Упражнение 4. «Дистанция в общении»
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Двум участникам, между которыми существует дружеская симпатия, предлагается поговорить:

а) о погоде;

б) о каком-либо вопросе, не предназначенном для посто­ронних (шепотом).

Остальные наблюдают изменения пространственного рас­положения в процессе беседы. В обсуждении обговариваются причины изменения дистанции в общении.

Для обсуждения:

Участникам предлагается высказать свои предположения по поводу закономерностей возникновения чувств и влияния их на процесс взаимодействия при нарушении дистанции субъек­тивно осознаваемой безопасности.

Упражнение 5. «Разговор и пространство общения»

Участники группы делятся на пары. В паре один человек говорит, а другой слушает. Говорящий рассказывает партнеру о каком-то своем затруднении или проблеме. Слушающий реагирует на рассказ естественно, так, как ему хочется. Оба члена пары сидят напротив друг друга на стульях. Затем по команде ведущего, не прерывая разговора, участники упраж­нения меняют свое пространственное положение: слушающий становится на стул и слушает стоя, говорящий присаживается на корточки и продолжает рассказ в таком положении.

Вопросы для обсуждения:

128

ито изменилось после того, как вы встали на стул по отно­шению к собеседнику?

Какие чувства и желания вы испытали в тот момент, когда аш партнер встал на стул во время вашего рассказа о про­блеме? Хотелось ли вам продолжать разговор? Почему?

опьева Т.Г., Линская Л.В., Усольцева Т.П. Основы конструктивного об­щения Методич. пособие для преподавателей - Новосибирск, М., 1997.

и тина Л.М., Асмаковец Е.С. Эмоциональная гибкость учителя: психо­логическое содержание, диагностика, коррекция. - М., 2001.

Столяренко Л.Д. Основы психологии. - Ростов н/Д., 1997.

УПРАЖНЕНИЯ И ИГРЫ НА ОСОЗНАНИЕ ВАЖНОСТИ ВИЗУАЛЬНОГО КОНТАКТА

Упражнение «Общение в парах»

Группа разбивается на пары и выполняет несколько заданий.

Инструкция: Встаньте (сядьте) спина к спине и постарайтесь вести оживленный диалог о чем-то важном для вас в течение 2-3 минут. Оборачиваться, разумеется, нельзя. Затем обме­няйтесь впечатлениями.

• Один из вас садится на стул, другой продолжает стоять. Вновь начинается диалог, в течение 2-3 минут говорите о своих про­блемах. Затем поменяйтесь позами и продолжайте диалог.

• Установите зрительный контакт, пообщайтесь без слов в течение 2—3 минут.

Затем происходит вербальный обмен впечатлениями, свои­ми ощущениями.

В этом упражнении пары могут быть постоянными, а мож­но после каждого задания менять их произвольно или по же­ланию участников.

Игра «Пустое место»

Правила игры. Половина участников садится по кругу на сту­лья, другая встает к ним за спину и кладет руки на спинку стУла (если спинки нет, то руки заводятся за спину). Перед одним участником (водящим) никто на стуле не сидит - это «пустое место». Задача водящего переманить кого-нибудь из

129

сидящих на «пустое место». Это нужно сделать без слов, вни мательно посмотрев на того, кого собираешься позвать.

Если кто-то из участников увидел внимательный, пригла шающий взгляд, он должен перебежать и занять «пустое мес то». Партнер, стоящий за спиной, должен задержать убегаю­щего, схватив его за плечи. Если это ему удалось, водящему приходится переманивать к себе кого-нибудь другого, если не удалось, то теперь ему самому придется переманить к себе ка­кого-нибудь другого участника (так же — глазами), то есть сно­ва приобрести партнера, и т. д. Через некоторое время партне­ры меняются местами — те, кто сидели, встают за спинки сту­льев, а те, кто стояли, садятся.

Игра продолжается столько, сколько необходимо для созда­ния свободного, раскрепощенного настроения в группе. Обыч­но это занимает 10 минут. Дополнительный эффект упражне­ния — адаптация в группе, формирование доброжелательной атмосферы, снижение тревожности.

Упражнение «Контакт глаз»

Участникам предлагается образовать внутренний и внешний круги с одинаковым количеством человек. Стоящие внутри, поворачиваются к центру спиной; лицом к каждому из них становится партнер из внешнего круга. Они должны в течение минуты смотреть друг на друга, не отводя взгляда, не гримас­ничая и не смеясь.

Предлагается обратить внимание на выражение глаз товари­щей и дать им оценку по следующим критериям:

а) легко или трудно смотреть в глаза;

б) веселый или грустный взгляд;

в) спокойный или напряженный взгляд;

г) жесткий или мягкий взгляд;

Вариант: первый пожелавший должен расставить всех учас­тников по кругу или разделить на две группы в соответствии с одним из критериев. Такую процедуру могут проделать все желающие.

Вопросы для обсуждения:

• Каким чаще всего бывает ваш взгляд?

• Помогает он или мешает в общении с людьми?

130

Дата: 2019-02-19, просмотров: 248.