Упражнение «Передача чувств»
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Участники встают в затылок друг за другом. Последний по­ворачивает предпоследнего и передает ему мимикой какое-либо чувство (радость, гнев, печаль, удивление и т. п.). Второй чело­век должен передать следующему это же чувство. У первого спрашивают, какое чувство он получил, и сравнивают с тем, какое чувство было послано вначале.

Упражнение «Учитель»

Студентам предлагается по очереди играть роль учителя. «Учитель» пишет на доске. «Ученики» должны писать в это время в тетрадях. Вдруг раздается какой-то «шум». «Учитель» оборачивается, выражая удивление, осуждение, требование, выжидание, гнев, страдание и т.д.

Григорьва Т.Г., Линская Л.В., Усольцева Т.П. Основы конструктивного об­щения: Метод, пособие для преподавателей. Новосибирск.— М., 1997.

Педагогическое мастерство и педагогические технологии: Учебное посо­бие. / Под ред. Л. К. Гребенкиной, Л.А. Байковой.— М., 2000.

Щуркова Н.Е. Практикум по педагогической технологии. — М., 1998.

УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ

Упражнение «Крокодил»

Участники разбиваются на две команды. Каждая загадывает слово или какое-либо понятие. Слово сообщается на ухо члену другой команды. Он может только изобразить это слово свои­ми жестами и мимикой. Его группа задает наводящие вопро­сы. Причем вопросы задаются таким образом, чтобы на них можно было ответить «да», «нет», «не знаю».

70

Словами ничего говорить нельзя. Выигрывает та команда, которая сумеет разгадать большее количество слов.

Упражнение «Внешнее выражение эмоций»

Каждый участник получает репродукцию портрета, худож­ника. Он должен «оживить» портрет, то есть принять позу, выражение лица и сказать несколько реплик, соответствую­щих мимике и позе изображенного.

Упражнение «Отражение эмоционального состояния» ( «зеркало» )

Все участники разбиваются на пары. Один выполняет роль зеркала, которое должно отразить показанное партнером эмо­циональное состояние. Упражнение выполняется с помощью мимики и пантомимы. Каждый выполняет упражнение по три раза (различные эмоциональные состояния).

Упражнение «Изображение»

Изобразите с помощью жестов и мимики психологические особенности человека (себя, другого), содержание пословицы, поговорки.

Упражнение «Чувство»

Участники пишут на листах бумаги какое-либо чувство. Карточки собираются и перетасовываются. Затем каждый уча­стник выбирает любую карточку. Ему необходимо изобразить то чувство, которое написано на ней. Показ может быть ми­мическим или пантомимическим. Остальные высказываются о восприятии этого показа.

Ведущий молчит, не раскрывая секрета сразу после первых вЬ1сказанных догадок. Должны высказаться все участники, каждый изображает несколько чувств.

Вопросы для обсуждения:

Воспринимали ли вас адекватно?

Почему возникали затруднения в определении чувства?

Расскажите о своих впечатлениях.

71

Упражнение «Список эмоций»

Группе предлагается назвать как можно больше слов, обо­значающих эмоции. Затем кто-то выходит и изображает эмо­цию мимикой и жестами. Все отгадывают. Первый отгадавший показывает свою эмоцию.

Усложнение: Упражнение проводится в кругу. Один человек называет эмоцию — все ее показывают.

Вопросы для обсуждения:

• Какое слово было труднее всего показать?

• У всех ли было одинаковое выражение лица при изображе­нии эмоции? Почему?

• Могут ли люди испытывать одни и те же эмоции и иметь совершенно разное выражение лица? Когда? (Привести пример.)

Аникеева Н.П. Воспитание игрой. М., 1987.

Григорьев Т.Г., Линская Л.В., Усольцева Т.П. Основы конструктивного об­щения: Метод, пособие для преподавателей. — Новосибирск.— М., 1997.

Козлов Н.И. Лучшие психологические игры и упражнения. — Екатеринбург, 1998.

Практикум по социально-психологическому тренингу. / Под ред. Б.Д. Па-рыгина. - СПб., 1994.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Студентам предлагается выполнить следующие задания:

• Понаблюдать за собой в процессе взаимодействия с близ­кими людьми: понять их состояние, прочувствовать, выс­лушать.

• Находясь в транспорте, незаметно приглядеться к чьему-либо лицу. Попытаться вообразить это лицо улыбающимся, опечаленным, испуганным, насмешливым, нежным и т. д. Попробовать представить те чувства, которые испытывает этот человек в данный момент.

• Понаблюдать за собой. Определить, какие эмоциональные проявления являются для вас типичными, какой способ взаимодействия с отрицательными эмоциями у вас преоб­ладает.

72

Внимательно рассмотреть свое лицо в зеркало, не критикуя себя. Постараться выразить мимикой: дружелюбие, откры­тость, недовольство. Определить, что удается лучше. Поста­раться выразить дружелюбие, доброжелательность в разной степени - от вежливой симпатии до обожания. После чего задать себе вопрос: «Что я сейчас чувствую?». Проанализи­ровать данный эксперимент.

• Чтобы избавиться от угрюмого или надменного выражения лица, по утрам перед зеркалом покажите себе язык, улыб­нитесь. Настройте себя на то, что казенное выражение лица не должно появиться у вас ни разу в течение дня.

Гаджиева Н.М., Никитина Н.Н., Кислинская Н.В. Основы самосовершен­ствования. Тренинг самосознания. Екатеринбург, 1998.

Шелихова Н.И. Техника педагогического общения. / Под общ. ред. М.Р. Гинз­бурга. — М., Воронеж. — 1998.

Дата: 2019-02-19, просмотров: 313.