Один из участников произносит речь в течение 5-6 минут на любую заданную тему. Группа играет роль аудитории, которая не воспринимает оратора. Задача последнего - установить контакт во что бы то ни стало. Затем происходит обмен впечатлениями выступающего и группы.
Упражнение «Испорченный телефон»
Несколько участников (5—6 человек) выходят за дверь и по приглашению ведущего входят в комнату по одному. Каждому входящему дается инструкция: «Представьте себе, что вы получили телефонограмму, содержание которой вы должны передать следующему члену группы. Главное - как можно точнее отразить ее содержание».
Текст: «Звонил Иван Иванович. Он просил передать, что задерживается в РОНО, поскольку он договаривается о получении нового импортного оборудования для мастерских, которое, впрочем, не лучше отечественного. Он должен вернуться к 17 часам, к началу педсовета, но, если он не успеет, надо передать завучу, что он должен изменить расписание уроков старших классов на понедельник и вторник, вставив туда дополнительно два часа по астрономии».
Наблюдатели фиксируют ошибки и искажения смысла, появляющиеся у каждого из передающих.
После выполнения упражнения участники группы анализируют особенности слушания и то обстоятельство, как неумелое слушание может исказить передаваемую информацию. В процессе обсуждения наблюдатели высказывают свои соображения по поводу причин возникновения ошибок (большое внимание к деталям, привнесение собственных интерпрета-
88
ИЙ и т. п.). Обсуждается вопрос о том, можно ли тренировать уМение слушать.
Упражнение «Внимательный слушатель»
Участники разбиваются по парам. Партнер X будет говорящим, партнер У - слушателем. X рассказывает слушателю о своих трудностях в отношении с людьми, о своих страхах, предубеждениях, сомнениях, ожиданиях. Слушатель старается помочь говорящему максимально полно изложить свои мысли. Через 3 минуты ведущий дает знак: говорящий высказывает свои замечания по поводу поведения слушателя, подчеркивает то, что ему помогало и что затрудняло возможность открыто рассказывать о себе. Затем слушатель своими словами повторяет, что услышал и понял из слов говорящего. Партнер X движениями головы подтверждает или опровергает слова У, в зависимости от того, насколько тот правильно передает его собственные слова. Затем участники меняются ролями. В заключение все участники возвращаются в круг и обсуждают впечатления каждого о том, что происходило во время упражнения.
Упражнение «Эксперимент с техникой повторения»
Инструкция ведущего:
«Предлагаю всем сыграть в детектив. Каждый из нас будет автором этого детектива. Я придумываю первую фразу, например: «Рано утром мисс Марпл услышала телефонный звонок». Я передаю мяч Жене. Теперь она будет продолжать сочинять наш детектив. Но прежде чем произнести следующую фразу, она должна точно повторить то, что сказала я. Следующий за Женей человек должен будет сначала повторить то, что сказала Женя, а потом произнести свою фразу, и т. д.».
Для того чтобы оживить упражнение, можно посадить всех Участников по кругу спиной к центру и предложить им сочинять свои фразы, основываясь на тех звуках, которые будут Раздаваться в центре круга. Инструкция прежняя: сначала покорить то, что было сказано предыдущим партнером, а потом произнести свою фразу. В центре круга находится «тренер». н может звонить в колокольчик, стучать, рычать, хохотать, свистеть, переливать воду и т. д. После каждого звукового сиг-
89
нала «тренер» сам произвольно назначает того, кто будет говорить. Важно, чтобы у каждого была возможность высказаться
Вопросы для обсуждения:
• Что было труднее - сочинять свою фразу или повторять чужую?
• Можно ли научиться повторению?
Упражнение
«Эксперимент с техникой перефразирования»
Инструкция ведущего:
Предлагаю вам объединиться в четыре команды. Каждая команда должна выбрать какое-нибудь четверостишие из известного стихотворения.
Перефразируйте стихотворение таким образом, чтобы каждое слово в нем передавалось иным словом или словосочетанием. Например, «я» можно превратить в «автора» или «лицо», «дорогу» — в «путь», «сердце» — в «центральный орган кровообращения» и т. п.
Созданный текст записывается, а затем зачитывается вслух всей группе. Важно, чтобы остальные смогли догадаться, что за стихотворение было перефразировано. Задание выполняется в течение 10 минут. Можно предложить повторить каждую интерпретацию на бис.
Для обсуждения:
• Каким должно быть перефразирование, чтобы оно наиболее точно передавало суть первоначального текста? (совпа-
1 дение ритмов, близость синонимов и т. д.).
Упражнение «Бой ораторов»
Участвуют два человека. Определяется тема дискуссии. Первый участник произносит речь на заданную тему. Второй должен сначала пересказать своими словами идеи предыдущего оратора, затем изложить собственные возражения и, если необходимо, задать вопросы своему противнику. Затем тему продолжает второй участник.
В ходе обсуждения ведущий обращает внимание на:
используемые способы и приемы общения; на то, к каким
результатам они приводят;
на умение слушать и убеждать;
на чувства участников по поводу того или иного действия
собеседников.
Дата: 2019-02-19, просмотров: 298.