Группа делится на две равные подгруппы. Команды садятся на два ряда стульев, поставленных друг против друга. Участников первой команды ведущий просит представить себе трудную конфликтную ситуацию, с которой он, может быть, не смог справиться в реальной жизни. Ему необходимо обратиться к кому-то из участников противоположной команды с претензией. Задача его партнера - снять напряжение у нападающего. Спустя две минуты диалог прерывается, даже если он еще не вполне закончен, и нападающего просят определить, снизилось ли его напряжение, осталось на прежнем уровне или даже повысилось.
Проводится анализ результатов, обсуждаются техники снижения эмоционального напряжения, которыми пользовались партнеры по взаимодействию. Далее участникам группы предлагается разделить лист вертикально пополам и в левый столбец записать техники, снижающие эмоциональное напряжение, а в правый — повышающие его. Ведущий дополняет перечень техниками, которые не были спонтанно использованы в разыгрываемых ситуациях.
Снижающие напряжение | Повышающие напряжение^___ |
1. Предоставление партнеру возможности выговориться | 1. Перебивание партнера |
2. Вербализация эмоционального состояния (своего; партнера) | 2. Игнорирование эмоционального состояния (своего; партнера)_____ |
{-Подчеркивание общности с партнером (сходство Hirrppjgf™- мнений и т. д.) •^Тп^явление интереса ' к проблемам партнера
-^подчеркивание значимости партнера, его мнения «ваших глазах___________
■^Предложение конкретного выхода из сложившейся
ситуации 7 Обращение к фактам
8. Спокойный, уверенный темп речи ___________
9. В случае вашей неправоты немедленное ее признание
10. Поддержание оптимальной дистанции, установление контакта с глазами оппонента
3. Подчеркивание различий между собой и партнером
4. Демонстрация незаинтересованности в проблеме партнера_______
5. Принижение партнера, негативная оценка личности партнера
6. Поиск виноватых и обвинение партнера
9. Оттягивание момента признания своей неправоть или отрицание ее
10. Избегание
пространственной близости
98
Упражнение «Подчеркивание общности»
Упражнение проводится в кругу с мячом. Участник, бросающий мяч другому, должен назвать психологическое качество, которое объединяет его с тем человеком, кому он бросает мяч. При этом он начинает свою фразу словами: «Я думаю, нас с тобой объединяет...», и называет это качество, например: «Мы с тобой одинаково общительны»; «Мне кажется, мы оба бываем несколько прямолинейны». Тот, кто получает мяч, отвечает: «Я согласен», если он действительно согласен, или: «Я по-ДУмаю», если не согласен. Тот, к кому попал мяч, продолжает Упражнение, передавая мяч кому-нибудь другому, и так до тех пор, пока каждый не получит мяч.
Упражнение «Подчеркивание значимости»
Упражнение выполняется в кругу с мячом. Участникам предлагается подумать и отыскать у своих коллег качества, вызыва-
* 99
ющие восхищение, уважение, симпатию. Обращение к своему коллеге начинается со слов: «Таня, мне в тебе нравится...» - „ называется то личностное качество, которое было найдено Таня, в свою очередь, должна назвать то чувство, которое возникло у нее в ответ на эти слова. Затем упражнение продолжает кто-либо другой из участников. И так до тех пор, пока каждый не выскажется.
Упражнение
«Снятие эмоционального напряжения в парах»
Участники разбиваются на пары и садятся по кругу напротив друг друга: внутренний круг направлен наружу, внешний -к ним лицом. Предлагается для решения какая-либо эмоционально напряженная ситуация. Участник, сидящий во внутреннем круге, должен снять напряжение партнера, находящегося во внешнем круге. Ситуации, предлагаемые для разрешения, должны носить отвлеченный характер, чтобы избежать излишней личностной вовлеченности участников. Например, пациент записался на прием к врачу, к которому ему посоветовали обратиться знающие люди, но в назначенное время его принимает другой врач (молодой и менее опытный; мужчина, а не женщина и др.). Ситуации могут касаться валютной стипендии, в которой кому-то отказали по неизвестной причине; отмены поощрительной поездки в Париж и т. п. Время ограничено дву-мя-тремя минутами. Ситуаций предлагается, как правило, три. Каждый раз меняется партнер, снимающий напряжение, так как внешний круг после каждой ситуации перемещается на одного человека вправо.
Вопросы для обсуждения:
• Какие приемы были использованы для снятия эмоционального напряжения?
• Кому это удалось лучше всего?
Дата: 2019-02-19, просмотров: 239.