• Необходимо настроиться на слушание: на время забыть о своих проблемах, освободить душу от собственных переживаний и постараться отойти от готовых установок и предубеждений относительно собеседника. Только в этом случае можно понять, что чувствует собеседник, «увидеть» его эмоции.
• В своей реакции на слова партнера необходимо в точности отразить переживание, чувство, эмоцию, стоящие за его высказыванием, но сделать это так, чтобы продемонстрировать собеседнику, что его чувство не только правильно понято, но и принято.
• Необходимо держать паузу. После вашего ответа собеседнику обычно надо помолчать, подумать, чтобы разобраться в своем переживании.
1 Необходимо помнить, что эмпатическое слушание — не интерпретация скрытых от собеседника тайных мотивов его поведения. Надо только отразить чувство партнера, но не объяснять ему причину возникновения этого чувства. Замечание типа: «Так это у тебя оттого, что ты просто завидуешь своему другу» или «На самом деле тебе хотелось бы, чтобы на тебя все время обращали внимание» - не могут вызывать ничего, кроме ответной агрессии и защиты. В тех случаях, когда партнер возбужден и беседа складывается таким образом, что партнер говорит «не закрывая рта», а ваша беседа носит достаточно доверительный характер, вовсе необязательно отвечать развернутыми фразами. Достаточно просто поддерживать партнера междометиями, короткими фразами типа «да-да», «угу», кивать головой или повторять, его последние слова.
Методика эмпатического слушания применима только в том случае, когда человек сам хочет поделиться какими-то переживаниями. В случае же, когда он задает обычные вопросы - «А вы не знаете, что означает то-то?» - или же просто не хочет говорить с вами, а вы бы очень хотели
78
обсудить с ним что-либо, применение эмпатического слушания просто невозможно.
Эмпатическое слушание поможет учителю лучше понять ребенка, нейтрализовать имеющуюся у учителя склонность к оценке. Стремление многих учителей слушать другого человека не столько с целью вслушиваться в то, что он им сообщает, сколько с целью оценить его, часто становиться причиной коммуникативных барьеров. К ним относятся барьеры диалогического общения (предубеждение, недоверие, отсутствие чувства юмора, навыков социального контакта). Одним из разновидностей диалога между учителем и учеником является спор. Только высокая культура этого вида диалога страхует от опасности превратить его в ссору, то есть в «состояние взаимной вражды».
Культура спора обеспечивается соблюдением следующих педагогических правил*:
• Восприятие несогласия учащихся как естественной реакции, следствия критического отношения к информации.
• Учет глубинных мотивов конфронтации учащихся (потребности в личностном самоутверждении, повышении статуса в среде сверстников, обиды, эмоционального возбуждения, состояния психологического дискомфорта и пр.).
• Выражение неизменной доброжелательности по отношению к оппоненту, без учета репутации и статуса.
• Заинтересованное и уважительное отношение к любой точке зрения, даже абсурдной, забота о сохранении и повышении престижа каждого учащегося.
• Критическая оценка конкретных действий, а не личности в целом (допускается высказывание: «Этот поступок представляется мне некрасивым», недопустима фраза типа: «Ты всегда стремишься сорвать урок, потому что бездельник» и др.).
• Контроль за эмоциональной тональностью спора, чтобы предупредить его перерастание в ссору.
При отстаивании своего мнения необходимо использование общепринятых этикетных норм («Мне кажется», «Подумаем вместе», «Может быть, я ошибаюсь» и т.п.), а также проявлять готовность признать ошибки, извиниться за оплошность.
Рыданова И.И. Основы педагогики общения. - Минск, 1998.
79
• Готовность принимать компромиссные решения, учитывая интересы учащихся, их потребности.
• Терпимость, уступчивость в мелочах.
• Дисциплинирование класса с помощью косвенных воздействий — переключения внимания, шутки.
• Доминирование экспрессии оптимизма.
Показателями низкой культуры диалога с учащимися можно считать следующие:
• Ограничение свободы выражения мнений, в особенности несовпадающих с точкой зрения учителя («Хватит спорить о бесспорном», «Тебе еще рано иметь свои взгляды! Для этого нужно хотя бы прилично учиться»).
• Ориентация лишь на запланированные цели («Опять ты у нас, Кокарев, отнимаешь время пустыми вопросами! Я ничего не успеваю сделать!», «Не отвлекай нас, Сидорова, своими заумными вопросами!»).
• Акцентирование того, что разъединяет с учащимися («Как ты можешь так думать, Гаврилова? Твое несогласие с головой выдает незнание материала»).
• Мелочная нетерпимость, придирчивость («Как ты сидишь, Игнатьева! Положи руки на парту», «Как можно не знать таких простых вещей?»). \
• Дисциплинирование путем нажима, прямого порицания («Хватит показывать, какой ты умный», «Тебе, Веремеева, лучше бы помолчать и вспомнить о полученной двойке!»).
• Угрозы («Попробуйте не выполнить это задание!»).
• Упреки («Сколько раз напоминала, а ты...», «Я тебя предупреждала, а ты не хотел слушать ...!»).
• Унижение достоинства («Такого ленивого ученика у меня еще не было!», «Ну посмотрите на этого «профессора»! Лучше бы постригся»).
• Высмеивание («Ребята, кого напоминает Лазарев? Санчо-Панса, правда? Такой же толстый и ленивый»).
1 Демонстрация своего превосходства в различной форме: прямой («У тебя что в голове — две извилины?»), смягченной («Ты вроде понятливый, Гальперин, а говоришь несуразности»), скрытой («Тут не в чем сомневаться, Никифорова, каждому нормальному человеку это ясно!»).
80
Ссылка на свой статус и жизненный опыт как аргумент в споре («Я работаю в школе 20 лет, как ты можешь сомневаться в моих знаниях»).
, Менторство («Запомни, Хламова, так себя культурные люди не ведут», «Стыдно, стыдно не знать элементарных вещей»). , Использование лести, показной доброты, улыбки, ласкательного вокатива (Наташенька, Сереженька) или обмана, запугивания в манипулятивных целях для извлечения своей выюды, достижения эгоистических целей. • Доминирование экспрессии пессимизма («Ничего-то вы не умеете. И что мне с вами делать, ума не приложу», «Не представляю, как вы сдадите экзамены»).
Таким образом, ведение коммуникативного диалога с учащимися требует от учителя высокой культуры — лингвистической, нравственной, психологической, педагогической.
Высокая культура общения является одной из составляющих имиджа педагога как профессионала. Имидж - это образ, впечатление, которое оставляет человек в воспоминаниях и представлениях о нем.
Одной из важнейших составляющей имиджа педагога является коммуникативная толерантность. Это характеристика отношения личности к людям, показывающая степень переносимости ею неприятных или неприемлемых, по ее мнению, психических состояний, качеств и поступков партнеров по взаимодействию. Педагог, обладающий высоким уровнем данного качества, достаточно уравновешен, терпим и совместим с очень разными людьми. Благодаря этим достоинствам создается психологически комфортная обстановка для совместной Деятельности в педагогическом процессе. Учитель должен стремиться безусловно принимать ребенка со всеми его недостатками, промахами, бедами. Принимать ребенка - это значит: • проявлять к нему терпимость, стремиться понять его и помочь ему;
проявлять уважение к его личности, поддерживать в нем чувство собственного достоинства; осознавать за ним право быть непохожим на других; смотреть на проблему с его позиций, его глазами; Учитывать индивидуально-психологические и личностные особенности ребенка.
81
Особенно важно проявлять коммуникативную толерантность в напряженной, конфликтной ситуации. Однако в таких ситуациях обычно наблюдается высказывание прямых негативных оценок в адрес ребенка: «Вы всегда ведете себя так...»5 «Ты как всегда не готов...», «Ты снова начинаешь оправдываться...». На такие высказывания ребенок обычно отвечает отрицанием, обидой, защитой. В отличие от «ты-высказыва-ния» «я-высказывание» учителя характеризуется описанием собственных чувств и переживаний по отношению к данной ситуации, безоценочной характеристикой поведения ребенка. Высказывая свои чувства без приказа, осуждения или выговора, учитель оставляет за ребенком возможность самому принять решение, учитывая переживания взрослого. Схема «я-высказывания» такова:
1. Описание ситуации, вызвавшей напряжение: «Когда я вижу, что ты...», «Когда это происходит...», «Когда я сталкиваюсь с тем, что...».
2. Точное называние своего чувства в данной ситуации: «Я чувствую...», «Я не знаю, как реагировать...», «Я огорчаюсь...».
3. Называние причин этого чувства: «Потому что я не люблю грязь», «Потому что ты нарушил обещание».
Развитию коммуникативной толерантности и формированию позитивного имиджа педагога способствует знание и выполнение «заповедей» общения*:
• Отношения с людьми - главные в любой деятельности, а тем более в педагогической. Думайте над своими взаимоотношениями с окружающими людьми, стройте их на взаимопонимании и доверии.
• Общаясь с человеком, никогда не зацикливайтесь на достижении ваших конкретных целей и задач. Будучи учителем, не превращайтесь в чиновника, для которого программа, план урока - главное. Не забывайте, что ребенок, его интересы, стремления, его настоящее и будущее — вот смысл вашей работы.
Добрович А. Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. — М., 1987.
82
учитесь видеть в каждом человеке, ребенке то, что выгодно отличает его от других, ту «изюминку», которая делает его уникальным, неповторимым. Помните, что каждый человек - уникален и к каждому необходим свой подход. , Придя к человеку, оставьте свои проблемы, амбиции, сложившиеся стереотипы. Говоря с человеком, общайтесь с ним, а не с его официальным статусом, своими представлениями о нем. Потребность в равенстве присуща всем, а тем более детям.
• Учитесь видеть себя как бы со стороны, глазами других людей. Анализируйте, как вы вели себя во время общения с ними, стремитесь поставить себя на место того человека, с которым общаетесь.
• Чаще улыбайтесь людям. Улыбка располагает к вам окружающих, создает благоприятный эмоциональный настрой, вызывает у других стремление общаться с вами.
• Развивайте свой внутренний духовный мир, ваши таланты и способности. Помните, что творческая, духовно богатая личность всегда привлекает других людей, особенно если это сопрягается с чуткостью и способностью понимать окружающих.
ЗАДАНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ
Бестактность
Информация к размышлению: Бестактность - это неумение выбрать подходящий момент, причиняющее неприятность людям, с которыми общаешься.
Вопросы для обсуждения:
• Применимо ли суждение древнегреческого философа к педагогическому общению? В чем выражается бестактность учителя?
Задания по анализу информации:
Опишите известные вам случаи проявления бестактности
Учителя.
ео Фраст. Характеры. // Психология личности. Тексты. - М., 1982.
83
Педагогический такт
Информация к размышлению: «Педагогический такт - это мера педагогически целесообразного воздействия учителя на учащихся, умение устанавливать продуктивный стиль общения Педагогический такт не допускает крайностей в общении со школьниками».
«Практически такт выражается в соблюдении педагогически обоснованной меры в применении воспитательных воздействий, в педагогически целесообразной их оптимизации, причем мера регулируется сложным психологическим и нравственно-психологическим содержанием».
«Педагогический такт - это всегда творческое, нешаблонное применение норм педагогической этики».
«Итак, педагогический такт будем считать категорией этической, профессионально значимым качеством личности учителя. Педагогический такт обусловливает культуру педагогического общения учителя и ученика, учителя и родителей учеников, учителя с его коллегами в организации при осуществлении учебно-воспитательного процесса и способствует наибольшему эффекту в воспитании и общении».
Задания по анализу информации:
• Выберите одно из приведенных определений педагогического такта, которое представляется вам самым удачным с точки зрения его сущностной характеристики.
• Дайте свою формулировку педагогического такта.
Комогорцева И.Ф. Культура педагогического общения Учеб. пособие по спецкурсу. — Калинин, 1982.
Основы педагогического мастерства. — М., 1989.
Страхов И. В. Такт учителя как педагогическая способность. // Творческий труд учителя: Лекции в пединституте. — Саратов, 1971.— С. 28.
Якобсон Я.Г. Лекция о педагогической этике. // Основы марксистско-ленинской этики. — Л., 1973.
Дата: 2019-02-19, просмотров: 267.