Упражнение «Стенка на стенку»
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Группа делится на две равные подгруппы. Команды садятся на два ряда стульев, поставленных друг против друга. Участни­ков первой команды ведущий просит представить себе труд­ную конфликтную ситуацию, с которой он, может быть, не смог справиться в реальной жизни. Ему необходимо обратить­ся к кому-то из участников противоположной команды с пре­тензией. Задача его партнера - снять напряжение у нападаю­щего. Спустя две минуты диалог прерывается, даже если он еще не вполне закончен, и нападающего просят определить, снизилось ли его напряжение, осталось на прежнем уровне или даже повысилось.

Проводится анализ результатов, обсуждаются техники сни­жения эмоционального напряжения, которыми пользовались партнеры по взаимодействию. Далее участникам группы пред­лагается разделить лист вертикально пополам и в левый стол­бец записать техники, снижающие эмоциональное напряже­ние, а в правый — повышающие его. Ведущий дополняет пере­чень техниками, которые не были спонтанно использованы в разыгрываемых ситуациях.

Снижающие напряжение Повышающие напряжение^___
1. Предоставление партнеру возможности выговориться 1. Перебивание партнера
2. Вербализация эмоциональ­ного состояния (своего; партнера) 2. Игнорирование эмоцио­нального состояния (своего; партнера)_____

{-Подчеркивание общности с партнером (сходство Hirrppjgf™- мнений и т. д.) •^Тп^явление интереса ' к проблемам партнера

-^подчеркивание значимости партнера, его мнения «ваших глазах___________

■^Предложение конкретного выхода из сложившейся

ситуации 7 Обращение к фактам

8. Спокойный, уверенный темп речи ___________

9. В случае вашей неправоты немедленное ее признание

10. Поддержание оптималь­ной дистанции, установле­ние контакта с глазами оппонента

3. Подчеркивание различий между собой и партнером

4. Демонстрация незаинте­ресованности в проблеме партнера_______

5. Принижение партнера, негативная оценка личности партнера

6. Поиск виноватых и обвинение партнера

9. Оттягивание момента признания своей неправоть или отрицание ее

10. Избегание

пространственной близости

98

Упражнение «Подчеркивание общности»

Упражнение проводится в кругу с мячом. Участник, броса­ющий мяч другому, должен назвать психологическое качество, которое объединяет его с тем человеком, кому он бросает мяч. При этом он начинает свою фразу словами: «Я думаю, нас с тобой объединяет...», и называет это качество, например: «Мы с тобой одинаково общительны»; «Мне кажется, мы оба быва­ем несколько прямолинейны». Тот, кто получает мяч, отвеча­ет: «Я согласен», если он действительно согласен, или: «Я по-ДУмаю», если не согласен. Тот, к кому попал мяч, продолжает Упражнение, передавая мяч кому-нибудь другому, и так до тех пор, пока каждый не получит мяч.

Упражнение «Подчеркивание значимости»

Упражнение выполняется в кругу с мячом. Участникам пред­лагается подумать и отыскать у своих коллег качества, вызыва-

*                                          99

ющие восхищение, уважение, симпатию. Обращение к своему коллеге начинается со слов: «Таня, мне в тебе нравится...» - „ называется то личностное качество, которое было найдено Таня, в свою очередь, должна назвать то чувство, которое воз­никло у нее в ответ на эти слова. Затем упражнение продолжа­ет кто-либо другой из участников. И так до тех пор, пока каждый не выскажется.

Упражнение

«Снятие эмоционального напряжения в парах»

Участники разбиваются на пары и садятся по кругу напротив друг друга: внутренний круг направлен наружу, внешний -к ним лицом. Предлагается для решения какая-либо эмоцио­нально напряженная ситуация. Участник, сидящий во внутрен­нем круге, должен снять напряжение партнера, находящегося во внешнем круге. Ситуации, предлагаемые для разрешения, должны носить отвлеченный характер, чтобы избежать излиш­ней личностной вовлеченности участников. Например, паци­ент записался на прием к врачу, к которому ему посоветовали обратиться знающие люди, но в назначенное время его прини­мает другой врач (молодой и менее опытный; мужчина, а не женщина и др.). Ситуации могут касаться валютной стипендии, в которой кому-то отказали по неизвестной причине; отмены поощрительной поездки в Париж и т. п. Время ограничено дву-мя-тремя минутами. Ситуаций предлагается, как правило, три. Каждый раз меняется партнер, снимающий напряжение, так как внешний круг после каждой ситуации перемещается на од­ного человека вправо.

Вопросы для обсуждения:

• Какие приемы были использованы для снятия эмоциональ­ного напряжения?

• Кому это удалось лучше всего?

Дата: 2019-02-19, просмотров: 214.