Инструкция преподавателя: Внимание! В вашей голове прожектор. Его луч может осветить что угодно с безмерной яркостью. Этот прожектор - ваше внимание. Управляем его лучом! В течение 2—3 минут «освещаем прожектором» любой предмет. Все остальное уходит во тьму. Смотрим только на этот предмет. Можно моргать, но взгляд должен оставаться в пределах предмета. Возвращаемся к нему снова и снова, разглядываем, находим все новые черточки и оттенки.
Упражнение 4. «Сосредоточение на звуке»
Инструкция преподавателя: А теперь сосредоточим свое, внимание на звуках за окном (стеной) кабинета. Прислушаемся к ним. Для того чтобы лучше сосредоточиться, можно закрыть глаза. Выделим один из звуков. Вслушаемся в него, выслушиваем, держим его.
Упражнение 5. «Сосредоточение на ощущениях»
Инструкция преподавателя: Сосредоточьтесь на ваших телесных ощущениях. Направьте луч вашего внимания на ступню правой ноги. Прочувствуйте пальцы, подошву. Почувствуйте соприкосновение ног с полом, ощущения, которые возникают от этого соприкосновения. Сосредоточьтесь на правой руке. Почувствуйте пальцы, ладонь, поверхность кисти, всю кисть. Почувствуйте ваше предплечье, локоть; прочувствуйте соприкосновение подлокотника кресла с рукой и вызываемое им ощущение. Точно так же прочувствуйте левую руку. Прочувствуйте поясницу, спину, соприкосновение с креслом. Сосредоточьте внимание на лице - нос, веки, лоб, скулы, губы, подбородок. Почувствуйте прикосновение воздуха к коже лица.
154
Упражнение 6. «Сосредоточение на эмоциях и настроении»
Инструкция преподавателя: Сосредоточьтесь на внутренней речи. Остановите внутреннюю речь.
Сосредоточьтесь на настроении. Оцените свое настроение. Какое оно? Хорошее, плохое, среднее, веселое, грустное, приподнятое?
А теперь сосредоточьтесь на ваших эмоциях, попытайтесь представить себя в радостном, веселом эмоциональном состоянии. Вспомните радостные события вашей жизни.
Выходим из состояния релаксации.
Рефлексия вашего эмоционального состояния.
Упражнение 7. «Сосредоточение на чувствах»
Инструкция преподавателя: Закройте глаза. Сосредоточьтесь на внутренних ощущениях. Выберите мысленно одного из присутствующих здесь — это может быть ваш сосед, ваш друг или любой другой человек из группы. Какие чувства вы испытываете по отношению к нему? Вы ему рады, вам он нравится, вы его не переносите, он вам безразличен?
Осмыслите ваши чувства, осознайте их.
Упражнение 8. «Концентрация на нейтральном предмете»
В течение нескольких минут сконцентрировать свое внимание на каком-нибудь нейтральном предмете. Ниже приведены четыре возможности:
• Записать 10 наименований предметов, вещей, событий, которые доставляют удовольствие. "
• Медленно сосчитать предметы, никак эмоционально не окрашенные: листья на ветке, буквы на отпечатанной странице и т. д.
• Потренировать свою память, вспоминая 20 осуществленных вчера действий.
• В течение двух минут запомнить те качества, которые вам больше всего в себе нравятся, и привести примеры каждого из них.
Рефлексия ощущений:
• Удалось ли вам длительно сосредоточить свое внимание на каком-либо объекте?
155
• На чем легче удерживать внимание — на предмете или звуке?
• От чего это зависит?
• Какие свойства внимания необходимы для концентрации?
Гаджиева Н М., Никитина Н И., Кислинская Н.В Основы самосовершенствования. Тренинг самосознания. — Екатеринбург, 1998. Психология делового общения / Авт.-сост. Фомин Ю.А. — Минск, 1999 Стресс жизни Сборник — СПб., 1994.
УПРАЖНЕНИЯ НА ВИЗУАЛИЗАЦИЮ
Упражнение «Образы»
Инструкция преподавателя:
Сядьте удобно. Закройте глаза. Сосредоточьтесь на своем дыхании. Мысленно и глубоко вдыхайте и выдыхайте воздух. С каждым вдохом и выдохом вы все более успокаиваетесь и сосредоточиваетесь на своих ощущениях. Дышите легко и свободно. Тело расслабляется все больше. Вам тепло, удобно и спокойно. Вы вдыхаете свежий, прохладный воздух. Вы успокаиваетесь и настраиваетесь на выполнение новой работы. Мы приступаем к овладению приемами формирования образных представлений. Я буду произносить отдельные слова, а вы должны проговаривать их про себя, сосредоточившись на их содержании. После этого вы стремитесь представить образы услышанных слов.
Начнем со зрительных | образов: | ||
1) | апельсин | 6) | светлый |
2) | море | 7) | играть |
3) | поляна | 8) | нежный |
4) | цветы | 9) | строить |
5) | птица | 10) | плести |
Слуховые образы: | |||
1) | шум волны | 6) | эхо |
2) | скрежет колеса | 7) | звук капающей из крана воды |
3) | звон колокольчика | 8) | шепот |
4) | звуки скрипки | 9) | рассерженный крик |
5) | завывание ветра | 10) | пение птиц 1 |
156
Телесные представления: | |||
1) | прикосновение к шелку | 6) | колкая иголка |
7) | колючий снег | 7) | холодный ветер |
ь) 3) | горячий пар | 8) | прикосновение к рыбьей |
чешуе | |||
4) | прикосновение ко мху | 9) | ...к липкому предмету |
5) | теплая вода | 10) | нежный пух |
Осязательные и обонятельные | образы: | ||
1) | вкус только что разрезанного | лимона | |
2) | вкус шоколада | ||
3) | икра - красная, крупная | ||
4) | аромат розы | ||
5) | запах моря | ||
6) | свежесрезанный гриб |
Дата: 2019-02-19, просмотров: 244.