Отметьте ситуации, вызывающие у вас неудовлетворение досаду или раздражение при беседе любым человеком.
1. Собеседник не дает вам высказаться, постоянно прерывает меня.
2. Собеседник никогда не смотрит на меня во время разговора.
3. Собеседник постоянно суетится: карандаш и бумага занимают его больше, чем мои слова.
4. Собеседник никогда не улыбается.
5. Собеседник всегда отвлекает меня вопросами и комментариями.
6. Собеседник старается опровергнуть меня.
7. Собеседник вкладывает в мои слова другое содержание.
8. На мои вопросы собеседник выставляет контрвопросы.
9. Иногда собеседник переспрашивает меня, делая вид, что не расслышал.
10. Собеседник, не дослушав до конца, перебивает меня, лишь затем чтобы согласиться.
11. Собеседник при разговоре сосредоточенно занимается посторонним: играет сигаретой, протирает стекла очков и т. д. -я твердо уверен, что он при этом невнимателен.
12.Собеседник делает выводы за меня. 13.Собеседник всегда пытается вставить слово в мою речь. 14.Собеседник смотрит на меня внимательно, не мигая. 15.Собеседник смотрит на меня, как бы оценивая. Это беспокоит.
16. Когда я предлагаю что-нибудь новое, собеседник говорит, что он думает так же.
17.Собеседник переигрывает, показывая, что интересуется беседой, слишком часто кивает головой, ахает и поддакивает.
18. Когда я говорю серьезно, собеседник вставляет смешные истории, шуточки, анекдоты.
19.Собеседник часто смотрит на часы во время разговора.
20.Собеседник требует, чтобы все соглашались с ним. Любое его высказывание завершается вопросом: «Вы тоже так ДУ" маете?» или «Вы не согласны?»
Если количество ситуаций, вызывающих у вас досаду и раздражение, составляет:
86
14-20. Вам необходимо кропотливо работать над собой и учиться слушать.
«-14. Вам присущи некоторые недостатки, вы критически относитесь к высказываниям, но вам еще недостает некоторых достоинств хорошего собеседника. Избегайте поспешных выводов, не заостряйте внимание на манере говорить, не притворяйтесь, не ищите скрытый смысл сказанного не монополизируйте разговор.
2-8. Вы хороший собеседник. Но иногда отказываете партнеру в полном внимании. Повторяйте вежливо его высказывания. Дайте время высказать свою мысль полностью, приспосабливайте свой темп мышления к его речи и можете быть уверены, что общаться с вами будет еще приятнее.
0-2. Вы отличный собеседник. Вы умеете слушать. Ваш стиль общения может стать примером для окружающих.
Психология делового общения. / Авт.-сост. Ю.А. Фомин.— Минск, 1999.
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ СЛУШАНИЯ
Упражнение «Три качества слушания»
Работа проводится в тройках. Каждой тройке необходимо обсудить качества, необходимые педагогу-профессионалу.
Задание: выберите три на ваш взгляд самых важных качества и выработайте строгий алгоритм обсуждения: двое беседуют, третий контролирует использование приемов слушания. Затем Функции меняются. После работы в тройках проводится дискуссия на заданную тему со всей группой (представители разных троек).
Упражнение «Слушание»
Группа делится на две части по 5—6 человек. В каждой из Этих подгрупп один из участников садится в центр и в течение 5~6 минут высказывается по теме «Мужчина среди женщин и сРеди мужчин» или «Женщина среди мужчин и среди жен-Щин». Члены группы должны слушать с полным вниманием, Не спорить, не перебивать, воспринимая говорящего целиком.
87
Участник, находящийся в центре, должен говорить в течение всего отведенного для него времени; если же он высказал все до истечения времени, он все равно находится в центре круга. Затем по сигналу руководителя другой участник садится в центр и начинает говорить на эту же тему, время для него то же — 5—6 минут. После того как выступят все, происходит обмен мнениями и своими ощущениями.
Дата: 2019-02-19, просмотров: 247.