Для успешного выполнения упражнений на произвольное расслабление целесообразно использовать имеющиеся в памяти человека представления, связанные с личным опытом переживания состояний расслабления и отдыха. Конкретное представление знакомой ситуации приводит к хорошему мышечному расслаблению и облегчает обучение упражнениям на расслабление.
Приняв исходное положение упражнения, следует закрыть глаза и постараться припомнить и ярко представить себе, например, следующие ситуации:
1) Я лежу на теплом песке пляжа, он приятно согревает тело; солнце мягко припекает, легкий ветер холодит кожу лба,
196
197
не хочется двигаться; приятное ощущение покоя во всем теле оно как будто растворилось в теплом воздухе летнего дня;
2) Я медленно плыву в теплой тихой морской воде; перевернулся на спину, совершенно расслабился, и вода сама держит меня; тело почти невесомо, оно потеряло границы; меня слегка покачивает на легкой волне; приятно так отдыхать;
3) Я лежу в мягкой пуховой постели; сегодня я много сделал, хорошо поработал, и приятная усталость как-то особенно ощутима; она вдавила тело в постель; тяжелые руки, тяжелые неподвижные ноги, не хочется двигаться; ни о чем не думается, только физически ощущается покой, тишина, отдых.
Подобные воспоминания и ситуации из личного опыта подбираются с учетом индивидуального опыта человека. Когда соответствующее воспоминание найдено, надо представить себе данную ситуацию в деталях, в подробностях и обратить на них внимание, тогда представления начнут приобретать отчетливость и яркость.
Черникова О.А., Дашкевич О.В. Активная саморегуляция эмоциональных состояний спортсмена. — М., 1971.
МЕТОДИКА РЕЛАКСАЦИИ ВО ВРЕМЯ СЕССИИ
Методика дает положительный результат лишь при тщательном усвоении приемов.
Занятия по овладению методикой релаксации в период подготовки и сдачи экзаменов могут проводиться вначале с группой, а затем индивидуально в форме домашнего задания.
Целесообразно тренироваться утром сразу после пробуждения и непосредственно перед засыпанием в вечерние часы. Это обусловлено тем, что заторможенное состояние коры головного мозга после пробуждения или перед засыпанием способствует эффективности.
ТЕКСТ ДЛЯ РЕЛАКСАЦИИ СТУДЕНТОВ ВО ВРЕМЯ СЕССИИ
1. Я отдыхаю. Я расслаблен.
Все тело отдыхает. Не чувствую никакой усталости. Я отдыхаю.
2. Дышу свободно и легко. Дышу ровно и спокойно.
3. Сердце успокаивается.
Все реже сокращения сердца. Оно бьется ровно и ритмично. Спокойно и ровно бьется сердце.
4. Расслаблены мышцы правой руки. Расслаблены мышцы левой руки. Плечи расслаблены и опущены. Руки расслаблены.
Чувствую тяжесть рук.
Приятное тепло чувствую в руках.
5. Расслаблены мышцы левой ноги. Расслаблены мышцы правой ноги. Мышцы ног расслаблены.
Они неподвижные и тяжелые. Приятное тепло чувствую в ногах.
6. Все тело расслаблено. Расслаблены мышцы спины. Расслаблены мышцы живота. Чувствую приятное тепло во всем теле.
7. Расслаблены мышцы лица. Брови свободно разведены. Лоб разглажен.
Веки опущены и мягко сомкнуты.
Углы губ опущены.
Расслаблены мышцы рта.
Все лицо спокойное, расслабленное.
8. Я отдохнул. Чувствую себя свежим. Дышу глубже и чаще.
С каждым вдохом уменьшается тяжесть мышц.
Дышу глубоко.
Чувствую бодрость и свежесть во всем теле.
Потягиваюсь.
Открываю глаза.
9. Тело напряжено как пружина. Хочется встать и действовать. Сегодня ответственный день. Экзамен.
198
199
Я полон сил и бодрости. Много и упорно готовился. Уверен в своих силах. 10. Быстро встать.
Заняться гимнастикой.
Корчагина Т.Д. Психическое состояние уверенности в себе в экстремальной ситуации (на примере экзамена в вузе). — Дис. канд. психол. наук. — М., 1989.
Дата: 2019-02-19, просмотров: 242.