий критерии, благодаря которым можно отделить научное знание от ненаучного.

Выводы:

1) проблема познания является одной из ключевых для философии, её изучает специальный раздел этой науки – гносеология;

2) главной целью познания является установление истины, которая, в свою очередь, может быть проверена с помощью практики; среди форм практики выделяют научную деятельность и творчество человека;

3) заблуждение и ложь являются органической частью процесса познания, без которой невозможно было бы установление истины;

4) крайней формой лжи является дезинформация;

5) главными отличиями дезинформации от лжи и заблуждения являются её масштаб и сложность реализации

6) в процессе отделения лжи от истины в научном познании используются четыре основных принципа: принцип конкретности, принцип верификации, принцип фальсифицируемости, принцип демаркации.

 

 

Конспект лекции на тему: Философия и методология науки

 

ФИЛОСОФИЯ НАУКИ — область философии, исследующая природу научного знания, его структуру и функции, методы научного познания, способы обоснования и развития научного знания. В качестве научного направления начала формироваться в конце 19 – начале 20 века преимущественно в западно-европейской интеллектуальной традиции. Предметом Ф.Н. является всё то, что касается научной деятельности человека, развития науки как способа познания и изменения мира, формирования мировоззрения, системы ценностей и т.д.

Сама по себе наука – это процесс построения систематизированного образа части реальности, ориентированный на выявление её общих свойств. Основой любой науки является метод – комплекс принципов, норм и приёмов осуществления научной деятельности. Совокупность методов образует методологию, которая претерпевала историческую эволюцию вместе с наукой. Для понимания особенностей этого процесса нужно рассмотреть основные этапы развития науки:

1) преднаука (4000-500 г до н.э.) – на данном этапе возникли письменность, начала математики, хронометрия, первые технологии и ремёсла;

2) античность (500 г до н.э. – 500 г. н.э.) – этот этап характеризуется появлением рациональных основ мышления, возникновения философии, логики, геометири Евклида; научное познание в это время приобретает энциклопедический характер;

3) средние века (500-1500) – появление схоластики и патристики, развитие технического знания;

4) возрождение (11400-1600) – возникновение университетов, гуманизм, революция Коперника, изобретение книгопечатания И. Гуттенбергом;

5) новое время (1600-1800) – секуляризация науки, механика Ньютона, механистическая картина мира, научно-промышленная революция;

6) новейшее время (1800-1900) – дифференциация научных дисциплин, сознание классического естествознания, эволюционизм;

7) современность (1900-1960) – формирование научных сообществ, релятивизм, возникновение теории относительности;

8) компьютерная революция (1960-2000) – компьютеризация и милитаризация науки.

                   Основой развития науки является процесс смены парадигм. Под парадигмой в Ф.Н. понимается совокупность научных достижений, которые в течение некоторого времени признаются научным сообществом как основа для развития его дальнейшей практической деятельности. Данное понятие впервые употребил Томас Кун в книге «Структура научных революций». Источником формирования парадигм выступает научное сообщество - совокупность учёных, исследователей, которые придерживаются схожих взглядов на сущность и цели науки. Автором понятия научное сообщество является английский физик Майкл Полани.

Для справки. М. Полани являлся автором теории «личностного знания». Так он обозначал знание ,которое человек получает естественным путём, погружаясь в соответствующую среду. Так, например , человек может изучать языки, общаясь с их носителями, но при этом не изучая грамматику.

       В свою очередь. развитие научного сообщества и процесс смены парадигм приводят к научным революциям. Предпосылки к ним возникают тогда, когда учёные не могут решить научную задачу в рамках существующей парадигмы. Такие задачи Т.Кун называл аномалии. Когда их число становится критическим, наука вступает в период кризиса – период конкуренции между альтернативными теориями. В конечном счёте. одна из этих теорий закладывает основу для новой парадигмы.

       Всего в истории человечества имели место четыре научные революции:

1) становление классического естествознания ( 17-18 вв.) – его основные принципы состояли в разграничении материи и духа, использовании математических методов моделирования, применении эксперимента как основы научного познания;

2) дисциплинарная организации науки (19 в.) – возникновение научной картины мира, основание политической экономии и социологии в науке;

3)  неклассическое естествознание (первая половина ХХ в.) – возникновение теории относительности, квантовой механики, формирование вероятностной картины мира в результате синергетики);

4)  постнеклассическая наука (вторая половина ХХв) – принцип системности, преобладание междисциплинарных исследований в науке, синтетическая картина реальности.

 

Одна из ключевых задач науки заключается в формировании научной картины мира. В философии науки под ней понимают особую форму  систематизации знаний, в соответствии с которыми складывается мировоззрение учёного и его понимание основных принципов развития науки. Научная картина мира бывает трёх основных видов:

1) частнонаучная – основана на методологии отдельно взятой науки; например – картина мира И. Ньютона-П. Лапласа, в основании которой лежала классическая физика; её главным недостатком была замкнутость в рамках одной научной дисциплины;

2) общенаучная – картина мира, объединяющая в себе методологию двух и более наук; её примером может считаться научная картина мира второй половины ХХ в., когда сущность мира и его основных процессов учёные пытались осмыслить с помощью самых разных дисциплин;

3) синтетическая – научная картина мира, представляющая собой объединение самых разных по предмету изучения используемой методологии наук; её примером может являться современная картина мира.

 

Выделяют несколько основных направлений в философии науки:

Позитивизм.

Его основоположником является французский философ Огюст Конт. Само понятие П. он употребил в книге «Курс позитивной философии». В философии под позитивизмом понимают философское направление, признающее необходимость получения знания только в результате научной деятельности, которая должна быть очищена от любых эмоций и заблуждений. При этом задача учёного сводится только к беспристрастному изложению фактов науки без какого-либо личного отношения к ним.

Необходимость создания позитивизма сам Конт объяснял тем, что существующие науки неспособны дать точную и целостную картину мира, правильно и достоверно описать происходящие в нём процессы. Это связано, во-первых, с усложнением логики исторического процесса, а во-вторых с тем, что слишком часто учёные пытаются сформировать свою точку зрения, что отвлекает их от получения истины. Конт считал, что если наука избавится от двух этих негативных черт, то сможет служить для человека источником истинного знания.

Герберт Спенсер (1820-19-3) многое делал для развития идей позитивизма. В книге «Основания социологии» С. сформулировал теорию социальных институтов, под которыми понимал механизмы самоорганизации жизни людей в обществе. Выделял несколько основных: 

- домашние — семья, брак, проблемы воспитания.

- обрядовые, задача которых -  регулировать повседневное поведение людей;

- политические — организовывают отношения распределения власти в обществе;

- церковные — формируют религиозные традиции и систему работы церкви;

- профессиональные и промышленные институты — возникают на основе разделения труда: первые объединяют группы людей по профессиональным занятиям; вторые поддерживают производственную структуру общества. Спенсер рассматривал общество как единый социальный организм, аналогичный биологическому. он считал, что законы развития человека и общества определяются природой.

       Джон Стюарт Милль (1806-1873) стремился разработать методологическую основу позитивизма. В её качестве он видел только индуктивную логику. которая анализирует данные опыта и на их основании формулирует свои выводы. Эту мысль он развил в своём труде «Система индуктивной и дедуктивной логики». Также особое место в его философии занимали социально-политические воззрения. Был активным противником рабства, главной ценностью в жизни человека считал свободу, ограничителем которой не могло быть государство. Являлся одним из наиболее влиятельных представителей утилитаризма – философско-этического течения, в соответствии с которым моральная ценность поведения человека и его поступков определялась их практической пользой.

Герменевтика.

Возникновение герменевтики как особого философского течения последней четверти XX в., в центре внимания которого – проблемы понимания и интерпретации текстов, раскрытия смыслов, оказало определенное воздействие на развитие философии не только гуманитарных, но и естественных наук. Основателем герменевтики Нового времени считают Фридриха Шлейермахера, который заложил основы герменевтики как общей теории интерпретации. Затем эти взгляды пытался разрабатывать Вильгельм Дильтей, который особое внимание уделял исследованию сущности процесса понимания. Последний он рассматривал как "переживание" в смысле схватывания скрытых смыслов человеческого существования в его исторически переломных этапах. При этом он утверждал, что герменевтика – методология гуманитарного познания: "Природу объясняем, а дух понимаем".

Однако только в конце ХХ в. все более отчетливо осознается неправомерность противопоставления наук о духе и наук о природе, понимания и объяснения . Поэтому в герменевтике как философии понимания обращаются философы науки.

Наиболее известные представители герменевтики – Ханс Георг Гадамер (р.1900), Поль Рикер (р.1913), Жак Лакан (1901-1981), Карп Отто Апель (р.1922) и др. Не анализируя подробно все аспекты герменевтики как философского направления, отметим только те из них, которые имеют значение для развития философской науки.

Центральным методологическим принципом герменевтики является так называемый герменевтический круг: для понимания целого необходимо понять его отдельные части, но для понимания отдельных частей уже необходимо иметь представление о смысле целого. Например, слово может быть понято только в контексте фразы, фраза – только в контексте абзаца или страницы, а последняя – лишь в контексте произведения в целом, в свою очередь, невозможно без понимания до этого его частей. С точки зрения герменевтики, задача заключается не в том, чтобы разомкнуть этот круг, а войти в него. Языковая традиция, в которой укоренен познающий субъект, составляет одновременно и предмет познания, и его основу: человек должен понять то, внутри чего он сам пребывает. При этом происходит определенная переоценка роли традиций и языка в познании.

В философии науки герменевтический круг разрабатывается как взаимообусловленность теории и факта: факты, на которых строится теория, всегда концептуально нагружены, их отбор и интерпретации обусловлены той самой теорией, которую они должны обосновать.

Среди методов научного познания выделяют теоретические и эмпирические. Основой эмпирических методов являются чувственное познание (ощущение, восприятие, представление) и данные приборов. К числу этих методов относятся:

§ наблюдение — целенаправленное восприятие явлений без вмешательства в них;

§ эксперимент — изучение явлений в контролируемых и управляемых условиях;

§ измерение - определение отношения измеряемой величины к

§ эталону (например, метру);

§ сравнение — выявление сходства или различия объектов или их признаков.

 

Теоретические методы опираются на рациональное познание (понятие, суждение, умозаключение) и логические процедуры вывода. К числу этих методов относятся:

§ анализ — процесс мысленного или реального расчленения предмета, явления на части (признаки, свойства, отношения);

§ синтез - соединение выделенных в ходе анализа сторон предмета в единое целое;

§ классификация — объединение различных объектов в группы на основе общих признаков (классификация животных, растений и т.д.);

§ абстрагирование - отвлечение в процессе познания от некоторых свойств объекта с целью углубленного исследования одной определенной его стороны (результат абстрагирования — абстрактные понятия, такие, как цвет, кривизна, красота и т.д.);

§ формализация - отображение знания в знаковом, символическом виде (в математических формулах, химических символах и т.д.);

§ аналогия - умозаключение о сходстве объектов в определенном отношении на основе их сходства в ряде других отношений;

§ моделирование — создание и изучение заместителя (модели) объекта (например, компьютерное моделирование генома человека);

§ идеализация — создание понятий для объектов, не существующих в действительности, но имеющих прообраз в ней (геометрическая точка, шар, идеальный газ);

§ дедукция - движение от общего к частному;

§ индукция — движение от частного (фактов) к общему утверждению.

Теоретические методы требуют эмпирических фактов. Так, хотя индукция сама по себе — теоретическая логическая операция, она все же требует опытной проверки каждого частного факта, поэтому основывается на эмпирическом знании, а не на теоретическом. Таким образом, теоретические и эмпирические методы существуют в единстве, дополняя друг друга. Все перечисленные выше методы — это методы-приемы (конкретные правила, алгоритмы действия).

Существуют так же более широкие методы-подходы указывают только на направление и общий способ решения задач. Методы-подходы могут включать в себя множество различных приемов. Таковы структурно-функциональный метод, герменевтический и др. Предельно общими методами-подходами являются философские методы:

§ метафизический — рассмотрение объекта в покос, статике, вне связи с другими объектами;

§ диалектический — раскрытие законов развития и изменения вещей в их взаимосвязи, внутренней противоречивости и единстве.

Абсолютизация одного метода как единственно верного называется догматикой (например, диалектического материализма в советской философии). Некритичное нагромождение различных несвязанных методов называется эклектикой.

Одной из ключевых проблем, исследуемых Ф.Н., является проблема отличения истины от заблуждения и лжи. Значительный вклад в развитие этой части Ф.Н. внесли Карл Поппер, Томас Кун, Морис Шлик и Людвиг Витгенштейн.

Главной сферой проверки истины и отделения её от заблуждения является наука. Для достижения этой цели в научном познании используется несколько принципов:

1) принцип конкретности: его суть заключается в том, что истина чаще всего имеет предметные границы, выходя за которые она трансформируется в свою противоположность - в заблуждение;

2) принцип верификации (введён в научный оборот австрийскими философами Морисом Шликом и Людвигом Витгенштейном): его суть заключается в том, что главным критерием истины является возможность её научной проверки;

3) принцип фальсифицируемости (введён в научный оборот австрийским философом Карлом Поппером): согласно этому принципу, главным критерием истины является способность её опровержения; является улучшенной версией принципа верификации;

4)принцип демаркации – это принцип научного познания, формирующий критерии, благодаря которым можно отделить научное знание от ненаучного.

 

Выводы:

 

1) философия науки возникла в ХХ в. в связи с рядом тенденций, изменивших характер процесса научного познания, среди которых: развитие синергетики, появление теории относительности и т.д.;

2) основой развития науки выступает процесс смены парадигм, который ,в свою очередь, приводит к научным революциям;

3) среди методов науки выделяют два основных вида – теоретический и эмпирический;

4) одна из основных задач философии науки – борьба с такими явлениями, как лженаука, псевдонаука и квазинаука; все три этих феномена создают видимость научной деятельности, искажают результаты научного познания и служат источником многочисленных заблуждений, а иногда и дезинформации.

 

Конспект лекции на тему: Социальная философия и философия истории

Социальная философия – это автономная область философского знания, в центре внимания которой находятся общество, история и человек как субъект социо-культурных взаимодействий. Родоначальниками этой традиции в 19 в. выступили Сен-Симон, Конт, Маркс и Энгельс, Г. Спенсер и др.

Социальная философия выполняет целый ряд функций:

1) мировоззренческая состоит в выработке определенного целостного взгляда на строение, функционирование и развитие общества, его прошлое, настоящее и будущее;

2) критически-рефлексивная - в осмыслении современного этапа социального развития с точки зрения представлений об идеальном, совершенном устройстве общественных порядков;

3) методологическая - в определении границ предмета частных социальных и гуманитарных дисциплин - политологии, социологии, истории и т.д., в разработке базовых принципов и понятий этих дисциплин.

4) прогностическая – помогает на основе анализа информации о прошлом и настоящем составить прогноз дальнейшего развития общества в целом.

       В социально-философской традиции выделяют два направления:

1) ценностная социальная философия – основана на рассмотрении развития общества через изменение системы ценностей в разные исторические эпохи;

2) рефлективная - в центре её внимания оказывается логика исторического и социального бытия человека.

Для справки. В современной социальной философии выделяют два основных вида ценностей: ценности выживания – система ценностей, следование которым является условием физического существования человека; ценности самовыражения – система ценностей, благодаря которым человек может реализовать себя в творчестве или профессии. Преобладание одной из этих систем влияет на тип поолитического устройства государства. Так ценности самовыражения соответствуют демократии, а ценности выживания – тоталитаризму. (Ист.информации: Инглхарт Р., Вельцель К. Модернизация ,культурные изменения и демократия. М.,2011. С. 35).

       Существуют два подхода к проблеме "человек и общество". Первый основан на представлениях о человеке как ансамбле социальных отношений: общество производит тех людей, которые ему нужны. Такой подход имеет под собой практические основания, тем более, что большинство людей зависимостью от общества не тяготятся и не слишком страдают от власти общества. Люди желают именно того, чего ждет от них общество. Они охотно подчиняются социальным правилам, воспринимая социальный мир как легитимный (узаконенный). Данный подход отличается детерминизмом (тип философского мировоззрения, согласно которому развития общества,мира и человека заранее предопределено определёнными нормами и закономерностями). Представителем данного подхода является Макс Вебер.

       Для справки. В книге «Протестантская этика и дух капитализма» М. Вебер объяснял причины экономического подъёма Европы по окончанию эпохи средневековья. Он утверждал, что этот подъём стал возможен благодаря нескольким поколениям людей, разделявших ценности протестантизма, а именно: трудолюбие, самодисциплину, умеренную религиозность, способность к самоограничениям во имя дела и т.д. Эти люди ,как считает Вебер, много работали, экономили, заводили семьи, служившие основой роста предприятий и их обогащения.

Второй подход базируется на понимании человека как автономного индивида-субъекта, обладающего сознанием и волей, способного к осмысленным поступкам и сознательному выбору. Тогда общество - сумма индивидов-атомов, продукт их сознания и воли. Каждому, однако, известно из собственной практики, что результаты деятельности не совпадают с нашими желаниями. Несовпадение целей и результатов связано с тем, что общество несводимо к людям (даже группам людей), его составляющим. Для этого подхода характерен индетерминизм (тип философского мировоззрения, согласно которому развития мира, человека и общества лишено какой-либо логики и часто происходит спонтанно). Сторонником этого подхода был французский социологи Эмиль Дюркгейм.

      Для справки. В книге «Самоубийство» Э.Д. анализировал динамику самоубийств во Франции в начале ХХ века. Результаты анализа его удивили: с собой кончали не представители беднейших слоёв населения ,а образованные и богатые горожане. Это привело Э.Д. к мысли о том, что жизнь перестала быть для них абсолютной и несомненной ценностью. По итогам своей работы он ввёл в оборот понятие «аномия» - тип нервного расстройства, при котором человек утрачивает способность различать ценности жизни по степени их значимости.

       В социальной философии можно выделить следующие проблемные блоки:

1) социальная онтология – в рамках данного раздела рассматривается бытие человека и общества;

2) философия социального познания. В рамках этого раздела необходимо поставить и предложить варианты ответов на вопросы о том, что такое общество, как оно устроено и как его изучать. Именно этот раздел имеет большое методологическое значение для всего комплекса социально-гуманитарного знания;

3) философия политики и права. Философия политики, пожалуй, самый «прикладной» раздел социальной философии, не случайно почти в любом учебнике по философии или социальной философии в мире этой проблематике уделяется особое место. Политическая философия непосредственно смыкается с политологией, которая занимает всё более значимое место в системе социально-политических наук. Неудовлетворённость современного интеллектуального сообщества тем, как на практике реализуется концепция правового государства, всё более частое обращение к неправовым методам решения социально-политических проблем государствами, претендующими на статус правовых, широкое использование права в антиправовых целях стимулирует пристальное внимание современных мыслителей к феномену права, механизмам его функционирования, соотношению права и других форм регуляции общественной жизни в современном обществе. Карл Шмидт, А.Панарин, М. Фуко, Б. Шалютин и др..

4) философии глобализма и футурологии – они  исследуют тенденции развития современной цивилизации, проблемы глобализации, регионализации, обеспокоенность будущим человечества делают актуальным изучение проблем относящихся к

Именно благодаря социальной философии были выделены основные сферы жизни общества:

социальная - её составляют народы, нации, классы, половозрастные группы и т.д.;

экономическая - в неё входят производительные силы, производственные отношения;

политическая – она включает в себя государство, партии, общественно-политические движения;

духовная (религия, мораль, наука, искусство, образование).

Ниже остановимся на них чуть подробнее.

1.Социальная сфера. Понятие «социальная сфера» имеет различные значения, хотя и связанные между собой. В социальной философии и социологии — это сфера жизни общества, включающая в себя различные социальные общности и связи между ними. В экономике и политологии под социальной сферой часто понимают совокупность отраслей, предприятий, организаций, задачей которых является повышение уровня жизни населения; при этом к социальной сфере относят здравоохранение, социальное обеспечение, коммунальное обслуживание и т.д. Социальная сфера во втором значении — это не самостоятельная сфера жизни общества, а область на стыке экономической и политической сфер, связанная с перераспределением доходов государства в пользу нуждающихся.

2.Экономическая сфера. Под ней в социальной философии понимается область производства, обмена, распределения, потребления товаров и услуг. Для того чтобы произвести нечто, необходимы люди, инструменты, станки, материалы и т.д. - производительные силы. В процессе производства, а затем обмена, распределения, потребления люди вступают в разнообразные отношения друг с другом и с товаром - производственные отношения. Производственные отношения и производительные силы в совокупности составляют экономическую сферу жизни общества:

производительные силы — люди (рабочая сила), орудия труда, предметы труда;

производственные отношения - производство, распределение, потребление, обмен.

3.Политическая сфера. Это сфера изучает особенности отношений между обществом и государством, анализирует принципы работы основных институтов власти. Традиционно включает в себя следующие элементы:

1)политические организации и институты — социальные группы, революционные движения, парламентаризм, партии, гражданство, президентство и т.д.;

2)политические нормы - политические, правовые и моральные нормы, обычаи и традиции;

3)политические коммуникации - отношения, связи и формы взаимодействия между участниками политического процесса, а также между политической системой в целом и обществом;

4)политическая культура и идеология — политические идеи, идеология, политическая культура, политическая психология.

Потребности и интересы формируют определенные политические цели социальных групп. На этой целевой основе возникают политические партии, общественные движения, властные государственные институты, осуществляющие конкретную политическую деятельность. Взаимодействие крупных социальных групп друг с другом и институтами власти составляет коммуникативную подсистему политической сферы. Это взаимодействие упорядочивают различные нормы, обычаи и традиции. Отражение и осознание этих отношений формируют культурно-идеологическую подсистему политической сферы.

4.Духовная сфера. Под ней в социальной философии понимается область идеальных, нематериальных образований, включающих в себя идеи, ценности религии, искусства, морали и т.д.

Структура духовной сферы жизни общества в наиболее общих чертах такова:

религия — форма мировоззрения, основанная на вере в сверхъестественные силы;

мораль — система нравственных норм, идеалов, оценок, поступков;

искусство — художественное освоение мира;

наука — система знаний о закономерностях существования и развития мира;

право — совокупность норм, поддерживаемых государством;

образование — целенаправленный процесс воспитания и обучения.

Духовная сфера — это сфера отношений, возникающих при производстве, передаче и освоении духовных ценностей (знаний, верований, норм поведения, художественных образов и т. п.).

Духовные потребности в отличие от материальных не заданы биологически, а формируются и развиваются в процессе социализации личности. Духовные потребности удовлетворяются в процессе духовной деятельности - познавательной, ценностной, прогностической и т.д. Такая деятельность проявляется в искусстве, религии, научном творчестве, образовании, самообразовании, воспитании и т.п. При этом духовная деятельность может быть как производящей, так и потребляющей.

Духовным производством называется процесс формирования и развития сознания, мировоззрения, духовных качеств. Продуктом этого производства являются идеи, теории, художественные образы, ценности, духовный мир индивида и духовные отношения между индивидами. Основные механизмы духовного производства — наука, искусство и религия.

Духовным потреблением называется удовлетворение духовных потребностей, потребление продуктов науки, религии, искусства, например посещение театра или музея, получение новых знаний. Духовная сфера жизни общества обеспечивает производство, хранение и распространение нравственных, эстетических, научных, правовых и иных ценностей.

   Одной из ключевых проблем, исследуемых социальной философией. является проблема глобализации.

Глобализация – это процесс сближения и роста взаимосвязи наций и государств, сопровождающийся выработкой общих политических и экономических, культурных и ценностных стандартов. (Источник информации Беляков А.В., Матвейчев О.А. Большая актуальная политическая энциклопдеия. М.: Эксмо.2009.)

   В социальной философии выделяют три аспекта глобализации:

1) экономический он проявляется в экспансии западного капитализма и превращении его в мировую экономику;

2) культурный – проявляется в унификации культурных норм, попытках создать универсальную модель культуры, которая могла бы быть реализована в любом государстве;

3) политический – он связан с ростом влияния международных организаций, таких как ООН, Международный валютный фонд, ВТО, всемирный банк и т.т. Именно они и им подобные регулируют процессы, происходящие в мировой экономике, тем самым ограничивая свободу отдельных государств. Этот процесс чаще всего сопровождается выработкой общих политических, экономических, культурных и ценностных стандартов.

Глобализацию в социальной философии рассматривают в тесной связи с вестернизацией. Под ней, как правило, понимается процесс полной или частичной переориентации сообществ, исходно не принадлежащих к западно-христианской культурной традиции, на социокультурное развитие по образцу развитых стран Запада, или заимствование отдельных элементов западной культуры. (Источник информации ини А.Г. Динамика социально-полит, действия в традиц. об-ве: (ислам). М., 1996..)

   Отдельное внимание социология уделяет исследованию ряда проблем, масштаб которых затрагивает всё человечество. Такие проблемы называются глобальными. Само понятие было сформулировано в 1972 году в Докладе Денниса Медоуза «Пределы роста». Этот доклад был сделан в рамках заседания Римского клуба – международной научной организации, занимающейся анализом и поиском решения наиболее сложных ситуаций, возникающих перед человечеством. Среди глобальных проблем исследователь обозначил: истощение ресурсов, рост населения. контроль за распространением ядерного оружия, ухудшение экологической ситуации и т.д. Медоуз утверждал, что только координированная работа ведущих международных организаций и правительств разных стран может приблизить человечество к решению глобальных проблем.

                                      Выводы:

1) в центре внимания С.Ф, - бытие человека как субъекта социальных отношений;

2) С.Ф. выделяет социальную ,экономическую и политическую сферы общества;

3) С.Ф. можно считать сферой междисциплинарных исследований, поскольку она объединяет в себе методы таких наук, как история, культурология, политология, социология и т.д.

 

Конспект лекции на тему: Философия истории

Данное понятие впервые было употреблено французским философ эпохи Просвещения Вольтером. Он был убеждён, что философ должен не просто истолковывать исторические факты, но и анализировать их с позиции философии. В этом анализе философ должен исходить из того, какое влияние история оказывает на формирование культуры и цивилизации. В этой связи необходимо уточнить смысл этих понятий:

 - культура – совокупность искусственных объектов (идеальных и материальных), созданных человеком в процессе освоения природы и обладающих структурными, функциональными и динамическими закономерностями.

- цивилизация – стадия развития общества, для которой характерно преобладание социальных связей над природными; автор понятия – французский философ 18 в. Оноре де Мирабо.

Немецкий философ Георг Гегель также внёс весомый вклад в формирование философии истории. В частности. он утверждал, что можно выделить три вида истории:

1) первоначальная – она основывается на свидетельствах очевидцев исторических событий (Фукиди, Гродот);

2) рефлективная история – знание в данном случае является результатом переосмысления человеком исторических событий;

3) философская история – критический анализ истории с позиции разума.

Сам Гегель впервые применил диалектику для анализа хода истории, так как считал, что она должна рассматриваться в тесной связи с идеей развития. Российский представитель философии истории Лев Карсавин так определял задачи философии истории: 1) исследователь первоначало исторического бытия; 2) рассматривать это в единстве бытия и знания; 3)познание и изображение исторического процесса в целом.

Условно выделяют три основных направления философии истории – онтологическое, гносеологическое и синтетическое Сторонники первого направления занимаются изучением бытия исторического процесса, смысла истории. Сторонники второго основное внимание уделяют познанию фактов исторических событий. Представители третьего объединяют первые два подхода в единый метод.

Дата: 2019-02-19, просмотров: 349.