В момент действия напряженных факторов, при росте эмоционального напряжения необходимо запустить вопросы самоконтроля:
— Как выглядит мое лицо?
— Не скован (а) ли я?
— Не сжаты ли мои зубы?
— Как я сижу?
— Как я дышу?
Если выявлены признаки напряженности, необходимо: 1. Произвольно расслабить мышцы. Для расслабления мимических мышц использовать следующие формулы:
— Мышцы лица расслаблены.
— Брови свободно разведены.
— Лоб разглажен.
— Расслаблены мышцы челюстей.
— Расслаблены мышцы рта.
— Расслаблен язык, расслаблены крылья носа.
— Все лицо спокойно и расслаблено.
2. Удобно сесть, стать. ^
3. Сделать 2-3 глубоких вдоха и выдоха, чтобы «сбить» уча- ] щенное дыхание.
4. Установить спокойный ритм дыхания.
Упражнение «Искусство перевоплощения» ( для самостоятельного выполнения )
Человек знает, как меняется его лицо в зависимости от внутреннего состояния; в известных пределах он может придавать
148
лицу выражение, соответствующее ситуации. Стоит в обычной обстановке посмотреть на себя в зеркало не торопясь и внимательно, а затем волевым путем придать ему выражение человека в уравновешенном состоянии, как по схеме обратной связи может сработать механизм стабилизации психики.
Встаньте перед зеркалом и внимательно рассмотрите свое лицо. Затем максимально растяните углы рта («рот до ушей»), максимально вытяните губы трубочкой. Эти приемы необходимо проделать 10—15 раз. Далее следует выполнить несколько заданий:
• Улыбнуться себе в зеркале, внимательно рассмотреть свое улыбающееся лицо; сделать себе комплимент: «Какое оно приятное и милое». Представить самое приятное, радостное жизненное событие, еще раз улыбнуться.
• Вспомнить какое-то неприятное событие и утешить себя в зеркале «утешительной улыбкой» («Все будет хорошо!»).
• Представить картину хмурого дня поздней осени, проникнуться ощущением этого серого и тоскливого дня. Рассмотреть свое лицо: как оно выглядит, какова мимика. Затем постепенно менять воображаемую картину на летний полдень с ярким солнцем и прекрасным пейзажем, представить эту картину как можно ярче, подробно «рассмотреть» ее. Обратить внимание, как изменилась мимика, как она соотносится с эмоциональным состоянием.
• Изобразить перед зеркалом разные состояния - сосредоточенности, удивления, скуки, недовольства, осуждения, недоумения, огорчения, злости, озадаченности, нежности, радости, наслаждения, восторга, блаженства. Чтобы облегчить себе задачу, можно вспомнить соответствующие эпизоды из жизни, произнести вслух реплики, соответствующие воображаемой ситуации (следить за своими внутренними ощущениями). Повторить эти приемы несколько раз и проанализировать свое состояние.
• Выбрать одну положительную эмоцию, «вживание» в которую в предыдущем упражнении удалось легче всего. Вызвать неприятную эмоцию... И как только появится ощущение наполнения неприятными чувствами, переключиться на вызывание положительной эмоции. Проделать это необходимо несколько раз подряд, постепенно ускоряя темп. Та-
149
ким же образом необходимо проработать различные отрицательные эмоции.
В повседневной жизни данное упражнение может оказать действенную помощь при нормализации эмоционального состояния в острой эмоциогенной ситуации, если навык вызывания желательной эмоции доведен до автоматизма. Для этого приятная эмоция должна быть ассоциирована с конкретными воспоминаниями-«якорями» (мыслями, образами, ощущениями), позволяющими восстановить нужное состояние достаточно быстро.
Марищук В.Л., Платонов К.К., Плетницкий Е.А. Напряженность в полете. - М., 1969.
Психология делового общения. / Авт. -сост. Фомин Ю.А. - Минск, 1999.
Сандомирский М.Е. Защита от стресса: Физиологически-ориентированный подход к решению психологических проблем (Метод РЕТРИ). -М., 2001.
Субботина Л.Ю. Психологические защиты. — Ярославль, 2000.
Дата: 2019-02-19, просмотров: 339.