Для профилактики неблагоприятных эмоциональных состояний можно использовать следующие способы:
• Экономно расходовать свои эмоционально-энергетические ресурсы. Сила разума способна нейтрализовать отрицательное влияние многих событий и фактов. Будьте оптимистом. Игнорируйте мрачные стороны жизни, позитивно оценивайте события и ситуации. Для этого следует:
• Жить под девизом «В целом все хорошо, а то, что делается, делается к лучшему».
• Воспринимать неудовлетворительные обстоятельства жизни как временные и пытаться изменить их к лучшему.
• Подмечать свои достижения, успехи и хвалить себя за них, радоваться достигнутым целям.
• Не «пережевывать» в уме случившиеся конфликты и допущенные ошибки. Осознать их причину, сделать выводы и найти выход.
• Если возникла проблема или конфликт, решать их своевременно и обдуманно.
• Взять за правило: дольше и чаще общаться с людьми, которые приятны. С теми же, кто неприятен, мягко и незаметно ограничивать общение. Если взаимодействие с малоприятным человеком неизбежно, убедить себя, что происходящее не стоит того, чтобы реагировать эмоционально.
• Признавать за любым человеком право на свободное проявление его индивидуальности. Каждый проявляет свою индивидуальность так, как ему удобно, а не так, как это делаете вы или как бы вам этого хотелось. Необходимо быть гибче в оценках других людей, не стараться переделать партнера, подогнать его под себя.
170
• упражнение «Это я»
Данное упражнение проявляет духовное родство с другими людьми и помогает развить в себе человечность. Наблюдая за другим человеком, обратите особое внимание на те черты его характера, которые, возможно, присущи и вам. Когда кто-то сделает нечто такое, что вам не нравится, напомните себе, что и вы иногда делаете подобные вещи. Постоянно напоминая себе, что чужие ошибки не представляют собой ничего особенного, можно быстро и эффективно освободиться от напряжения.
• Развивать динамичность установок. Человек с большим набором гибких установок и достаточно большим количеством разных целей, обладающий способностью их заменять в случае неудачи, защищен от негативных стрессов лучше, чем тот, кто ориентирован на достижение единственного, главного конкретного результата.
Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. — М., 1996.
ПСИХОФИЗИЧЕСКАЯ ТРЕНИРОВКА
На протяжении тысячелетий эмоции человека были непосредственно связаны с мышечной деятельностью. Стрессовая реакция вызывает физиологическую готовность организма к физической деятельности. В этот момент происходит увеличение притока крови к сердцу и поперечно-полосатой мускулатуре, происходит напряжение мышц, наряду с этим уменьшается приток крови к желудочно-кишечной системе и коже, то есть происходит мобилизация ресурсов организма, подготовка его к активным действиям. Организм находится в условиях возросшего напряжения и психофизиологической нагрузки. Если физической нагрузки нет, то подавляемые двигательные реакции способствуют увеличению нагрузки на сердце, а также ведут к эндокринным и другим физиологическим изменениям. При частом повторении таких случаев наступает психофизиологическая перегрузка, которая является основной причиной психосоматических заболеваний. Противостоять действию напряженных факторов помогают физические тренировки и методы релаксации. У человека, постоянно занимающегося физическими упражнениями, развиваются положительные изменения в организме, которые заключаются в улучшении функционального состояния систем организма, подвергающихся наибольшему напряжению в эмоциогенной ситуации. Такие изменения помогают организму успешно противостоять неблагоприятным эмоциональным воздействиям. Систематические занятия физкультурой и спортом оказывают положительное воздействие не только на физиологические параметры, способствуют укреплению здоровья, но и на личностные характеристики. Это проявляется, прежде всего, в развитии эмоциональной устойчивости, повышении уверенности в своих силах, формировании способности противостоять развитию эмоциональной напряженности. Характер таких занятий может быть различен: плавание, бег, ходьба на лыжах,
172
теннис, волейбол, футбол и другие спортивные игры. Спортивные соревнования, эстафеты, подвижные игры вызывают рост эмоционального напряжения, поэтому в этот момент эффективно проходит обучение эмоциональной саморегуляции.
физические упражнения могут применяться для формирования навыков мышечного расслабления. Этому способствует специально направленная физическая тренировка, сущность которой заключается в выполнении упражнений с целью формирования навыков произвольного напряжения и расслабления отдельных групп мышц (напряжение одних мышц при одновременном расслаблении других, последовательное напряжение и расслабление отдельных групп мышц, расслабление мышц всего тела в сочетании с ритмичными дыхательными движениями). Переход от напряжения мышц к релаксации в сочетании с дыхательными упражнениями способствует своеобразной гимнастике нервных центров, оказывает регулирующее влияние на гладкую мускулатуру внутренних органов и сосудистой системы. Целенаправленные специальные упражнения, оказывая влияние на центральную и вегетативную нервную систему, способствуют формированию навыков, необходимых для устойчивого поведения в напряженных ситуациях. Такого вида специальные упражнения могут включаться в занятия по физической подготовке будущего педагога.
Существование прямой зависимости между тонусом скелетной мускулатуры и эмоциональным напряжением заметил чикагский врач Э. Джекобсон, который положил начало разработке приемов релаксации. Занимаясь регистрацией объективных признаков эмоций, Ж. Джекобсон обратил внимание, что различному типу эмоционального реагирования соответствует напряжение соответствующей группе мышц. Например, при депрессивном состоянии под напряжением находится Дыхательная мускулатура, в состоянии страха — напрягаются мыщцы артикуляции и фонации. Он предположил, что, снимая напряженность определенной группы мышц, можно избирательно влиять на отрицательные эмоции.
Релаксация — это физическое и психическое расслабление. Цель релаксации — подготовка тела и психики к деятельности,
173
сосредоточение на своем внутреннем мире, освобождение от излишнего физического и эмоционального напряжения. Релаксация необходима:
• для подготовки сознания и тела к самовнушению, аутотренингу;
• в напряженных моментах, конфликтных ситуациях, требующих проявления эмоциональной устойчивости;
• для снятия утомления и усталости после трудного дня, нервных и эмоциональных перегрузок.
Действие релаксации основано на механизме взаимовлияния. Между состоянием тела и состоянием нервной системы существует взаимосвязь: тело расслабляется по мере того, как успокаивается мозг, а мозг успокаивается в зависимости от того, как расслабляется тело. Внутреннее напряжение не улавливается нашим сознанием, но создает преобладающее самочувствие, которое проявляется в мышечном напряжении. Оно мешает нам свободно жить, чувствовать, двигаться, мыслить.
Под воздействием расслабления мышц снижается поток импульсов, идущих от рецепторов мышц связок и суставов в центральную нервную систему, снимается активность очага возбуждения головного мозга, происходит снижение тонуса гладкой мускулатуры внутренних органов. Такое состояние способствует снятию напряжения, созданию положительных эмоций, состоянию покоя и удовлетворенности.
Релаксация обычно сочетается с приемами самовнушения. Слово - чрезвычайно сильный раздражитель, который может оказывать влияние на динамику и характер процессов в головном мозге, а через них — на процессы внутренних органов и эмоциональные состояния. Согласно И.П. Павлову, любой предмет, любое явление прошлого жизненного опыта человека связывается прочными нервными связями с конкретными словесными обозначениями. Повторное употребление слова, обозначающего данный предмет или явление, вызывает у человека соответствующее ему представление, состояние. Именно на этих условно-рефлекторных связях основан механизм внушения и самовнушения.
Самовнушение — это создание установок, воздействующих на подсознательные механизмы психики, утверждение, что
успех возможен, выраженное от первого лица в настоящем времени. Сила самовнушения в способности создать свой собственный положительный образ и постоянно этот образ укреплять с помощью слов, обращенных к себе.
Степень действенности слова и его влияние на эмоциональные процессы повышается, когда кора головного мозга находится в состоянии наименьшего возбуждения. Тормозное состояние коры головного мозга может быть вызвано максимальным расслаблением мышц, при сосредоточении внимания на расслаблении, регуляции дыхания, состоянии покоя и отдыха. На этом основан механизм аутогенной тренировки (AT). Общепризнанным источниками AT признаются учение йогов, учение о гипнозе, методы целенаправленного воздействия на нервно-психическую сферу человека.
Термин «аутогенная тренировка» (AT) произошел от греческого «ауто» - сам, «генный» - порождающий, то есть «самопорождающая» тренировка или тренировка, производимая самим человеком. AT была разработана немецким психотерапевтом Иоганном Шульцем. Ее целью являлось психическое и физическое оздоровление человека с помощью самовнушения в состоянии релаксации. После тщательного знакомства с древнеиндийской системой йоги, с опытом исследования людей, погружаемых в гипноз, с практикой использования самовнушения и с опытом применения мышечной релаксации И.Шульц предложил методику AT. Сначала она применялась преимущественно в медицинских целях для лечения расстройств нервной системы. Затем AT взяли на вооружение в спортивной медицине для оптимизации эмоционального состояния спортсменов, психической подготовки к соревнованиям.
Широкое применение AT также получила в разных профессиональных видах деятельности как одно из средств психоразгрузки, для решения психопрофилактических задач.
В настоящее время существует множество модификаций AT: психомышечная тренировка, психофизическая тренировка, психорегулирующая тренировка и др. Но независимо от методического оформления результат воздействия всех этих методик одинаков. Они устраняют неблагоприятные эмоциональ-
174
175
ные состояния, снимают эмоциональную напряженность, раздражительность, утомление, повышают работоспособность.
Классический вариант методики AT содержит 6 основных стандартных упражнений, каждое из которых направлено на определенную область организма: мышцы, кровеносные сосуды, сердце, дыхание, брюшные органы, голову. Смысл каждого упражнения состоит в концентрировании внимания на определенной части тела, с мысленным повторением «формул самовнушения» на ощущение тяжести, тепла, расслабленности. Усвоение каждого упражнения проводится поэтапно в течение нескольких дней регулярных тренировок. Овладение приемами AT способствует устранению мышечных зажимов, стиранию мышечного рисунка эмоциональной напряженности, нормализации деятельности систем организма, угасанию неблагоприятных эмоций.
В последнее время AT начала использоваться в педагогике с целью оптимизации учебного процесса, эмоционального состояния студентов и преподавателей. Навыки AT позволяют студентам снижать уровень эмоционального напряжения в ожидании экзамена и во время его, обрести эмоциональный настрой на успех, уверенность в своих силах, развивают такие профессиональные качества, как организованность, самоконтроль' и самообладание, общительность, решительность, повышают уровень ЭУ. Однако методика AT не получила должного распространения в педагогических вузах, несмотря на высокую результативность этого метода в регуляции эмоционального состояния студентов.
Использование AT в комплексе с другими методами самоуправления эмоциональным состоянием — общеразвиваюшей физической подготовкой, лечебной физкультурой, приемами самомассажа, специальными дыхательными и физическими упражнениями - увеличивает положительный эффект данного метода. На этом принципе основана система психофизической тренировки, получившая распространение в практике лечебной физкультуры, психогигиены и психотерапии.
Необходимость сдерживания внешних проявлений сильных, отрицательных эмоций в педагогической деятельности приводит к тому, что у педагогов утрачивается навык расслабления
176
мышц после эмоциональных перегрузок, появляется стойкий гипертонус мускулатуры, возникают мышечные зажимы. Состояние напряженности длится до тех пор, пока сохраняются силы, когда же они истощаются, организм ослабевает и появляется целая серия психосоматических проявлений.
Определенным эмоциональным реакциям соответствует напряжение вполне определенных мышечных групп. Например, эмоции страха в наибольшей мере напрягают артикуляционные и затылочные мышцы. Поскольку эта закономерность дополняется еще и индивидуальными особенностями, каждый человек в ходе систематических наблюдений за самим собой должен обнаружить те мышечные группы, которые в большей мере реагируют на эмоциональное возбуждение. Кроме того, полезным может оказаться простейший тест. Максимально расслабившись, необходимо как можно более четко воссоздать в сознании эмоциональную ситуацию. Периодически переключая внимание на состояние мышечной систем, нетрудно обнаружить группы мышц, первыми увеличившими тонус. Эти мышцы и становятся объектом наибольшего внимания — как при тренировке расслабления, так и в условиях эмоционального возбуждения.
Можно оценить у себя наличие мышечных зажимов по шкале от 0 (полное отсутствие напряжения) до 10 баллов (очень сильное напряжение). Для этого необходимо обвести кружком нужную цифру по каждой шкале:
Отсутствие | Сильное | |||||||||
Мышцы | напряжения | напряжение | ||||||||
Лба, глаз | 0 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 8 | 9 | 10 | |
Подбородка, горла, затылка | 0 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 8 | 9 | 10 | |
Шеи, языка | 0 | 2 | 3 | 4 | Ь | b | 7 8 | 9 | 10 | |
Груди, плеч, лопаток, рук | 0 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 8 | 9 | 10 | |
Диафрагмы, солнечного сплетения, спины | 0 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 8 | 9 | 10 | |
Поясницы, живота | 0 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 8 | 9 | 10 | |
Таза, нижних конечностей | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | Ь | 6 | 7 8 | 9 | 10 |
177
Таким образом определяются группы мышц, в которых в напряженной ситуации обычно возникает напряжение (7 баллов и выше).
Снятие мышечных зажимов считал важным моментом артистической работы известный режиссер К.С. Станиславский. Он советовал артистам вырабатывать в себе привычку к беспрерывной механической самопроверке, развивать в себе наблюдателя или контролера. Роль контролера трудная: он должен неустанно следить за тем, чтобы нигде не появлялось излишнего напряжения, мышечных зажимов. При наличии зажимов контролер должен их устранять. Процесс самопроверки и снятия излишнего напряжения должен быть доведен до механической приученное™, его нужно превратить в естественную привычку и потребность, особенно в минуты высокого нервного напряжения. Педагогическая деятельность во многом близка актерской, будущий педагог должен уметь своевременно находить мышечные зажимы, замечать излишнее напряжение мышц и научиться расслаблять их.
Освобождение от мышечного напряжения, восстановление естественной грации и свободы движений является основной целью техник телесно-ориентированной терапии. В настоящее время существует два основных направления телесной терапии: этико-культурное и психофизическое.
Этико-культурный подход представляет собой комплекс ме-j тодик из музыкальной и драматической терапии. Ведущей зада-j чей данной терапии является развитие целостного восприятш телесного образа, эмоционально-телесного самовыражения по-* средством музыкального движения и танца. Импульсивное и естественное движение при восприятии музыки помогает снять специфическое напряжение, осознать язык собственного тела, изучить невербальные формы своего поведения.
Психофизическое направление телесно-ориентированной терапии предполагает непосредственную работу с телом для снятия мышечного напряжения. С этой целью используется дыхание, активная и пассивная манипуляция мышцами, двигательные упражнения.
Неотъемлемым компонентом экспрессии учителя являются его позы, осанка, привычки определенным образом стоять,
садиться, передвигаться. Часто в общении с детьми у педагога преобладают закрытые, напряженные позы, которые воспринимаются детьми как недоверие, критичность, нерасположенность к доверительному контакту с ними. Недооценка телесной экспрессии, неконтролируемость внешнего рисунка поведения нарушает процесс общения с детьми, провоцирует возникновение конфликтных ситуаций в педагогическом процессе. Для снятия телесной напряженности, восстановления естественной грации и свободы движения педагога можно использовать терапию движением. Эта техника предполагает изучение привычных, зачастую ригидных поз, устоявшегося стиля движения.
Осознание и снятие ригидных телесных привычек, двигательных стереотипов, хронического мышечного напряжения, может осуществляться в специальном тренинге, где используются пантомимические и пластические техники терапии, техники выразительного движения, упражнения на развитие сензитивности, танцевально-двигательные упражнения.
Использование такого рода упражнений в процессе обучения будущего педагога будет способствовать развитию пластичности, эмоциональной и поведенческой гибкости, профилактике развития эмоциональной напряженности в профессиональной деятельности.
Дата: 2019-02-19, просмотров: 259.