Краткий конспект лекции: «Философия Нового времени».
Для философии этого периода характерно следующее:
1) гностицизм/агностицизм – каждая из этих установок определяла уровень способности человека познать мир: представители гностицизма считали, что она безгранична, представители агностицизма были убеждены в обратном;
2) сциентизм – тип мировоззрения, при котором истинным знанием считается лишь то, которое получено в результате научной деятельности;
3) механицизм – тип научного мировоззрения, при котором все процессы и явления объясняются с помощью законов механики.
Эпоха получила своё название потому, что происходила переоценка роли философии в жизни человека и её места в системе наук. Разные представители философии Просвещения были едины в одном: она должна предложить новые подходы к осмыслению ключевых для бытия человека проблем. Одной из них была проблема познания, которая решалась в рамках трёх направлений философии: рационализма, эмпиризма и сенсуализм. Ниже речь о них пойдёт более подробно.
Рационализм Рене Декарта
Рационализм – это философское направление, признающее главным источником информации об окружающем мире разум. Основателем Р. Выступил французский философ Рене Декарт (1596 – 1650). Он считал, что в основе познания мира должны лежать не чувства и эмоции, а научный метод. В качестве такового он выделял дедукцию – форму логического мышления, для которой характерно движение мысли от общего к частному. По мнению Декарта, дедукция была совершенной и не имела недостатков. Подробнее на этот счёт он высказывался в книге «Рассуждение о методе».
Декарт считал, что именно дедукция служит основой принципа «разумного сомнения»: истинно лишь то, в чём можно усомниться». Именно сомнение помогает человеку расширять возможности познания, развивать науку, совершать новые открытия. Сам человек, как считал философ, состоит из двух субстанций – телесной и духовной; человек единственный из всех живых существ способен преодолеть свою телесную природу, тем самым возвысившись над собой.
В процессе познания человек сталкивается с тремя видами идей:
1) врождённые – существуют в разуме человека с первых дней его жизни;
2) приходящие извне – идеи, которые человек воспринимает в процессе познания мира;
3) идеи, источником которых является сам человек.
Наиболее значимыми из них, по мнению Декарта, являются врождённые: их истинный характер не может в принципе вызывать сомнение. Их примером могут быть идеи о том, что Бог создал мир, человек смертен и т.д.
Для справки. В философии Платона существовала теория мимнезиса, или припоминания. Её суть заключалась в том, что, по мнению греческого философа, человек рождался с определёнными знаниями, в процессе жизни не узнавал ничего нового, а только припоминал старое.
Эмпиризм Фрэнсиса Бэкона
Эмпиризм – это философское направление, согласно которому основой познания мира выступает опыт. Основоположником Э. является британский мыслитель Фр. Бэкон (1561-1626). Его главными произведениями являются «Новая Атлантида» и «Новый Органон». Его философия во многом была противоположна рационализму Рене Декарта. Так, основой познания Бэкон видел индукцию – форму логического мышления, для которого характерно движение мысли от частного к общему. Однако, в отличие от Декарта, Бэкон видел у индукции два серьёзных недостатка:
1) индукция в процессе познания является источником слишком большого количества деталей, которые могут служить причиной заблуждений человека;
2) вероятностный характер получаемых в результате индукции знаний.
Вообще, как считал Бэкон, человека в процессе познания мира использует три основных пути:
1) «путь паука» - путь познания, основанный только на разуме;
объяснение: когда паук плетёт паутину, то считает, что крепче неё нет ничего в мире, так как на ней можно жить и охотиться; но на самом деле паутина достаточно хрупка по сравнению даже с сильным порывом ветра; таким образом, Бэкон показывал, что знание, которое не проверили опытом, бесполезно, и даже опасно;
2) «путь муравья» - путь познания, основанный только на опыте;
объяснение: от природы муравьи – искусные строители, способные создавать муравейник буквально из ничего; в этой способности им нет равных, однако их опыт узко направлен потому, что обусловлен рефлексами-например, они могут начать строить муравейник там, где он был недавно разрушен; тут Бэкон показывает, что опыт не страхует от ошибок, должен постоянно обновляться и соотноситься с разумом;
3) «путь пчелы» - оптимальный путь познания, гармонично сочетающий в себе разум и опыт.
Бэкон был убеждён, что философия должна изучать не только способы познания, но и причины, по которым в процессе познания человек совершает ошибки. Главная причина этого – заблуждения, которые сам философ называл «призраки». Он выделял их четыре вида:
1) «призраки рода» - возникают из-за влияния норм культуры (обычае, традиций) на процесс познания мира;
2) «призраки пещеры» - возникают из-за влияния качеств личности человека на процесс познания им мира; (оба они являются врождёнными);
3) «призраки рынка» - их причина состоит в неправильном употреблении слов и понятий;
4) «призраки театра» - возникают из-за влияния философии на процесс познания.
Сенсуализм Джона Локка
Сенсуализм – это философское направление, признающее основным инструментом познания мира чувство. Основателем С. является британский философ Джон Локк(1632-1704). Своё понимание С. он изложил в книге «Опыт о человеческом разумении» В частности, он утверждал, что чувство только тогда может быть эффективно в процессе познания, когда соотнесено с разумом и опытом. Мир, по мнению Локка, материален, а следовательно познаваем.
Чувства также оказывают влияние на формирование сознания человека. Само сознание Локк определял как «чистую доску». Британский мыслитель считал, что образование, воспитание и культура влияют на то, каким в конечном счёте будет сознание человека, а значит и он сам. Если образование и воспитание могут помочь человеку преуспеть в жизни, то философия, как думал Локк, может помочь ему достичь счастья. Счастье он определял как максимум удовольствий при минимуме страданий.
Локк последовательно отстаивал идею веротерпимости как одну из базовых ценностей цивилизованного общества. Она не должна распространяться лишь на тех, кто нарушает закон и тех, кто открыто отрицает существование Бога. Церковь, по мысли Локка, должна быть отделена от государства и не вторгаться в политическую сферу жизни общества. Свои взгляды на данную проблему он изложил в книге «Трактат о веротерпимости».
Одной из ключевых для социальной философии Локка является идея о разделении властей в государстве на три ветви: исполнительную, законодательную и судебную. Это, по мнению философа, позволит избежать злоупотреблений органов власти по отношению к обществу. Данная идея неоднократно будет использоваться в философии, однако её автором был именно Джон Локк.
Пантеизм Бенедикта Спинозы
Пантеизм – это религиозно-философская концепция, согласно которой Бог и мир не являются разными сущностями, а представляют собой едино целое.
Для справки. Впервые понятие «пантеизм» употребил ирландский философ Джон Толланд в книге «Христианство без тайн». Книга была приговорена к сожжению католической церковью, а сам автор долгое время скрывался от инквизиции. В научный оборот данный термин ввёл голландский теолог Й. Фай
Спиноза считал, что, несмотря на то, что Бог создал мир, он не всегда может помешать твориться злу. Источник зла голландский философ видел в аффектах ( бессознательных переживаниях), причиной возникновения которых, в свою очередь, была природа.
В процессе познания мира человек проходит через три стадии познавательного процесса:
1) «чистое познание» - познание, происходящее в разуме человека не обусловленное внешними причинами;
2) «разумное познание» - познание при помощи размышлений и логических операций;
3) «чувственное познание» - поверхностное познание, не играющее большой роли в получении истины.
Ключевым произведением Спинозы был трактат «Этика», в котором он рассматривал проблему соотношения свободы и необходимости в жизни человека и существовании общества. Главный источник необходимости, по его мнению, Бог, а значит путь человека к обретению истины лежит через познание Бога.
Монадология Годфрида Лейбница
Монадология – это философская теория, согласно которой мир состоит из множества элементарных частиц (монад), постоянное вращение которых обеспечивает развитие мира. Лейбниц выделял четыре вида монад:
1) «голые монады» - из них состоит природа;
2) Монады животных;
3) монады человека, включающие в себя свойства сознания, памяти, мышления;
4) высшая монада – Бог.
Лейбниц создал четвёртый закон логики – закон достаточного основания, согласно которому всё в мире происходи благодаря тому, что обладает для этого достаточным основанием. Этот закон был необходим философу для того, чтобы доказать существование бытия Бога. Всего им для этого были сформулированы четыре доказательства:
1) онтологическое: бытие Бога есть основа всего;
2) космологическое: Бог является первопричиной мира и жизни в нём;
3) вечной истины: Бог источник истины, человек не может познать истину, а значит не может приблизиться к познанию Бога;
4) предустановленной гармонии: Бог создал мир лучшим из возожных, а значит в нём не может произойти зла.
За последнее доказательство Лейбниц неоднократно удостаивался критики и обвинялся в излишнем теологическом оптимизме. Но это не помешало его идеям прочно занять место в истории философской мысли, а некоторым из них оказать влияние на формирование такого этапа науки как немецкая классическая философия.
Философия Нового времени
Вопросы
1.Основные характеристики эпохи Нового времени.
2. Рационализм Р. Декарта.
3. Эмпиризм Ф. Бэкона.
4. Сенсуализм Дж. Локка.
5. Пантеизм Б. Спинозы.
6. Теория монад Г. Лейбница.
7. Доказательство бытия Бога как часть идеалистической философии Г. Лейбница.
8. Скептицизм в философии Д. Юма.
9. Субъективный идеализм Дж. Беркли.
10. Номинализм и идеализм философии Т. Гоббса.
Темы докладов
1. Утопические воззрения Ф. Бэкона
2. Политические взгляды Дж. Локка
3. Социально-философские идеи Т. Гоббса.
4. Влияние логики на развитие философии на примере дедуктивного метода Р. Декарта.
5. Индукция Ф. Бэкона как метод познания.
6. Проблема воспитания в философии Дж. Локка.
7. Понимание свободы в творчестве Т. Гоббса.
8. Проблема познания в философии: исторический аспект.
Краткий конспект лекции на тему: «Философия эпохи Просвещения».
Название данного этапа обусловлено тем, что философы-просветители стремились сделать философию более прикладной наукой, окончательно освободить её от влияния церкви. Главным предметом философии того времени была прежде всего проблема социально-политического устройства государства. Интерес к ней был вызван прежде всего тем, что перед государством, освободившимся от опеки церкви, возник целый ряд проблем, требовавших новых подходов к их решению. Эпоха Просвещения в основном была представлена философами Англии и Франции. Это неслучайно по двум причинам: во-первых, две эти страны были наиболее развиты в экономическом и политическом отношении для своего времени; во-вторых, в обществе каждой из них зрело недовольство институтом королевской власти как неэффективным и чрезмерно бюрократическим.
Что касается развития философии в целом, то для неё были характерны следующие основные признаки:
1) деизм – это религиозно-философская концепция, согласно которой Бог и сотворённый им мир являются единым целым;
2) научный атеизм – философская теория, признающая необходимость научного опровержения религиозных догм;
3) прогрессивизм – научное мировоззрение, главной идеей которого является необходимость прогресса как обязательного условия развития цивилизации ( противоположность – традиционализм).
Деизм Франсуа Вольтера
Франсуа Мари Аруэ (Вольтер) (1694-1778) является одной из ключевых фигур французского Просвещения. Так именно он выступил основоположником деизма – философской теории, которая признавала создание мира Богом, но отрицала его определяющую роль в дальнейшем развитии мира и жизни человека. Сам Вольтер был непримиримым критиком католической церкви, за что был отлучён от неё и большую часть жизни подвергался гонениям. Именно это побудило философа взять псевдоним «Вольтер», что означало стойкий, прямой, несгибаемый.
В гносеологии Вольтер разделял взгляды Декарта, считая, что именно разумное сомнение, свободное от религиозных предрассудков, является основой познания мира. Бог и религия не отрицались Вольтером полностью; он признавал их в качестве источником нравственных идеалов и моральных норм, но отрицал роль церкви в управлении государством. Главным изъяном католичества философ считал нетерпимость к другим конфессиям. В его преодолении Вольтер видел ключ к изменению восприятия церкви обществом. Эти мысли он изложил в книге «Трактат о веротерпимости».
Подобно другим просветителям, Вольтер, кроме философских книг, излагал свои мысли в форме художественных произведений. Так, например, он был автором романа «Кандид, или оптимизм». В этой книге рассказывается история приключений молодого человека по имени Кандид и его учителя Панглоса. Они олицетворяли собой два разных взгляда на мир: Кандид был оптимистом и верил в Бога, Панглос был пессимистом и отвергал религию вообще. Книга представляла собой сатиру не только на современный Вольтеру нравы, в ней также высмеивалась католическая церковь. Книга пользовалась огромной популярностью, но была запрещена на территории Франции, а её автор был пожизненно отлучён от церкви.
Вольтер был автором понятия «просвещённый абсолютизм». Под ним он понимал тип власти, при котором правитель государства уделяет особое внимание развитию наук и искусств, подаёт личный пример просвещённости подданным и даже не ущемляет некоторые их права и свободы.
Теория «власти климата» Шарля Монтескье
Шарль Луи Секонда де Алабрэ барон де Монтескье (1689-1755) являлся автором одной из наиболее влиятельных научных теорий в истории не только философии, но и геополитики. Именно им была сформирована теория «географического детерминизма». Её суть заключалась в том, что политическое, культурное и экономическое развитие государства определялось прежде всего его географическим положением и типом климата. Так Монтескье считал, что в странах с жарким и влажным климатом чаще образуются деспотии, а в странах с умеренным или холодным климатом – географии и республики. Эти мысли были изложены философом в книге «Власть климата»
Для справки. Теория географического детерминизма получила развитие в трудах многих геополитиков конца 19 – начала 20 вв. Среди них можно выделить Альферда Мэхена и его работу «Влияние морской силы на историю», Фридирха Ратцеля и его работу «Антропогеография». Отечественным представителем географического детерминизма является Л.И. Мечников и его труд «Цивилизации и великие реки». Среди современных исследователей, развивающих теорию Монтескье, следует отметить Роберта Каплана и его книгу «Месть географии».
Монтескье был активным сторонником принципа разделения властей в государстве на три ветви: исполнительную, законодательную и судебную. Он считал, что таким образом в государстве будет создана система сдержек и противовесов, что не позволит возникнуть ситуации захвата власти и сосредоточения её в руках одного человека. Данную мысль он развил в книге «О духе законов». Свои философские искания он также выразил в форме литературного произведения «Персидские письма». Его главные герои – двое молодых персидских аристократов по имени Узбек и Рик, - по достижению совершеннолетия отправляются в Европу. Их цель – увидеть своими глазами жизнь европейцев, понять особенности функционирования европейских общества и государства. О своих впечатлениях они должны писать на родину. По ходу своего путешествия персы убеждаются в том, как много отличает европейцев от их родного народа, а также то, что при всех отличиях у них существуют одни и те же проблемы: бедность, коррупция, неэффективная работа органов власти и т.д.
Проблема неравенства в философии Жан-Жака Руссо
Главный вклад Руссо(1712-1778) в философию эпохи просвещения является создание им теории общественного договора. Согласно ей, создание государства являлось результатом соглашения между разными членами общества. Цель соглашения заключалась в том, чтобы создать механизм управления обществом, который обеспечивал бы его безопасность и процветание. Взамен граждане должны добровольно отказаться от некоторых прав и свобод. Но, в отличие от Т.Гоббса, Руссо считал, что при одном условии общество может отказаться выполнять договор: если государство будет недостаточно хорошо выполнять свои обязанности. В этой ситуации граждане, по мнению Руссо, имеют право свергнуть правителя и назначить на его место нового. Данную теорию мыслитель изложил в книге «Трактат об общественном договоре».
Кроме того, общественный договор, как считал Руссо, должен решить одну из ключевых проблем современного общества - проблему неравенства. В книге «Трактат о неравенстве» он выделял два его вида: 1) врождённое, или биологическое; 20 приобретённое, или политическое. Если от первого, по мнению автора, невозможно избавиться, то второе преодолимо в процессе общественного развития индивида. Один из способов его преодоления – отказ общества от благ цивилизации и возврат к жизни на лоне природы (теория «естественного человека»).
Ключевую роль в жизни людей, по мнению Руссо, играет воспитание. Именно от него зависит то, сможет ли индивид стать достойным членом общества. Воспитывать детей должно государство в специально созданных для этого учреждениях. Более подробно эти взгляды Руссо изложил в автобиографическом романе «Исповедь»: «…всё то, что не дано нам при рождении, мы получаем при воспитании».
Деизм в философии Дени Дидро
Д. Дидро (1713-1784) развивал идеи деизма Вольтера, однако стремился придать им более естественно-научный характер. Он был убеждён, что некоторые явления мира можно объяснить с позиции религии; но вместе с тем это не отменяет необходимости объяснять другие законами физики и изучать их средствами естественных наук.
Дидро считал, что научное знание должно носить энциклопедический характер, а потому необходимо обобщить все основные результаты современных наук в рамках одного произведения. Такой книгой стала «Энциклопедия…», насчитывавшая несколько томов. Её соавторами вместе с Дидро выступили все представители французского Просвещения, и им удалось собрать информацию о последних результатах и тенденциях развития самых разных гуманитарных и естественных наук.
Свои критические аргументы в адрес католической церкви Дидро обобщил в романе «Монахиня». В этой книге рассказывается о трагической судьбе молодой девушки. Приняв сан монахини, она столкнулась с произволом, тяготами и жестоким обращением в стенах монастыря. Книга имела большой общественный резонанс, по распоряжению короля Франции была создана специальная комиссия по проверки нескольких женских монастырей. Некоторые из них был закрыты по её результатам.
Философия атеистического материализма
Одни из её ключевых представителей является Клод Анри Гельвеций (1715-1771). Свои основные мысли он изложил в таких трудах, как «Об уме» и «О человеке». По своим философским предпочтениям он являлся материалистом, понимал природу как совокупность материальных тел, образующихся в результате соединения и разъединения атомов. Большую роль в развитии ума человека Гельвеций придавал чувствам. Он считал, что именно чувства побуждают человека совершенствовать свои познавательные способности, развивать науку и двигать прогресс. Одним из главных чувств человека является корысть – стремление к получению выгоды для себя в любой жизненной ситуации. Именно это качество, по мнению Гельвеция, помогает человеку выжить и преуспеть в мире. Кроме того, мыслитель считал, что чувства образуют основу темперамента человека, а именно он выступает главной причиной того, что умственные способности людей различаются между собой.
Поль Анри Гольбах (1723-1789)
Являлся одним из соавторов знаменитой «Энциклопедии», для которой написал 375 статей. В своей книге «Философия природы» выдвигал идею о том, что в основе развития природы и общества лежат одни и те же биологические законы. Он считал, что если человек может объяснить мир с позиции биологии, то необходимость в религии отпадает сама собой. Религию, по его мнению, создают страх, невежество и самообман человека, от которых тот может избавиться с помощью науки.
Ядром его философии является «система фатализма», в соответствии с которой Гольбах считал, что развитие мира заранее предопределено и случайностей в нём в принципе быть не может. Это упрощает человеку познание мира, которое необходимо, как считал философ, основывать на сенсуализме. Выступал с критикой теории врождённых идей Декарта.
Главным мотивом проступков человека Гольбах считал стремление к личному счастью. Однако. личное счастье недостижимо без общественного блага, поэтому, помогая другим, человек тем самым помогает себе. Именно поэтому французский философ был активным сторонником теории общественного договора и критиком деспотизма и абсолютизма.
Дата: 2019-02-19, просмотров: 553.