Правила эмпатического слушания
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Необходимо настроиться на слушание: на время забыть о сво­их проблемах, освободить душу от собственных переживаний и постараться отойти от готовых установок и предубеждений относительно собеседника. Только в этом случае можно по­нять, что чувствует собеседник, «увидеть» его эмоции.

• В своей реакции на слова партнера необходимо в точности отразить переживание, чувство, эмоцию, стоящие за его высказыванием, но сделать это так, чтобы продемонстри­ровать собеседнику, что его чувство не только правильно понято, но и принято.

• Необходимо держать паузу. После вашего ответа собеседни­ку обычно надо помолчать, подумать, чтобы разобраться в своем переживании.

1 Необходимо помнить, что эмпатическое слушание — не интерпретация скрытых от собеседника тайных мотивов его поведения. Надо только отразить чувство партнера, но не объяснять ему причину возникновения этого чувства. Заме­чание типа: «Так это у тебя оттого, что ты просто завидуешь своему другу» или «На самом деле тебе хотелось бы, чтобы на тебя все время обращали внимание» - не могут вызывать ничего, кроме ответной агрессии и защиты. В тех случаях, когда партнер возбужден и беседа складыва­ется таким образом, что партнер говорит «не закрывая рта», а ваша беседа носит достаточно доверительный характер, вовсе необязательно отвечать развернутыми фразами. Дос­таточно просто поддерживать партнера междометиями, короткими фразами типа «да-да», «угу», кивать головой или повторять, его последние слова.

Методика эмпатического слушания применима только в том случае, когда человек сам хочет поделиться какими-то переживаниями. В случае же, когда он задает обычные воп­росы - «А вы не знаете, что означает то-то?» - или же просто не хочет говорить с вами, а вы бы очень хотели

78

обсудить с ним что-либо, применение эмпатического слу­шания просто невозможно.

Эмпатическое слушание поможет учителю лучше понять ре­бенка, нейтрализовать имеющуюся у учителя склонность к оцен­ке. Стремление многих учителей слушать другого человека не столько с целью вслушиваться в то, что он им сообщает, сколь­ко с целью оценить его, часто становиться причиной коммуни­кативных барьеров. К ним относятся барьеры диалогического общения (предубеждение, недоверие, отсутствие чувства юмо­ра, навыков социального контакта). Одним из разновидностей диалога между учителем и учеником является спор. Только вы­сокая культура этого вида диалога страхует от опасности пре­вратить его в ссору, то есть в «состояние взаимной вражды».

Культура спора обеспечивается соблюдением следующих педагогических правил*:

• Восприятие несогласия учащихся как естественной реакции, следствия критического отношения к информации.

• Учет глубинных мотивов конфронтации учащихся (потреб­ности в личностном самоутверждении, повышении статуса в среде сверстников, обиды, эмоционального возбуждения, состояния психологического дискомфорта и пр.).

• Выражение неизменной доброжелательности по отношению к оппоненту, без учета репутации и статуса.

• Заинтересованное и уважительное отношение к любой точ­ке зрения, даже абсурдной, забота о сохранении и повыше­нии престижа каждого учащегося.

• Критическая оценка конкретных действий, а не личности в целом (допускается высказывание: «Этот поступок представ­ляется мне некрасивым», недопустима фраза типа: «Ты все­гда стремишься сорвать урок, потому что бездельник» и др.).

• Контроль за эмоциональной тональностью спора, чтобы предупредить его перерастание в ссору.

При отстаивании своего мнения необходимо использование общепринятых этикетных норм («Мне кажется», «Подумаем вместе», «Может быть, я ошибаюсь» и т.п.), а также проявлять готовность признать ошибки, извиниться за оплошность.

Рыданова И.И. Основы педагогики общения. - Минск, 1998.

79

• Готовность принимать компромиссные решения, учитывая интересы учащихся, их потребности.

• Терпимость, уступчивость в мелочах.

• Дисциплинирование класса с помощью косвенных воздей­ствий — переключения внимания, шутки.

• Доминирование экспрессии оптимизма.

Показателями низкой культуры диалога с учащимися мож­но считать следующие:

• Ограничение свободы выражения мнений, в особенности несовпадающих с точкой зрения учителя («Хватит спорить о бесспорном», «Тебе еще рано иметь свои взгляды! Для этого нужно хотя бы прилично учиться»).

• Ориентация лишь на запланированные цели («Опять ты у нас, Кокарев, отнимаешь время пустыми вопросами! Я ни­чего не успеваю сделать!», «Не отвлекай нас, Сидорова, сво­ими заумными вопросами!»).

• Акцентирование того, что разъединяет с учащимися («Как ты можешь так думать, Гаврилова? Твое несогласие с голо­вой выдает незнание материала»).

• Мелочная нетерпимость, придирчивость («Как ты сидишь, Игнатьева! Положи руки на парту», «Как можно не знать таких простых вещей?»).         \

• Дисциплинирование путем нажима, прямого порицания («Хватит показывать, какой ты умный», «Тебе, Веремеева, лучше бы помолчать и вспомнить о полученной двойке!»).

• Угрозы («Попробуйте не выполнить это задание!»).

• Упреки («Сколько раз напоминала, а ты...», «Я тебя предуп­реждала, а ты не хотел слушать ...!»).

• Унижение достоинства («Такого ленивого ученика у меня еще не было!», «Ну посмотрите на этого «профессора»! Луч­ше бы постригся»).

• Высмеивание («Ребята, кого напоминает Лазарев? Санчо-Панса, правда? Такой же толстый и ленивый»).

1 Демонстрация своего превосходства в различной форме: прямой («У тебя что в голове — две извилины?»), смягчен­ной («Ты вроде понятливый, Гальперин, а говоришь несу­разности»), скрытой («Тут не в чем сомневаться, Никифо­рова, каждому нормальному человеку это ясно!»).

80

Ссылка на свой статус и жизненный опыт как аргумент в споре («Я работаю в школе 20 лет, как ты можешь сомне­ваться в моих знаниях»).

, Менторство («Запомни, Хламова, так себя культурные люди не ведут», «Стыдно, стыдно не знать элементарных вещей»). , Использование лести, показной доброты, улыбки, ласка­тельного вокатива (Наташенька, Сереженька) или обмана, запугивания в манипулятивных целях для извлечения своей выюды, достижения эгоистических целей. • Доминирование экспрессии пессимизма («Ничего-то вы не умеете. И что мне с вами делать, ума не приложу», «Не пред­ставляю, как вы сдадите экзамены»).

Таким образом, ведение коммуникативного диалога с уча­щимися требует от учителя высокой культуры — лингвисти­ческой, нравственной, психологической, педагогической.

Высокая культура общения является одной из составляю­щих имиджа педагога как профессионала. Имидж - это образ, впечатление, которое оставляет человек в воспоминаниях и представлениях о нем.

Одной из важнейших составляющей имиджа педагога явля­ется коммуникативная толерантность. Это характеристика от­ношения личности к людям, показывающая степень перено­симости ею неприятных или неприемлемых, по ее мнению, психических состояний, качеств и поступков партнеров по взаимодействию. Педагог, обладающий высоким уровнем дан­ного качества, достаточно уравновешен, терпим и совместим с очень разными людьми. Благодаря этим достоинствам создает­ся психологически комфортная обстановка для совместной Деятельности в педагогическом процессе. Учитель должен стре­миться безусловно принимать ребенка со всеми его недостат­ками, промахами, бедами. Принимать ребенка - это значит: • проявлять к нему терпимость, стремиться понять его и по­мочь ему;

проявлять уважение к его личности, поддерживать в нем чувство собственного достоинства; осознавать за ним право быть непохожим на других; смотреть на проблему с его позиций, его глазами; Учитывать индивидуально-психологические и личностные особенности ребенка.

81

Особенно важно проявлять коммуникативную толерант­ность в напряженной, конфликтной ситуации. Однако в та­ких ситуациях обычно наблюдается высказывание прямых не­гативных оценок в адрес ребенка: «Вы всегда ведете себя так...»5 «Ты как всегда не готов...», «Ты снова начинаешь оправды­ваться...». На такие высказывания ребенок обычно отвечает отрицанием, обидой, защитой. В отличие от «ты-высказыва-ния» «я-высказывание» учителя характеризуется описанием собственных чувств и переживаний по отношению к данной ситуации, безоценочной характеристикой поведения ребен­ка. Высказывая свои чувства без приказа, осуждения или вы­говора, учитель оставляет за ребенком возможность самому принять решение, учитывая переживания взрослого. Схема «я-высказывания» такова:

1. Описание ситуации, вызвавшей напряжение: «Когда я вижу, что ты...», «Когда это происходит...», «Когда я сталкива­юсь с тем, что...».

2. Точное называние своего чувства в данной ситуации: «Я чувствую...», «Я не знаю, как реагировать...», «Я огорча­юсь...».

3. Называние причин этого чувства: «Потому что я не люб­лю грязь», «Потому что ты нарушил обещание».

Развитию коммуникативной толерантности и формирова­нию позитивного имиджа педагога способствует знание и вы­полнение «заповедей» общения*:

• Отношения с людьми - главные в любой деятельности, а тем более в педагогической. Думайте над своими взаимоот­ношениями с окружающими людьми, стройте их на взаи­мопонимании и доверии.

• Общаясь с человеком, никогда не зацикливайтесь на дости­жении ваших конкретных целей и задач. Будучи учителем, не превращайтесь в чиновника, для которого программа, план урока - главное. Не забывайте, что ребенок, его инте­ресы, стремления, его настоящее и будущее — вот смысл вашей работы.

Добрович А. Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. — М., 1987.

82

учитесь видеть в каждом человеке, ребенке то, что выгодно отличает его от других, ту «изюминку», которая делает его уникальным, неповторимым. Помните, что каждый чело­век - уникален и к каждому необходим свой подход. , Придя к человеку, оставьте свои проблемы, амбиции, сло­жившиеся стереотипы. Говоря с человеком, общайтесь с ним, а не с его официальным статусом, своими представ­лениями о нем. Потребность в равенстве присуща всем, а тем более детям.

• Учитесь видеть себя как бы со стороны, глазами других людей. Анализируйте, как вы вели себя во время общения с ними, стремитесь поставить себя на место того человека, с кото­рым общаетесь.

• Чаще улыбайтесь людям. Улыбка располагает к вам окружа­ющих, создает благоприятный эмоциональный настрой, вызывает у других стремление общаться с вами.

• Развивайте свой внутренний духовный мир, ваши таланты и способности. Помните, что творческая, духовно богатая личность всегда привлекает других людей, особенно если это сопрягается с чуткостью и способностью понимать ок­ружающих.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ

Бестактность

Информация к размышлению: Бестактность - это неумение выбрать подходящий момент, причиняющее неприятность людям, с которыми общаешься.

Вопросы для обсуждения:

Применимо ли суждение древнегреческого философа к пе­дагогическому общению? В чем выражается бестактность учителя?

Задания по анализу информации:

Опишите известные вам случаи проявления бестактности

Учителя.

ео Фраст. Характеры. // Психология личности. Тексты. - М., 1982.

83

Педагогический такт

Информация к размышлению: «Педагогический такт - это мера педагогически целесообразного воздействия учителя на уча­щихся, умение устанавливать продуктивный стиль общения Педагогический такт не допускает крайностей в общении со школьниками».

«Практически такт выражается в соблюдении педагогически обоснованной меры в применении воспитательных воздействий, в педагогически целесообразной их оптимизации, причем мера регулируется сложным психологическим и нравственно-пси­хологическим содержанием».

«Педагогический такт - это всегда творческое, нешаблон­ное применение норм педагогической этики».

«Итак, педагогический такт будем считать категорией эти­ческой, профессионально значимым качеством личности учи­теля. Педагогический такт обусловливает культуру педагогичес­кого общения учителя и ученика, учителя и родителей учени­ков, учителя с его коллегами в организации при осуществлении учебно-воспитательного процесса и способствует наибольшему эффекту в воспитании и общении».

Задания по анализу информации:

• Выберите одно из приведенных определений педагогичес­кого такта, которое представляется вам самым удачным с точки зрения его сущностной характеристики.

• Дайте свою формулировку педагогического такта.

Комогорцева И.Ф. Культура педагогического общения Учеб. пособие по спецкурсу. Калинин, 1982.

Основы педагогического мастерства. — М., 1989.

Страхов И. В. Такт учителя как педагогическая способность. // Творчес­кий труд учителя: Лекции в пединституте. — Саратов, 1971.— С. 28.

Якобсон Я.Г. Лекция о педагогической этике. // Основы марксистско-ленинской этики. Л., 1973.

Дата: 2019-02-19, просмотров: 267.