Упражнение «Передача чувств»
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Все встают в шеренгу, в затылок друг к другу. Первый чело­век поворачивается ко второму и мимикой передает ему ка­кое-либо чувство (радость, гнев, печаль, удивление и т. п.). Второй человек должен передать это же чувство следующему и т. д. У последнего спрашивают, какое же чувство он «получил», и сравнивают с тем, какое чувство было «послано» вначале.

Игра «Телефон»

Двоим участникам предлагается для разыгрывания ситуация «Обеденный перерыв».

Инструкция ведущего:

«Некий человек разговаривает по телефону на какую-то личную тему. Вам надо позвонить точно в определенное вре­мя. Необходимо привлечь внимание человека, который гово­рит по телефону, и попросить разрешения позвонить. Но че­ловек, который говорит по телефону, старается избежать кон­такта, насколько может, притворяясь, что не замечает коллегу, который тоже хочет поговорить».

Ситуация проигрывается несколько раз с разными участни­ками, затем анализируются использованные способы привле-Чения внимания.

'Ригорьева Т.Г., Линская Л.В., Усольцева Т.П. Основы конструктивного общения: Методич. пособие для преподавателей.— Новосибирск, М., 1997.

118

119

Жуков Ю.М., Петровская Л.А., Растянников П.В. Диагностика и разви­тие компетентности в общении. М., 1990.

Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал (психологические проблемы). М., 1994.

Петрова Е.А. Жесты в педагогическом процессе: Учеб. пособие по курсу «Основы пед. мастерства». М.,1998.

Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов н/Д., 1997.

УПРАЖНЕНИЯ

НА ОСОЗНАНИЕ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЖЕСТИКУЛЯЦИИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ОБЩЕНИИ

Упражнение 1

Попарно разыграйте следующую ситуацию.

Во время ответа ученика в класс заглядывает учитель, кото­рому необходимо срочно сообщить некоторую информацию своему коллеге, не прерывая урока и не заходя в класс (не показываясь детям).

С помощью жестов и мимики выразите:

• просьбу выйти в коридор на минуту;

• свою готовность подождать его в учительской до перемены;

•    требование директора зайти к нему после урока;

• желание родителей учащегося переговорить с ним и т. д. Исполняющий роль учителя на уроке должен показать, что

понял партнера, попросить подождать, пока ученик не закон­чит ответ, сообщить, что готов выполнить просьбу, или объяс­нить отказ.

Упражнение 2

Укажите, какими жестами учитель может поприветствовать класс. Произведите выбор. Проиграйте ситуацию, если учитель:

• недоволен классом,

• имеет радостную для учащихся новость. Употребите жесты: автономно, синхронно, параллельно с

речью. Объясните свой выбор.

Упражнение 3

Перечислите жесты, с помощью которых учитель может вызвать учащегося для ответа на вопрос. Выберите жест и упот-

120

ебите его для вызова ученика автономно, синхронно и парал­лельно с речью — в соответствии с ситуацией:

. находясь рядом с учеником и на значительном расстоянии; . ободряя его или нейтрально. Выбор обоснуйте.

Упражнение 4

Во время ответа ученика учителю необходимо:

• продемонстрировать свое отношение к ответу — одобре­ние, разочарование, удивление, сомнение, недовольство и т.д.;

• проявить внимание и заинтересованность;

• прервать рассказ.

Перечислите и выполните жесты, которые могут применять­ся в указанных ситуациях для обеспечения обратной связи.

Для обсуждения:

• Какие жесты предпочтительнее на близком, а какие на зна­чительном расстоянии от учащегося?

Упражнение 5

Обозначьте жесты, с помощью которых учитель может сде­лать замечание. Выберите жесты и выполните их:

• категорично, спокойно;

• на близком расстоянии от учащегося, на значительном. Сопоставьте результаты с распространенными русскими

жестами. Отобрав другие жесты, варьируйте их исполнение в соотношении с речью (автономно, параллельно, сопряженно).

Упражнение 6

Опишите какой-либо отсутствующий предмет, используя совместно с речью различные жесты-информаторы. Для обсуждения:

Какие особенности предмета удобно описывать, используя изобразительные жесты?

Перечислите жесты, которые учитель может применять как наглядно-изобразительное средство.

Упражнение 7

Подготовьте небольшой монолог-объяснение нового мате-Риала, используя различные «лекторские» жесты. Обратите

121

внимание на их выразительность. Обсудите их оптимальное количество применительно к конкретному монологу.

Петрова Е.А. Жесты в педагогическом процессе Учеб. пособие по курС)/ «Основы пед. мастерства» М.,1998.

Дата: 2019-02-19, просмотров: 238.