Все встают в шеренгу, в затылок друг к другу. Первый человек поворачивается ко второму и мимикой передает ему какое-либо чувство (радость, гнев, печаль, удивление и т. п.). Второй человек должен передать это же чувство следующему и т. д. У последнего спрашивают, какое же чувство он «получил», и сравнивают с тем, какое чувство было «послано» вначале.
Игра «Телефон»
Двоим участникам предлагается для разыгрывания ситуация «Обеденный перерыв».
Инструкция ведущего:
«Некий человек разговаривает по телефону на какую-то личную тему. Вам надо позвонить точно в определенное время. Необходимо привлечь внимание человека, который говорит по телефону, и попросить разрешения позвонить. Но человек, который говорит по телефону, старается избежать контакта, насколько может, притворяясь, что не замечает коллегу, который тоже хочет поговорить».
Ситуация проигрывается несколько раз с разными участниками, затем анализируются использованные способы привле-Чения внимания.
'Ригорьева Т.Г., Линская Л.В., Усольцева Т.П. Основы конструктивного общения: Методич. пособие для преподавателей.— Новосибирск, М., 1997.
118
119
Жуков Ю.М., Петровская Л.А., Растянников П.В. Диагностика и развитие компетентности в общении. — М., 1990.
Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал (психологические проблемы). — М., 1994.
Петрова Е.А. Жесты в педагогическом процессе: Учеб. пособие по курсу «Основы пед. мастерства». — М.,1998.
Столяренко Л.Д. Основы психологии. — Ростов н/Д., 1997.
УПРАЖНЕНИЯ
НА ОСОЗНАНИЕ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЖЕСТИКУЛЯЦИИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ОБЩЕНИИ
Упражнение 1
Попарно разыграйте следующую ситуацию.
Во время ответа ученика в класс заглядывает учитель, которому необходимо срочно сообщить некоторую информацию своему коллеге, не прерывая урока и не заходя в класс (не показываясь детям).
С помощью жестов и мимики выразите:
• просьбу выйти в коридор на минуту;
• свою готовность подождать его в учительской до перемены;
• требование директора зайти к нему после урока;
• желание родителей учащегося переговорить с ним и т. д. Исполняющий роль учителя на уроке должен показать, что
понял партнера, попросить подождать, пока ученик не закончит ответ, сообщить, что готов выполнить просьбу, или объяснить отказ.
Упражнение 2
Укажите, какими жестами учитель может поприветствовать класс. Произведите выбор. Проиграйте ситуацию, если учитель:
• недоволен классом,
• имеет радостную для учащихся новость. Употребите жесты: автономно, синхронно, параллельно с
речью. Объясните свой выбор.
Упражнение 3
Перечислите жесты, с помощью которых учитель может вызвать учащегося для ответа на вопрос. Выберите жест и упот-
120
ебите его для вызова ученика автономно, синхронно и параллельно с речью — в соответствии с ситуацией:
. находясь рядом с учеником и на значительном расстоянии; . ободряя его или нейтрально. Выбор обоснуйте.
Упражнение 4
Во время ответа ученика учителю необходимо:
• продемонстрировать свое отношение к ответу — одобрение, разочарование, удивление, сомнение, недовольство и т.д.;
• проявить внимание и заинтересованность;
• прервать рассказ.
Перечислите и выполните жесты, которые могут применяться в указанных ситуациях для обеспечения обратной связи.
Для обсуждения:
• Какие жесты предпочтительнее на близком, а какие на значительном расстоянии от учащегося?
Упражнение 5
Обозначьте жесты, с помощью которых учитель может сделать замечание. Выберите жесты и выполните их:
• категорично, спокойно;
• на близком расстоянии от учащегося, на значительном. Сопоставьте результаты с распространенными русскими
жестами. Отобрав другие жесты, варьируйте их исполнение в соотношении с речью (автономно, параллельно, сопряженно).
Упражнение 6
Опишите какой-либо отсутствующий предмет, используя совместно с речью различные жесты-информаторы. Для обсуждения:
Какие особенности предмета удобно описывать, используя изобразительные жесты?
Перечислите жесты, которые учитель может применять как наглядно-изобразительное средство.
Упражнение 7
Подготовьте небольшой монолог-объяснение нового мате-Риала, используя различные «лекторские» жесты. Обратите
121
внимание на их выразительность. Обсудите их оптимальное количество применительно к конкретному монологу.
Петрова Е.А. Жесты в педагогическом процессе Учеб. пособие по курС)/ «Основы пед. мастерства» — М.,1998.
Дата: 2019-02-19, просмотров: 274.