Теория не-бытия Герклита Эфесского
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

       В своей философии Гераклит развивал идею внутренних противоречий в развитии природы, мира и человека. Тем самым он внёс весомый вклад в развитие диалектики, создатель которой Сократ определял её как искусство победы в споре. Гераклит считал, что у этого раздела философии есть потенциал к тому. чтобы со временем превратиться в самостоятельный научный метод. с его помощью в противоположность понятию «бытие» Гераклит создал понятие «не-бытие». С его помощью он обозначал не только прекращение физического существования объекта, но и переход его в другое состояние качества.

       Первоосновой жизни он считал огонь – стихию, содержащую в себе внутренние противоречия: огонь может помочь выжить, а может убить и т.д.

Элейская школа

Основателем данной школы был Ксенофан. В качестве первоначала жизни он выделял Землю, в его философии выделяют предпосылки создания таких теорий, как пантеизм, скептицизм и метафизика.

Другой представитель этой школы – Парменид – является автором системообразующего для науки философии понятия – бытие. под бытием в философии понимается понятие, обозначающее всё многообразие проявления форм человеческого существоания6 его умственную, психическую и физическую деятельность. Критиковал Гераклита за его идею не-бытия. считал, что не-бытия не существует. так как человек не может познать его разумом.

Атомизм

Основателями этой школы были Левкипп и Демокрит. Они считали, что весь мир представляет собой систему частиц под названием атомы. Демокрит также является основателем материализма в философии. Считается, что Левкипп был его творческим псевдонимом, и на самом деле такого человека не существовало в природк.

 

Платон           Аристотель
Основал идеализм Разделял материалистические взгляды
Определял бытие как мир идей Определял бытие как то, что имеет отношение к физической реальности
Главным в бытии человека считал идею блага Главным в существовании человека считал меру
Одним из первых создал школу, где обучал философии Был первым энциклопедистом в истории философии
Считал лучшей формой правления монархию Считал лучшей формой правления политию (форма правления, при которой большинство правит в интересах меньшинства)
Отрицал частную собственность как источник зла Видел в частной собственности главный признак цивилизованности общества
Считал искусство формой искажения реальности Считал искусство одной из форм познания мира
Считал, что человеческое мышление полно заблуждений Создал науку логику, одна из задач которой – избавлять от заблуждений

 

Вопросы к семинару:

1. Исторические и культурные истоки формирование древнегреческой философии.

2. Исследование проблемы первоначала представителями Милетской школы.

3. Пифагорейский союз и его роль в формировании идеализма.

4. Элейская школа: основные представители и их взгляды.

5. Антропоцентризм в философии Сократа. Метод майевтики.

6. Гераклит как основатель диалектики.

7. Идеализм в философии Платона.

8. Политические взгляды Платона и его теория идеального государства.

9. Социально-политические взгляды Аристотеля.

10.  Учение Аристотеля о бытии и душе.

 

 

Тематика докладов:

1. Роль мифов в становлении философии.

2. Историческая и культурная взаимосвязь философии и медицины.

3. Сравнительный анализ политических взглядов Платона и Аристотеля.

4. Актуальность этических взглядов Аристотеля в современности (принцип «золотой середины»).

5. Гедонизм в философии Эпикура.

6. Уникальность древнегреческой культуры как фактор формирования философии.

7. Стоицизм в философии М. Аврелия и Л. Сенеки.

8. Сократ как основоположник скептицизма.

9. Понимание роли медицины в развитии общества в философии Платона.

10. Проблема изучения первоначала жизни в древнегреческой философии.

 

Краткий конспект лекции на тему: «Философия Средневековья »

       Во многом развитие двух этих этапов в развитии философской мысли взаимообусловлено, поэтому есть смысл рассмотреть их вместе, в сравнительном анализе.

       Эпоха Средневековья в истории занимает период с 5 по 15 вв. и начинается практически одновременно с окончательным распадом Римской империи. Сама по себе эта эпоха состоит из двух частей: раннее средневековье (5-10 вв.) и позднее средневековье (10-15 вв.). Каждому из этих периодов соответствовал свой этап в развитии философии.

Для справки. Автором понятия «Средневековье» является итальянский философ и гуманист Флавио Бьондо. Для обозначения периода раннего средневековья его соотечественник Франческо Петрарка использовал термин «тёмные века».

       Для данной эпохи характерны несколько основных признаков:

1) Теоцентризм – тип мировоззрения, при котором Бог воспринимался субъектом и объектом, причиной и следствием всех процессов и явлений окружающего мира;

2) Догматизм – тип мышления, основанный на следовании истинам, неподлежащим сомнению и принимаемым на веру – догмам ( выделяют два основных догмата католической веры: о сотворении- согласно ему, Бог сотворил мир; об откровении – познатть мир можно только познав Бога);

3) Аскетизм – тип мировоззрения, признающий необходимость отказа человека от чувственных и мирских удовольствий во имя служению Богу.

Всю средневековую философию можно условно свести к двум основным направлениям – патристике и схоластике. Основателем схоластики является Авгутисн Блаженный – философ, теолог, католический епископ. За свои заслуги перед церковью он был канонизирован после смерти. В его понимании патристика представляла собой философскую систему, основанную на признании ведущей роли Бога в сотворении мира и догматов как основополагающих принципов мышления.

Говоря о самом мышлении человека, Августин считал, что вера должна превосходить разум, а следовательно человек сначала должен поверить для того, чтобы понять. Преобладание веры над разумом, по мнению Августина, исключает свободу воли человека. Её философ считал главным источником греха в жизни человека.

Для справки. Средневековый теолог и логик Жан Буридан, стремясь доказать вред свободы воли для человека, придумал логический парадокс «Буриданов осёл». По его сюжету, осёл не мог выбрать стог сена, от которого откусить и умер от голода. Смысл прадокса в то, что свобода воли, предполагающая свободу выбора, не способна принести человеку ничего кроме страданий.

Августин был автором онтологического доказательства бытия Бога. Его суть заключалась в том, что если бы не Бог, то не существовало бы ни мира – ни человека, а следовательно Бог основа всего сущего.

Философия истории Августина также носила религиозный характер. В книге «О граде Божьем» он изложил свои взгляды на проблему истории, которую понимал как конфликт двух царств – небесного и земного. Победить в этом противостоянии должно было царство небесное, поскольку оно не знает греха. Следовательно, Августин последовательно отстаивал идею религиозного государства, основанного на власти церкви.

Для справки. В 415 году племя готов под предводительством Алариха сначала осадили, а затем разрушили Рим. Авреглий Августин был в числе осаждённых, именно тогда он и закончил книгу «О граде Божьем». Черновик книги вывез из осаждённого города один из его учеников. Сам мыслитель отказался от эвакуации, считая, что как представитель церкви, должен быть со своим народом и городом до конца. ( Ист.информации: Сьюзан Бауэр. История средневекового мира).

                                    Схоластика Фомы Аквинского

Несколько отличную от своего предшественника философскую систему предложил Фома Аквинский. Основные принципы схоластики он сформулировал в таких книгах как «Сумма теологии» и «сумма против язычников».

Для справки. В средневековье слово «сумма» означало «собрание, совокупность аргументов». Таким образом, книги Аквината представляют собой собрание его мыслей по проблемам язычества и развития теологии. Последнюю он считал ключевой для средневековья наукой и часто говорил, что философия – это служанка богословия.

Аквинат считал, что при познании мира человек должен полагаться на разум, а уже потом – на веру: люди не могут поверить в то, что не могут понять. Кроме того, он не исключал, что у человека должна существовать свободная воля; Фома не видел в ней источник греха, но лишь одно из проявлений Бога как творца мира и человека.

Обосновывая бытие Бога, Аквинский использовал античную логику и разработал серию доказательств. Из них он особо выделил пять, именно они являются ядром его философии:

1) Доказательство причины – у всех событий в мире есть причина, главная причина всего – Бог;

2) Доказательство цели – у развития мира и человека есть цель, главный источник целей – Бог;

3) Доказательство движения – всё в мире находится в движении, его источник – Бог;

4) Доказательство степени качества – человек способен различать всё происходящее вокруг него по степени качества (плохое-хорошее, прекрасное-безоразное и т.д.), а эта способность является даром Бога.

5) Доказательство случайности и необходимости – даже случайное происходит по необходимости, источник необходимости – Бог.

Фома Аквинский был активным сторонником использования в философии метафизики и замены ею диалектики. Поскольку диалектика была прежде всего учением о противоречиях в развитии мира, то Аквинат считал, что с её помощью можно опровергнуть любой догмат католической веры. Метафизика же, напротив, представляет собой направление в философии, основанное на идее о том, что все процесс развития мира лишён каких-либо внутренних противоречий и протекает линейно.

Схоластику он понимал как тип философии, основанный на необходимости пояснения и логического доказательства основных догматов католической веры и бытия бога как такового.

Для справки. В философии средних веков активно использовалось теоретическое наследие античной логики. В частности, монах и теолог Уильям Оккам изобрёл один из ключевых логических принципов, помогающий экономить мыслительные усилия человека в процессе познания мира. Согласно этому принципу, в процессе рассуждений или познания необходимо избавляться от любой лишней информации; таким образом человек уменьшает риск впасть в заблуждение. Данный принцип получил название «бритва Оккама», а сам автор выразил его суть так: «не следует умножать сущности без необходимости».

             Конспект лекции на тему: философия эпохи Возрождения.

 Временные рамки эпохи Возрождения охватывают период с 14 по 16 вв. В некоторых европейских странах, например – в Италии, Возрождение началось раньше, чем в остальных и продлилось дольше. В основном эта эпоха затронула Францию, Англию и Италию. Это объясняется тем, что данные страны были наиболее развиты по сравнению с другими в экономико-политическом и культурном отношении.

1)антропоцентризм – тип философского мировоззрения, при котором человек воспринимался субъектом и объектом, причиной и следствием всех процессов и явлений окружающего мира;

2)секуляризация – процесс отделения церкви от государства, связанный с формированием светского типа культуры и освобождения науки от влияния религии;

3)гуманизм – тип философского мировоззрения, основанный на признании человеческой жизни как единственной несомненной ценности.

                   Гуманистический пафос философии Ренессанса

Наиболее влиятельным течением в философии эпохи Возрождения был гуманизм ( от лат. humanista - человечность). Впервые данное понятие было зафиксировано в документах конца XV века. Его родоначальником является итальянский поэт и философ Франческо Петрарка (1304-1374), автор таких произведений, как «О презрении к миру», «Письма потомкам» и др. Его философия гуманизма основывалась на признании человеческой жизни как абсолютной ценности. Ф.П. считал, что в жизни человек должен прежде всего стремиться к свободе, в том числе и от религиозного гнёта. Только сам человек способен достичь счастья, а для этого ему необходимо получать знания, мыслить и творить. Соответственно, идеи средневекового аскетизма и существования загробной жизни также подвергались критике со стороны Петрарки. Кроме того, он был убеждён в необходимости формирования светской интеллигенции, которая должна была стать мотором развития науки, свободной от религии.

Значительный вклад в развитие гуманизма внёс другой представитель итальянского Возрождения Данте Алигьери (1265-1321). Его главное произведение – философская притча в стихах «Божественная комедия». По сюжету главный герой, носящий имя автора, вместе с древнеримским поэтом Вергилием проходит через все круги Ада, олицетворяющие семь смертных грехов человечества. После этого Данте попадает в Чистилище, а потом – в Рай, где воссоединяется со свое возлюбленной. Гуманистический пафос этого произведения состоит в том, что человек способен преодолеть невероятное во имя любви. В этом проявляется его подлинное величие. Однако, по мнению Данте, не следует забывать о том, что природа человека греховна, иначе не существовало бы Ада. Только неустанная работа над собой, самообразование и самосовершенствование способны помочь человеку возвыситься над собой, победить свою греховную природу. Политическим идеалом Данте было светское государство, свободное от влияния церкви. Он не был атеистом, верил в Бога и святую миссию церкви, но отрицал необходимость её участия в управлении государством. Люди, согласно Данте, должны верить, т.к. это помогает им примирить внутри себя два противоположных начала – божественное и природное. При это вера должна быть основана на разуме и свободна от догматов.

Нужно также отметить вклад Лоренцо Валла (1407-1457) в формирование так называемого «светского гуманизма». Ядром его философии была критика схоластики, которую он считал неспособной дать человеку истинное знание. Критиковал аскетизм, считал, что теологи католичества исказили идею античного аскетизма, основанную на чувстве меры, но не на полном отрешении от мирских благ. Во многом гуманизм Валлы сформировался под влиянием античного эпикуреизма. Эта философия исходила из того, что человеку необходимо получать от жизни удовольствие, но: 1) они должны быть не только для тела, но и для ума; 2) в них необходимо соблюдать меру. Свои основные взгляды он обобщил в произведении «Об истинном и ложном благе».

Заключительный представитель итальянского гуманизма – Джованни Пико дела Мирандола (1463 - 1494), автор своего рода гуманистического манифеста эпохи Возрождения – «Речь о достоинстве человека». Его взгляды формировались под влиянием философии Платона, что проявлялось в исследовании им идеи блага. Мирандола считал, что источником блага может быть и религия, но лишь при условии существования в ней идеи веротерпимости. Философия способна помочь воспитать её, а также служить для людей источником истины и добродетелей.

                   Скептицизм в философии Возрождения

В философии эпохи Возрождения нашли своё отражение многие черты философии античной Греции. В частности, это проявилось в возврате к идеям скептицизма, родоначальником которых был Сократ. Возродил интерес к этим идеям французский философ Мишель де Монтень ( (1533-1592). Он считал, что философия гуманизма излишне положительно воспринимает человека, не учитывает присущие ему негативные черты; кроме того, Монтень исходил из того, что антропоцентризм приводит к тому, что человек теряет чувство меры и перестаёт осознавать границы своих возможностей, что может быть для него губительно. Главным произведением Монтеня являются «Опыты». Название произведения объясняется убеждением его автора в том, что жизнь человека – это бесконечный опыт, который человек ставит над самим собой и другими людьми. В этой книге автор стремится проанализировать физическую и моральную сторону личности человека, учитывать все противоречия человеческой натуры. главная опасность для человека ,как считал Монтень. – чувство самоуспокоенности, убеждённость в том, что всё достигнуто а все проблемы решены. Главное, чему должна учить философия – это разумное сомнение, которое помогает человеку жить и творить.

                   Религиозный гуманизм Николая Кузанского

В полной мере научное наследие античности нашло воплощение в творчестве Николая Кузанского (1401-1464). В его произведениях, таких как «Охота за мудростью», «О вершине созерцания»» нашли отражение некоторые черты философии платонизма, пифагореизма, скетицизма. Созданная им философская система сочетает в себе как гуманизм, так и скептицизм. Кузанский признаёт большие возможности человека в познании мира и развитии науки, но также считает, что люди не могут достичь истинного знания. Чем больше человек узнаёт - тем более учёным он становится, но это не приближает его к истине. Такую ситуацию Н.К. называл «учёное незнание».

Будучи епископом, он последовательно отстаивал идею веротерпимости, признавал за многими религиями – в том числе и за исламом – право на существование и самостоятельное развитие. Именно веротерпимость виделась ему одним из способов преодоления и профилактики политических конфликтов и войн. Кузанский не отрицал роль Бога в сотворении мира, но считал, что церковь излишне её преувеличила. Многие процессы во Вселенной можно и нужно объяснять только при помощи законов физики. Развивая эту мысль, он одним из первых высказал мысль о том, что Вселенная бесконечна; отстаивал идею о вращении Земли вокруг своей оси. Его естественно-научные представления оказали влияние на формирование научных представлений Н. Коперника и Дж. Бруно.

Дата: 2019-02-19, просмотров: 365.