Выбирают двух студентов, играющих роли учителей. Остальные участники играют учеников начальной школы. Инструкции ученикам и учителям даются отдельно. Каждому из учеников нужно проиграть определенный характер: «выскочку», «тихоню», «болтуна», «отличника» и т. д., но при этом все они должны четко показать свое отношение к учителю в зависимости от ситуации — интерес, скуку, страх, равнодушие и т. д.
Учителя в соответствии с инструкциями должны изобразить персонаж, создающий барьер на уроке, но об этом они не знают.
Изображаемые барьеры общения:
• Барьер «Я сам»
Студенту предлагается сыграть молодого учителя, неуверенного в себе, который очень боится, что дети ответят не то и он не сможет выйти из данной ситуации, поэтому данный персонаж сам задает вопросы и сам на них отвечает. Студент должен передать внутреннее состояние своего персонажа. Тему беседы студент выбирает по своему желанию.
• Барьер «Робот»
Второй студент играет роль учителя, хорошо подготовившегося к уроку, но данную тему дети уже прошли, о чем не сообщается студенту, играющему эту роль, а студентам, изоб-
104
*аюших учеников, говорится о том, что они знакомы с дан-й темой. «Учителю» дается инструкция, несмотря ни на что, познакомить «учеников» с новой темой, которую выбирает ям студент и название которой он сообщает преподавателю, а тот втайне от него — студентам-«ученикам». Таким образом, моделируется барьер «Робот», суть которого состоит в том, что учитель из-за неуверенности в себе не может перестроиться в случае необходимости, занимает родительскую позицию по отношению к детям, не проявляя интереса к их внутреннему состоянию.
• Барьер «Монблан»
Учитель парит в мире науки, мало интересуется личностью ученика, свою задачу видит только в собирании информации. Основная эмоция по отношению к детям — равнодушие, отсутствие к ним интереса, взрослая или родительская позиция в общении ведут к стандартизированному уровню общения.
• Барьер «Китайская стена»
Позиция похожа на предыдущую, но при этом учитель подчеркивает свое снисходительно-покровительское отношение к ученикам, поскольку занимает родительскую позицию по отношению к детям. Чувство превосходства возникает как следствие сверхкомпенсации из-за неосознаваемой неуверенности в себе, в итоге — стандартизированный уровень общения.
• Барьер «Тетерев»
Учитель слышит только себя, не задумывается о реакции детей, поскольку основная эмоция — любовь по отношению к себе, отсутствие интереса к детям. Педагог закрыт маской «выдающегося учителя», занимая позицию родителя, что ведет к стандартизированному уровню общения.
• Барьер «Гамлет»
Учитель такого типа из-за возникающего страха перед неудачей обеспокоен отношенческой, а не содержательной стороной обучения. Он стремится нравиться всем ученикам, поэтому попадает в зависимость от их мнения, так как занимает «Детскую» позицию в общении с ними. При наличии интереса к детям, способным оказать данному учителю необходимую эмоциональную поддержку, и любви к детям, смешанной со страхом, «Гамлет» выходит на манипулятивный уровень обще-
105
ния, на котором то он сам, то дети становятся объектами манипуляции.
• Барьер «Приятель»
Учитель недооценивает значение собственной личности забывает, что движущей силой педагогического процесса является единство человеческой культуры и профессиональных знаний, поскольку не уверен в себе, занимает позицию ребенка в общении с детьми, закрыт маской «своего», что приводит к манипулятивному уровню общения с детьми, при котором объектом манипуляции выступает сам учитель.
• Барьер «Локатор»
Учитель работает только с сильными или слабыми учениками из-за той же неуверенности в себе, отсутствия интереса ко всем детям. Такой учитель не может подняться выше стандартизированного уровня общения.
Большой воспитательный эффект возникает именно в тех случаях, когда на роли выбираются студенты, для которых характерны подобные барьеры. После проигрывания ситуации преподаватель подчеркивает, что студенты изображали не себя, а тех персонажей, которых он попросил сыграть. Затем начинается обсуждение, цель которого - подвести студентов к понятию барьера в общении, показать причины его возникновения и пути преодоления.
Схема обсуждения барьера «Я сам»:
• Ваше отношение к данному персонажу. Был ли контакт между вами и учителем?
• Можно ли назвать ваше ощущение барьером в общении?
• Что способствовало возникновению барьера?
• Какую эмоцию испытывал учитель?
• Какие жесты, поза, мимика и другие средства невербального общения выдавали его неуверенность в себе?
• На какой позиции находился учитель?
• Что выдавало его детскую позицию?
• Проявлял ли данный персонаж интерес к ученикам?
• Был ли открыт в общении?
• На каком уровне он остался?
По аналогичной схеме проводится обсуждение второго персонажа и всех последующих барьеров.
106
Вопросы для обсуждения:
Что способствует возникновению барьеров общения учителя на уроке (эмоция страха, агрессии, несоответствующая позиция в общении, отсутствие подлинного интереса к детям, закрытость в общении)?
. Что помогает избегать барьеров между учителем и учениками на уроке (интерес к личности учеников, открытость учителя, умение правильно и гибко менять позицию в общении в зависимости от ситуации)?
[Целихова Н.И. Техника педагогического общения. / Под общ. ред. М.Р.Гинзбурга. — М., Воронеж, 1998.
ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Студентам предлагается выполнить следующие задания:
• Понаблюдать за характером своего общения с другими людьми, постараться определить свою искренность в общении, стремление понять позицию собеседника, умение слушания.
• Подготовить 1—2 ситуации для обсуждения в группе, когда человек, стремясь стать выше в собственных глазах, пытаясь самоутвердиться, вызывает тем самым у своих товарищей отрицательное отношение к себе. Проанализировать, на- ' сколько это психологически оправданно.
• Попробовать находить общность с человеком, которого вы узнали всего несколько дней назад, при этом необходимо находить не одно общее качество, а 3—5 качеств.
• Попробовать задаться целью в течение дня не менее двух (трех четырех, пяти) раз подчеркивать значимость тех людей, с которыми вы работаете или общаетесь - выражать им уважение, симпатию, отмечать удачные идеи и т. д.
• Использовать различные техники снижения эмоционального напряжения в различных житейских ситуациях. Попытаться определить, какие из них в большей степени отвечают индивидуальным особенностям, подходят конкретным людям или ситуациям.
'аджиева Н.М., Никитина Н.Н., Кислинская П.В. Основы самосовершенствования. Тренинг самосознания. — Екатеринбург, 1998.
Дерманова И.Б., Сидоренко Е.В. Психологический практикум. Межличностные отношения: Метод, рекомендации. — СПб., 2001.
Дата: 2019-02-19, просмотров: 271.