Участники объединяются в пары по кругу. Один из них -нападающий, его задача — агрессивно нападать на партнера-Задача сидящих напротив - снизить напряжение его партнера с помощью почтительно выполненной техники вербализации
100
яств. Парам дается две минуты, чтобы подготовить демонст-пионную сценку. По истечении времени пары по очереди лжны продемонстрировать свои сценки. Материал: таблица формул вербализации чувств.
Обсуждение: Всякий раз после окончания сценки ведущий спрашивает у группы: «Было ли это сделано почтительно? Было ли это сделано эффективно?». По окончании круга группе задается вопрос: «Какие формулировки оказались наиболее эффективными?» В том случае, если у группы появились формулировки новых техник снижения эмоционального напряжения, они записываются на доске.
Формулы вербализации чувств
Менее уважительные формулировки | Более уважительные формулировки |
Вы не понимаете; я не понимаю Вам неприятно; мне неприятно Вам противно; мне противно Вы нервничаете; я нервничаю Вам обидно; мне обидно Вы злитесь; я злюсь Вы боитесь; я боюсь | Вы удивлены; я удивлен Вы огорчены; я огорчен Вы возмущены; я возмущен Вас беспокоит; меня беспокоит Вас задевает; меня задевает Вы сердитесь; я сердит Вы опасаетесь; я опасаюсь |
Упражнение «Метафорическая вербализация»
Участники объединяются в пары. Выбирается для разыгрывания какая-либо конфликтная ситуация. Один участник пары нападает на другого участника. Тот, на кого напали, должен ответить метафорическим описанием своего состояния. Напри-МеР, один участник может сказать: «По-моему, вы уже забыли о нашем вчерашнем разговоре». Второй участник может ответить: «Я чувствую себя как школьник, отвечающий у доски».
Варианты ответа: «Я чувствую себя как подсудимый в зале сУда», «я чувствую себя как Дюймовочка в тюльпане: упала и барахтаюсь в цветке».
Метафора должна быть яркой и в тоже время мягкой, правдивой и в то же время шутливой, точной и в тоже время ува-ительной по отношению к себе.
101
Для обсуждения:
• Каковы возможности метафорического ответа на чужое нападение?
Игра «Парижская выставка»
Всем участникам предлагается разбиться на три команды и придумать им название. Каждая из команд — фирма, производящая ценные человеческие качества.
Инструкция ведущего: «Вам дается восемь минут для того чтобы обсудить, какие ценные качества каждая команда может представить на Парижской выставке. Для этого вы по очереди должны высказать каждому участнику вашей команды, что вы в нем цените. Например, первая команда может сначала поговорить об Алексее. Участники команды скажут Алексею, что они в нем ценят. После этого они вместе с ним решат, какое из его ценных качеств можно представить на выставке. Затем таким же образом нужно обсудить ценные качества других участников и решить, какие ценные качества участников вашей команды вы будете представлять на выставке».
Названия презентуемых ценных качеств указываются на специальных табличках для выставки (на каждом листке -одно качество), они остаются в тайне от остальных групп. После выполнения задания предлагается подумать, какие ценные качества представят на выставке другие команды, и составить их список (на эту работу дается еще восемь минут). Далее следует открытие Парижской выставки. У каждой команды берется интервью - задается вопрос: «Первая команда, что именно вы надеетесь увидеть в павильоне команды номер два?». После высказываний команд делается вывод о сочетании спроса и предложения, об осознании производителем своих продуктов. Подобная процедура проводится со всеми командами.
Для обсуждения:
• Какое действие оказывает обсуждение ценных качеств человека?
Дерманова И.Б., Сидоренко Е.В. Психологический практикум. Межличностные отношения Метод, рекомендации — СПб., 2001.
Сидоренко Е.В. Тренинг коммуникативной компетентности в деловом взаимодействии. — СПб., 2002.
102
Дата: 2019-02-19, просмотров: 266.