Упражнение «Конкурс ораторов»
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Один из участников произносит речь в течение 5-6 минут на любую заданную тему. Группа играет роль аудитории, ко­торая не воспринимает оратора. Задача последнего - устано­вить контакт во что бы то ни стало. Затем происходит обмен впечатлениями выступающего и группы.

Упражнение «Испорченный телефон»

Несколько участников (5—6 человек) выходят за дверь и по приглашению ведущего входят в комнату по одному. Каждому входящему дается инструкция: «Представьте себе, что вы полу­чили телефонограмму, содержание которой вы должны пере­дать следующему члену группы. Главное - как можно точнее отразить ее содержание».

Текст: «Звонил Иван Иванович. Он просил передать, что задерживается в РОНО, поскольку он договаривается о полу­чении нового импортного оборудования для мастерских, ко­торое, впрочем, не лучше отечественного. Он должен вернуть­ся к 17 часам, к началу педсовета, но, если он не успеет, надо передать завучу, что он должен изменить расписание уроков старших классов на понедельник и вторник, вставив туда до­полнительно два часа по астрономии».

Наблюдатели фиксируют ошибки и искажения смысла, по­являющиеся у каждого из передающих.

После выполнения упражнения участники группы анали­зируют особенности слушания и то обстоятельство, как не­умелое слушание может исказить передаваемую информацию. В процессе обсуждения наблюдатели высказывают свои сооб­ражения по поводу причин возникновения ошибок (большое внимание к деталям, привнесение собственных интерпрета-

88

ИЙ и т. п.). Обсуждается вопрос о том, можно ли тренировать уМение слушать.

Упражнение «Внимательный слушатель»

Участники разбиваются по парам. Партнер X будет говоря­щим, партнер У - слушателем. X рассказывает слушателю о сво­их трудностях в отношении с людьми, о своих страхах, преду­беждениях, сомнениях, ожиданиях. Слушатель старается помочь говорящему максимально полно изложить свои мысли. Через 3 минуты ведущий дает знак: говорящий высказывает свои заме­чания по поводу поведения слушателя, подчеркивает то, что ему помогало и что затрудняло возможность открыто рассказывать о себе. Затем слушатель своими словами повторяет, что услышал и понял из слов говорящего. Партнер X движениями головы подтверждает или опровергает слова У, в зависимости от того, насколько тот правильно передает его собственные слова. Затем участники меняются ролями. В заключение все участники воз­вращаются в круг и обсуждают впечатления каждого о том, что происходило во время упражнения.

Упражнение «Эксперимент с техникой повторения»

Инструкция ведущего:

«Предлагаю всем сыграть в детектив. Каждый из нас будет автором этого детектива. Я придумываю первую фразу, на­пример: «Рано утром мисс Марпл услышала телефонный зво­нок». Я передаю мяч Жене. Теперь она будет продолжать сочи­нять наш детектив. Но прежде чем произнести следующую фразу, она должна точно повторить то, что сказала я. Следую­щий за Женей человек должен будет сначала повторить то, что сказала Женя, а потом произнести свою фразу, и т. д.».

Для того чтобы оживить упражнение, можно посадить всех Участников по кругу спиной к центру и предложить им сочи­нять свои фразы, основываясь на тех звуках, которые будут Раздаваться в центре круга. Инструкция прежняя: сначала по­корить то, что было сказано предыдущим партнером, а потом произнести свою фразу. В центре круга находится «тренер». н может звонить в колокольчик, стучать, рычать, хохотать, свистеть, переливать воду и т. д. После каждого звукового сиг-

89

нала «тренер» сам произвольно назначает того, кто будет гово­рить. Важно, чтобы у каждого была возможность высказаться

Вопросы для обсуждения:

• Что было труднее - сочинять свою фразу или повторять чужую?

•  Можно ли научиться повторению?

Упражнение

«Эксперимент с техникой перефразирования»

Инструкция ведущего:

Предлагаю вам объединиться в четыре команды. Каждая команда должна выбрать какое-нибудь четверостишие из из­вестного стихотворения.

Перефразируйте стихотворение таким образом, чтобы каж­дое слово в нем передавалось иным словом или словосочетани­ем. Например, «я» можно превратить в «автора» или «лицо», «дорогу» — в «путь», «сердце» — в «центральный орган крово­обращения» и т. п.

Созданный текст записывается, а затем зачитывается вслух всей группе. Важно, чтобы остальные смогли догадаться, что за стихотворение было перефразировано. Задание выполняется в течение 10 минут. Можно предложить повторить каждую ин­терпретацию на бис.

Для обсуждения:

• Каким должно быть перефразирование, чтобы оно наибо­лее точно передавало суть первоначального текста? (совпа-

1 дение ритмов, близость синонимов и т. д.).

Упражнение «Бой ораторов»

Участвуют два человека. Определяется тема дискуссии. Пер­вый участник произносит речь на заданную тему. Второй дол­жен сначала пересказать своими словами идеи предыдущего оратора, затем изложить собственные возражения и, если не­обходимо, задать вопросы своему противнику. Затем тему про­должает второй участник.

В ходе обсуждения ведущий обращает внимание на:

используемые способы и приемы общения; на то, к каким

результатам они приводят;

на умение слушать и убеждать;

на чувства участников по поводу того или иного действия

собеседников.

Дата: 2019-02-19, просмотров: 253.