Социально-философский утопизм в философии Возрождения
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В эпоху Возрождения сформировалось целое течение, представители которого создавали проекты идеального государственного устройства – утопии. Вдохновение они, как правило, черпали в несовершенстве существующей политической системы. Среди представителей социального утопизма можно выделить Томаса Мора и Томаззо Кампанеллу.

Именно Томас Мор (1478-1535) – является основателем утопического социализма в философии. Он активно занимался политикой, был епископом и лордом-канцлером при короле Генрихе VIII. За отказ поддержать решение короля выйти из под опеки католической церкви и основать собственную – англиканскую – церковь был казнён по обвинению в государственной измене.  Свои взгляды он изложил в произведении «Утопия». В нём он описывал государство, основанное на принципах всеобщего равенства. Так же как и Платон, Мор не признавал частную собственность, считая её главной причиной раздоров между людьми. Согласно его проекту, все жители Утопии работают ради общего блага, а продукту их труда равномерно распределяются между всеми. От работ освобождаются лишь те , кто способен заниматься интеллектуальным трудом: развивать науку, искусство и т.д.

Религия является неотъемлемой частью жизни общества, согласно Мору, все конфессии могут сосуществовать в Утопии. основой общества является «трудовая семья», где мужчины и женщины имеют равнее права. Однако при это Мор допускает существование рабов, в число которых определяет военнопленных и преступников. Это говори о том, что его Утопия, безусловно, была мечтой, но мечтой, не оторванной от реальности.

Похожую теорию, но с некоторыми отличиями развивал итальянский мыслитель Томаззо Кампанелла (15678-1639) в книге «Город Солнца». В его утопии так же нет частной собственности, а для граждан действует всеобщая трудовая повинность. Труд сочетается с обучением, так как именно оно служит гарантом пополнения трудовых резервов государства.  Жизнь соляриев (так называли себя граждане города Солнца) строго регламентирована, распорядок укладывается в световой день. Во главе государства стоит Метафизик – пожизненно избираемый правитель, обладающий большим объёмом знаний в различных науках и профессиях. Именно он устанавливает правила воспитания подрастающего поколения: с раннего возраста детей забирают у родителей и воспитывают в специальных учреждениях. Главная добродетель, которую им прививают – умение жить и трудиться во благо города Солнца.

       Мораль и политика в философии Н. Макиавелли

Философия Возрождения также не обделила своим вниманием проблему политической власти и взаимоотношений общества и государства. В данном контексте главным произведением на эту тему эпохи Возрождения можно считать «Государь» Никколо Макиавелли (1469-1527). Уроженец Флоренции, он принимал активное участие в политической жизни Италии, занимался дипломатической работой.

В «Государе» Макиавелли поднимает проблему целесообразности морали в политике и делает вывод, что она там не нужна. Он считает, что во имя достижения цели настоящий политик должен отринуть любые соображения морали, так как важен лишь конечный результат. Власть, как утверждал мыслитель, человек получает в свободном соревновании, для победы в котором важны воля, хитрость и беспринципность. Свои политические выводы, изложенные в книге «Государь», Н.М. делал на основе анализа политической истории Древнего Рима и современных ему событий из политической жизни Италии. Своего рода дополнением к выше указанной книге является работа «Рассуждение о первой декаде Тита Ливия». Главным принципом политической жизни Макиавелли было « цель оправдывает средства».

 

                                          Выводы:

1) в рамках данного периода философии его представители активно использовали и развивали научное наследие философии эпохи Античности;

2) в эпоху Возрождения отчётливо наметилась тенденция объединения философии с естественными и точными науками;

3) именно в это время начался важный процесс не только отделения церкви от государства, но и отделения науки то религии; но, несмотря на это, позиции католической инквизиции были ещё очень сильны, что не позволяло в открытую заявлять атеистические или еретические взгляды;

4) было основано и получило распространение философское течение социального утопизма, которое в будущем окажется одним из наиболее значимых для развития науки философии.

 

Дата: 2019-02-19, просмотров: 251.