Упражнение 3. «Сосредоточение на предмете»
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Инструкция преподавателя: Внимание! В вашей голове про­жектор. Его луч может осветить что угодно с безмерной ярко­стью. Этот прожектор - ваше внимание. Управляем его лучом! В течение 2—3 минут «освещаем прожектором» любой предмет. Все остальное уходит во тьму. Смотрим только на этот пред­мет. Можно моргать, но взгляд должен оставаться в пределах предмета. Возвращаемся к нему снова и снова, разглядываем, находим все новые черточки и оттенки.

Упражнение 4. «Сосредоточение на звуке»

Инструкция преподавателя: А теперь сосредоточим свое, вни­мание на звуках за окном (стеной) кабинета. Прислушаемся к ним. Для того чтобы лучше сосредоточиться, можно закрыть глаза. Выделим один из звуков. Вслушаемся в него, выслуши­ваем, держим его.

Упражнение 5. «Сосредоточение на ощущениях»

Инструкция преподавателя: Сосредоточьтесь на ваших теле­сных ощущениях. Направьте луч вашего внимания на ступню правой ноги. Прочувствуйте пальцы, подошву. Почувствуйте соприкосновение ног с полом, ощущения, которые возникают от этого соприкосновения. Сосредоточьтесь на правой руке. Почувствуйте пальцы, ладонь, поверхность кисти, всю кисть. Почувствуйте ваше предплечье, локоть; прочувствуйте сопри­косновение подлокотника кресла с рукой и вызываемое им ощущение. Точно так же прочувствуйте левую руку. Прочув­ствуйте поясницу, спину, соприкосновение с креслом. Сосре­доточьте внимание на лице - нос, веки, лоб, скулы, губы, под­бородок. Почувствуйте прикосновение воздуха к коже лица.

154

Упражнение 6. «Сосредоточение на эмоциях и настроении»

Инструкция преподавателя: Сосредоточьтесь на внутренней речи. Остановите внутреннюю речь.

Сосредоточьтесь на настроении. Оцените свое настроение. Какое оно? Хорошее, плохое, среднее, веселое, грустное, при­поднятое?

А теперь сосредоточьтесь на ваших эмоциях, попытайтесь представить себя в радостном, веселом эмоциональном состо­янии. Вспомните радостные события вашей жизни.

Выходим из состояния релаксации.

Рефлексия вашего эмоционального состояния.

Упражнение 7. «Сосредоточение на чувствах»

Инструкция преподавателя: Закройте глаза. Сосредоточьтесь на внутренних ощущениях. Выберите мысленно одного из присутствующих здесь — это может быть ваш сосед, ваш друг или любой другой человек из группы. Какие чувства вы испы­тываете по отношению к нему? Вы ему рады, вам он нравится, вы его не переносите, он вам безразличен?

Осмыслите ваши чувства, осознайте их.

Упражнение 8. «Концентрация на нейтральном предмете»

В течение нескольких минут сконцентрировать свое внима­ние на каком-нибудь нейтральном предмете. Ниже приведены четыре возможности:

• Записать 10 наименований предметов, вещей, событий, которые доставляют удовольствие. "

• Медленно сосчитать предметы, никак эмоционально не окрашенные: листья на ветке, буквы на отпечатанной стра­нице и т. д.

• Потренировать свою память, вспоминая 20 осуществлен­ных вчера действий.

• В течение двух минут запомнить те качества, которые вам боль­ше всего в себе нравятся, и привести примеры каждого из них.

Рефлексия ощущений:

• Удалось ли вам длительно сосредоточить свое внимание на каком-либо объекте?

155

• На чем легче удерживать внимание — на предмете или звуке?

• От чего это зависит?

• Какие свойства внимания необходимы для концентрации?

Гаджиева Н М., Никитина Н И., Кислинская Н.В Основы самосовершен­ствования. Тренинг самосознания. — Екатеринбург, 1998. Психология делового общения / Авт.-сост. Фомин Ю.А. — Минск, 1999 Стресс жизни Сборник СПб., 1994.

УПРАЖНЕНИЯ НА ВИЗУАЛИЗАЦИЮ

Упражнение «Образы»

Инструкция преподавателя:

Сядьте удобно. Закройте глаза. Сосредоточьтесь на своем дыхании. Мысленно и глубоко вдыхайте и выдыхайте воздух. С каждым вдохом и выдохом вы все более успокаиваетесь и сосредоточиваетесь на своих ощущениях. Дышите легко и свободно. Тело расслабляется все больше. Вам тепло, удобно и спокойно. Вы вдыхаете свежий, прохладный воздух. Вы успо­каиваетесь и настраиваетесь на выполнение новой работы. Мы приступаем к овладению приемами формирования образных представлений. Я буду произносить отдельные слова, а вы дол­жны проговаривать их про себя, сосредоточившись на их со­держании. После этого вы стремитесь представить образы ус­лышанных слов.

  Начнем со зрительных

образов:

1) апельсин 6) светлый
2) море 7) играть
3) поляна 8) нежный
4) цветы 9) строить
5) птица 10) плести
  Слуховые образы:    
1) шум волны 6) эхо
2) скрежет колеса 7) звук капающей из крана воды
3) звон колокольчика 8) шепот
4) звуки скрипки 9) рассерженный крик
5) завывание ветра 10) пение птиц                            1

156

  Телесные представления:    
1) прикосновение к шелку 6) колкая иголка
7) колючий снег 7) холодный ветер
ь) 3) горячий пар 8) прикосновение к рыбьей
      чешуе
4) прикосновение ко мху 9) ...к липкому предмету
5) теплая вода 10) нежный пух
 

Осязательные и обонятельные

образы:
1)

вкус только что разрезанного

лимона
2) вкус шоколада    
3) икра - красная, крупная    
4) аромат розы    
5) запах моря    
6) свежесрезанный гриб    

Дата: 2019-02-19, просмотров: 213.