НЕВЕРБАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Одним из показателей педагогической и коммуникативной культуры педагога является его компетентность как субъекта невербальных коммуникаций. Невербальное поведение явля­ется индикатором актуальных психоэмоциональных состоя­ний личности, выполняет функцию контроля аффекта, его ней­трализации.

Среди наиболее распространенных эмоциональных состоя­ний педагогов отмечаются эмоциональная неуравновешенность, агрессивность, фрустрированность, недовольство, напряжен­ность. Если учитель имеет такие особенности, это отражается в его мимике, жестах, высказываниях, паралингвистических проявлениях (сухость, излишняя критичность, подчеркивание социальной дистанции и др.).

К сожалению, в педагогическом общении многих современ­ных учителей доминирует экспрессивная скованность или же­стикуляционная избыточность, неоправданность или неумес­тность телодвижений. Неадекватное употребление невербаль­ного языка может дать нежелательный эффект в общении учителя с учениками. Такие «пустяки»: «как стоять», «как си­деть», «как повысить голос», «как улыбнуться», «как посмот­реть» - были в деятельности А.С. Макаренко решающими: «Нас этому никто не учил, а этому можно и нужно учить, и в этом есть и должно быть большое мастерство».

Одной из серьезных проблем профессиональной деятель­ности педагога является преобладание в невербальном языке жестов доминирования, агрессивности, превосходства. Стрем­ление соответствовать социальному статусу в самом начале педагогической деятельности закрепляется в «типичном учи­тельском невербальном языке».* К нему относятся:

Петрова Е.А. Жесты в педагогическом процессе: Учеб. пособие по курсу «Основы пед. мастерства». М., 1998.

108

указательные жесты, направленные на ребенка (выполняет­ся указательным пальцем или указкой); взгляд поверх очков (воспринимается детьми как критичес­кий, агрессивный);

• жесты доминантности, превосходства, влияния, агрессив­ности:

_ руки, перекрещенные перед собой с оставленными напо­каз большими пальцами;

- руки на боках или перекрещенные позади туловища; _ руки в карманах, напоказ оставлены большие пальцы;

- руки закинуты за голову, ладони лежат на затылке.

. жесты-сигналы критичного и негативного отношения:

- указательный палец слегка подпирает щеку, большой па­лец под подбородком, остальные полусогнуты вдоль щеки;

- рот прикрывается ладонями;

- рука опирается на подбородок, указательный палец под

носом;

• жесты неосторожности, подозрения, недоверия:

- крепко сцеплены пальцы рук;

• жесты-сигналы нервозности, защиты:

- покусывание дужки очков, авторучки;

- постукивание пальцами по столу;

- застегивание-расстегивание «молний» (кнопок, пуговиц, одежды); одевание-снимание кольца;

- защитные жесты — скрещенные на груди руки, перекре­щивание ног.

При невозможности преодолеть неуверенность, внутреннее беспокойство перед аудиторией желательно отказаться от пе­рекрещивания рук и ног. Лучше оставить «скрытые барьеры» с помощью предметов. Такими предметами могут быть указка, классный журнал, ручка.

Неотъемлемым элементом педагогической экспрессии яв­ляются позы учителя, связанные с осанкой, ее стройностью или сутулостью, привычками определенным образом стоять, садиться, передвигаться. Телесная расслабленность, неконтро-Лируемость внешнего рисунка поведения — круглая спина, выпяченный живот, привычка не опускаться на стул, а грузно *плюхаться», широко расставлять ноги, беспорядочное хожде-

109

ние взад и вперед или топтание на месте - критически осмыс­ливаются детьми, вызывают насмешки, отвлекают внимание от предмета разговора.

В общении учителя с учениками используются закрытые позы - когда прикрывается передняя часть тела и очевидно стремление занять меньше места в пространстве («наполеонов­ская» поза). Такие позы воспринимаются детьми как знак не­доверия и несогласия. Подобные пантомимические изъяны прощаются немногим педагогам, чаще всего немолодым, спо­собным своей эрудицией и обаянием, профессиональным ма­стерством в какой-то мере нейтрализовать их. Для большин­ства же недооценка телесной экспрессии оборачивается воз­никновением трудно преодолимых психологических барьеров. Не менее важный компонент педагогического взаимодей­ствия — визуальный контакт. Контакт глаз выполняет серьез­ную регулятивную функцию. Взглядом, направленным на со­беседника, привлекают внимание к себе и предмету разговора, демонстрируют расположение (ласковый взгляд) и отчуждение (холодный взгляд), выражают недоумение (вопросительный взгляд), иронию (насмешливый взгляд), осуждение (строгий взгляд), поддерживают психологический контакт. Присталь­ный взгляд усиливает внушающий эффект слова. Блуждаю­щий, бегающий, ускользающий, тяжелый, злобный, испепе­ляющий взгляд настораживает, раздражает, отталкивает.

Каждый ребенок нуждается в визуальном контакте с на­ставником, его внимательном, личностно заинтересованном взгляде. Однако взгляд, длящийся более десяти секунд, вызы­вает у собеседника чувство дискомфорта. Сопровождение учи­телем своего замечания пристальным взглядом может оказаться «чересчур» для ребенка. Скользящий безразличный взгляд тоже неприятен — непонятно, видит тебя учитель или смотрит «сквозь тебя».

Роль взгляда велика при выслушивании ответа ученика. Внимательный, доброжелательный взгляд при выслушивании ответа позволяет поддерживать обратную связь. Учитель, взгля­дывая на отвечающего, дает понять, что он слышит ответ.

Воздействие взгляда учителя зависит от дистанции обше-ния. Воздействие взгляда тем сильнее, чем ближе к учителю

110

ходится ребенок. Дистанция способна как сближать, так и

зъединять собеседников. Изучением расположения людей

о отношению друг к другу во время общения занимается

собая отрасль психологического знания — проксемика (от

лат. proximux - ближайший).

Проксемикой выделено несколько видов возможных дис-таниий между партнерами: интимная (15—46 см), личная (45— 75 см), социальная (75-200 см) и публичная (3-7 м).

1. Интимная - из всех зон самая главная, поскольку именно эту зону человек охраняет, будто свою собственность. Человек разрешает проникнуть в эту зону только тем лицам, кто нахо­дится в тесном эмоциональном контакте с ним. Это дети, ро­дители, супруги, любовники, близкие друзья и родственники. В этой зоне имеется еще подзона радиусом в 15 см, куда можно проникнуть посредством физического контакта, - это сверхин­тимная зона.

2. Личная дистанция - это расстояние, которое обычно раз­деляет людей, находящихся в гостях, на официальных приемах и дружеских вечеринках. В этой зоне, в отличие от интимной, вербальное общение преобладает над невербальным. Именно здесь происходит обмен информацией, опытом и т.д.

3. Социальная зона - на таком расстоянии человек держит­ся от посторонних людей.

В данной зоне общение носит формальный или официаль­ный характер. В социальной зоне общается лектор с аудитори­ей, учитель на уроке (не зря нарушители дисциплины чаще всего сидят на последних партах).

4. Публичная зона - если человек обращается к большой группе людей и не нуждается в непосредственном контакте с ней (оратор, артист на сцене), удобнее всего стоять именно на этом расстоянии от аудитории. В этой зоне как такового общения нет. Ведущая роль принадлежит средствам невер­бального общения — выразительности поз, жестов, интона­ции и пр.

С педагогической точки зрения межличностное простран­ство можно рассматривать как средство повышения продук­тивности речевого общения, ибо оно связано со снятием за­щитных барьеров между учителем и учащимися. Дистанции

111

являются основными чертами социальных связей наряду с же_ стами, мимикой и языком.

Доминантой пространственного поведения учителя являет­ся бережное, осторожное отношение к личностному простран­ству каждого ребенка, уважение его права на территориальную автономию. Педагог, игнорирующий проксемические законо­мерности, может провоцировать у ребят переживание стресса.

Немаловажное значение в невербальном общении имеет тактильная коммуникация. Использование прикосновения очень важно при работе с детьми. С помощью прикосновения можно привлечь внимание, установить контакт, выразить свое отношение к ребенку. Свободное передвижение учителя на уроке по классу облегчает использование этого приема. Не прерывая урока, он может вернуть к работе отвлекшегося уче­ника, коснувшись его руки, плеча; успокоить возбужденного; отметить удачный ответ.

Однако у многих людей прикосновение зачастую вызывает настороженность. Чаще всего у тех, для кого всякое сокраще­ние психологической дистанции создает неудобства и окраше­но тревогой. Особенно внимательно следует отнестись к от­тенкам всевозможных реакций в педагогическом общении. Ребенок всегда моложе учителя, к тому же находится в зависи­мой ситуации и, следовательно, не может позволить себе ук­лониться от прикосновения, даже если оно неприятно. К чис­лу неприятных могут относиться и «внеурочные» прикоснове­ния. Они оставляют у ребенка неприятный осадок и в дальнейшем заставляют избегать учителя. Неприятно для ребят прикосновение, несущее оттенок давления, силы. Прикосно­вения, способствующие контакту, обычно мягкие, спокойные, как бы случайные и необязательные.

Педагог, общаясь с учащимися, использует разнообразные возможности оформления своей речи. Голосовой аппарат -главный рабочий инструмент учителя. От того, насколько учи­тель им владеет, зависят звучность, тембр, темп, артикуляция (произношение) — те компоненты устной речи, которые оп­ределяют ее интонационное богатство и своеобразие. Изменяя звучность, мелодику, темпоритм высказываний, учитель мо­жет выразить тончайшие нюансы эмоционального отношения

112

предмету разговора, собеседнику, расширить смысловую

мкость слова, при желании придать ему обратное значение.

Интонация играет первостепенную роль в управлении поведе-

ием собеседника, эмоционально заражает его и внушает оп­ределенный настрой мыслей.

Учащиеся весьма чутки к интонационным тонкостям рече­вого поведения учителя - к ясности произношения, чистоте, правильности, мелодичности речи. Поэтому педагогу необ­ходимо овладеть данными техниками общения. Для этого тре­буются постоянная работа и упорные тренировки. А.С. Ма­каренко писал, что сделался настоящим мастером только тог­да, когда научился говорить «иди сюда» с 15—20 оттенками, когда научился делать 20 нюансов в постановке лица, фигу­ры, голоса.

Для предупреждения возможных негативных последствий невербального взаимодействия необходима отработка их пра­вильного применения в педагогической деятельности.

Овладение приемами невербального общения оптимизи­рует систему воздействия учителя на учеников, создает усло­вия для благоприятной, творческой атмосферы совместной

деятельности.

Достижение оптимального жестикулирования реализуется через расширение знаний будущего педагога о жестикуляции как знаковом средстве общения (о системе жестов обыденного общения, о роли и функциях жеста как компонента педагоги­ческой техники, о влиянии жеста педагога на результаты учеб­ной деятельности); изучение и совершенствование собствен­ной жестикуляции (осознание типичных особенностей своей жестикуляции, отбор и закрепление удачных жестов, выявле­ние «жестов-паразитов» и отказ от них, снятие педагогически неоправданной жестикуляции). Такого рода упражнения нельзя превращать в механическое закрепление отдельных жестов, поз. «В жестах учителя должна проявляться сущность его индиви­дуального характера, мягкости и душевной теплоты в сочета­нии с должной организованностью и подтянутостью»*.

Кузьмина Н.В., Кухарев Н.В. Психологическая структура деятель­ности учителя. (Тексты лекций). - Гомель, 1976. - С. 121.

113

УПРАЖНЕНИЯ

Дата: 2019-02-19, просмотров: 303.