Игровая ситуация «Барьеры на уроке»
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Выбирают двух студентов, играющих роли учителей. Ос­тальные участники играют учеников начальной школы. Инст­рукции ученикам и учителям даются отдельно. Каждому из учеников нужно проиграть определенный характер: «выскоч­ку», «тихоню», «болтуна», «отличника» и т. д., но при этом все они должны четко показать свое отношение к учителю в зави­симости от ситуации — интерес, скуку, страх, равнодушие и т. д.

Учителя в соответствии с инструкциями должны изобразить персонаж, создающий барьер на уроке, но об этом они не знают.

Изображаемые барьеры общения:

• Барьер «Я сам»

Студенту предлагается сыграть молодого учителя, неуверен­ного в себе, который очень боится, что дети ответят не то и он не сможет выйти из данной ситуации, поэтому данный персо­наж сам задает вопросы и сам на них отвечает. Студент должен передать внутреннее состояние своего персонажа. Тему беседы студент выбирает по своему желанию.

• Барьер «Робот»

Второй студент играет роль учителя, хорошо подготовив­шегося к уроку, но данную тему дети уже прошли, о чем не сообщается студенту, играющему эту роль, а студентам, изоб-

104

*аюших учеников, говорится о том, что они знакомы с дан-й темой. «Учителю» дается инструкция, несмотря ни на что, познакомить «учеников» с новой темой, которую выбирает ям студент и название которой он сообщает преподавателю, а тот втайне от него — студентам-«ученикам». Таким образом, моделируется барьер «Робот», суть которого состоит в том, что учитель из-за неуверенности в себе не может перестроиться в случае необходимости, занимает родительскую позицию по от­ношению к детям, не проявляя интереса к их внутреннему состоянию.

• Барьер «Монблан»

Учитель парит в мире науки, мало интересуется личностью ученика, свою задачу видит только в собирании информации. Основная эмоция по отношению к детям — равнодушие, от­сутствие к ним интереса, взрослая или родительская позиция в общении ведут к стандартизированному уровню общения.

• Барьер «Китайская стена»

Позиция похожа на предыдущую, но при этом учитель под­черкивает свое снисходительно-покровительское отношение к ученикам, поскольку занимает родительскую позицию по от­ношению к детям. Чувство превосходства возникает как след­ствие сверхкомпенсации из-за неосознаваемой неуверенности в себе, в итоге — стандартизированный уровень общения.

• Барьер «Тетерев»

Учитель слышит только себя, не задумывается о реакции детей, поскольку основная эмоция — любовь по отношению к себе, отсутствие интереса к детям. Педагог закрыт маской «вы­дающегося учителя», занимая позицию родителя, что ведет к стандартизированному уровню общения.

• Барьер «Гамлет»

Учитель такого типа из-за возникающего страха перед не­удачей обеспокоен отношенческой, а не содержательной сто­роной обучения. Он стремится нравиться всем ученикам, по­этому попадает в зависимость от их мнения, так как занимает «Детскую» позицию в общении с ними. При наличии интереса к детям, способным оказать данному учителю необходимую эмоциональную поддержку, и любви к детям, смешанной со страхом, «Гамлет» выходит на манипулятивный уровень обще-

105

ния, на котором то он сам, то дети становятся объектами ма­нипуляции.

• Барьер «Приятель»

Учитель недооценивает значение собственной личности забывает, что движущей силой педагогического процесса явля­ется единство человеческой культуры и профессиональных знаний, поскольку не уверен в себе, занимает позицию ребен­ка в общении с детьми, закрыт маской «своего», что приводит к манипулятивному уровню общения с детьми, при котором объектом манипуляции выступает сам учитель.

• Барьер «Локатор»

Учитель работает только с сильными или слабыми ученика­ми из-за той же неуверенности в себе, отсутствия интереса ко всем детям. Такой учитель не может подняться выше стандар­тизированного уровня общения.

Большой воспитательный эффект возникает именно в тех случаях, когда на роли выбираются студенты, для которых ха­рактерны подобные барьеры. После проигрывания ситуации преподаватель подчеркивает, что студенты изображали не себя, а тех персонажей, которых он попросил сыграть. Затем начи­нается обсуждение, цель которого - подвести студентов к по­нятию барьера в общении, показать причины его возникнове­ния и пути преодоления.

Схема обсуждения барьера «Я сам»:

• Ваше отношение к данному персонажу. Был ли контакт между вами и учителем?

• Можно ли назвать ваше ощущение барьером в общении?

• Что способствовало возникновению барьера?

• Какую эмоцию испытывал учитель?

• Какие жесты, поза, мимика и другие средства невербально­го общения выдавали его неуверенность в себе?

• На какой позиции находился учитель?

• Что выдавало его детскую позицию?

• Проявлял ли данный персонаж интерес к ученикам?

• Был ли открыт в общении?

• На каком уровне он остался?

По аналогичной схеме проводится обсуждение второго пер­сонажа и всех последующих барьеров.

106

Вопросы для обсуждения:

Что способствует возникновению барьеров общения учите­ля на уроке (эмоция страха, агрессии, несоответствующая позиция в общении, отсутствие подлинного интереса к де­тям, закрытость в общении)?

. Что помогает избегать барьеров между учителем и ученика­ми на уроке (интерес к личности учеников, открытость учи­теля, умение правильно и гибко менять позицию в обще­нии в зависимости от ситуации)?

[Целихова Н.И. Техника педагогического общения. / Под общ. ред. М.Р.Гин­збурга. — М., Воронеж, 1998.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Студентам предлагается выполнить следующие задания:

• Понаблюдать за характером своего общения с другими людь­ми, постараться определить свою искренность в общении, стремление понять позицию собеседника, умение слушания.

• Подготовить 1—2 ситуации для обсуждения в группе, когда человек, стремясь стать выше в собственных глазах, пытаясь самоутвердиться, вызывает тем самым у своих товарищей отрицательное отношение к себе. Проанализировать, на- ' сколько это психологически оправданно.

• Попробовать находить общность с человеком, которого вы узнали всего несколько дней назад, при этом необходимо находить не одно общее качество, а 3—5 качеств.

• Попробовать задаться целью в течение дня не менее двух (трех четырех, пяти) раз подчеркивать значимость тех лю­дей, с которыми вы работаете или общаетесь - выражать им уважение, симпатию, отмечать удачные идеи и т. д.

• Использовать различные техники снижения эмоциональ­ного напряжения в различных житейских ситуациях. По­пытаться определить, какие из них в большей степени отве­чают индивидуальным особенностям, подходят конкретным людям или ситуациям.

'аджиева Н.М., Никитина Н.Н., Кислинская П.В. Основы самосовершен­ствования. Тренинг самосознания. — Екатеринбург, 1998.

Дерманова И.Б., Сидоренко Е.В. Психологический практикум. Межлично­стные отношения: Метод, рекомендации. — СПб., 2001.

Дата: 2019-02-19, просмотров: 240.